к делу № 2а-438/19
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
ст. Северская 28 марта 2019 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Безугловой Н.А.,
при секретаре Колесниковой Е.М.,
с участием: представителя истца Семененко Т.Г. - Горовой Т.Б.,
представителя ответчика, администрации
Смоленского сельского поселения Северского района Казанцева Р.РЎ.,
представителя третьего лица администрации
муниципального образования Северский район Наталенко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семененко Татьяны Григорьевны к администрации Смоленского сельского поселения Северского района о признании решения незаконным, обязании утвердить и выдать схему земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Семененко Рў.Р“. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє администрации Смоленского сельского поселения Северского района Рѕ признании решения незаконным, обязании утвердить Рё выдать схему земельного участка. Р’ обоснование РёСЃРєР° указала, Рѕ том что Приказом в„– 104 Комитета Природных ресурсов РїРѕ Краснодарскому краю Афипский лесхоз Р·Р° Семененко Рў.Р“. закреплен РІ пользование земельный участок площадью 0,10 РіР° РІ <адрес> <адрес> лесничества. Управлением архитектуры Рё градостроительства администрации Северского района ДД.РњРњ.ГГГГ выдано разрешение РЅР° строительство в„– индивидуального жилого РґРѕРјР°. ДД.РњРњ.ГГГГ вынесено постановление главы Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края в„– которым присвоен земельному участку площадью 1000 РєРІ.Рј., РёР· земель населенных пунктов, принадлежащий Семененко Татьяне Григорьевне новый почтовый адрес: <адрес>. ДД.РњРњ.ГГГГ истцом сделан технический паспорт РЅР° жилой РґРѕРј, актом готовности объекта незавершенного строительства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ установлен процент готовности 18%, площадь застройки <данные изъяты> РєРІ.Рј. Рстец начала заниматься оформлением земельного участка, площадью РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>. Административный истец обратилась Рє кадастровому инженеру, который составил схему расположения земельного участка, Р° также акт согласования местоположения границы земельного участка. Семененко Рў.Р“. обратилась РІ администрацию Смоленского сельского поселения Северского района, однако ей сообщили (13 РёСЋРЅСЏ 2018Рі. в„– 775), что согласно свидетельства Рѕ государственной регистрации права РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ серия 23 -РђРђ в„–, земельный участок, расположенный РїРѕ адресу: <адрес> является участком лесного фонда (собственность федеральная). Предоставить выписку РЅР° земельный участок, администрация Смоленского сельского поселения РЅРµ представляется возможным. Таким образом, подписать акт согласования местоположения границы земельного участка, межевой план, схему расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане, схему расположения границ земельного участка, Р° также предоставить выписку РЅР° земельный участок, РЅРµ представляется возможным. РџРѕ мнению административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку РІ силу РЅРѕСЂРј законодательства если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено федеральными законами, исключительное право РЅР° приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане Рё юридические лица - собственники зданий, строений Рё сооружений. Указанное право осуществляется гражданами Рё юридическими лицами РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё РЅР° условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Указанный земельный участок РЅРµ ограничен РІ обороте, РЅРµ РёР·СЉСЏС‚ РёР· него. Отказ администрации противоречит нормам земельного законодательства, нарушает права Семененко Рў.Р“. Р’ силу РЅРѕСЂРј законодательства границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда РѕС‚ земель иных категорий РІ соответствии СЃ материалами лесоустройства. Данные Рѕ границах земель лесного фонда заносятся РІ государственный земельный кадастр. Рзъятие земель, занятых лесами первой РіСЂСѓРїРїС‹, для государственных или муниципальных РЅСѓР¶Рґ допускается только РІ исключительных случаях, предусмотренных Кодексом. Перевод земель лесного фонда РІ земли иных категорий осуществляется РІ соответствии СЃ Земельным Кодексом СЃ учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами. Земли поселений согласно земельному законодательству используются Рё предназначены для застройки Рё развития РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений. РќР° основании вышеизложенного Семененко Рў.Р“. просила СЃСѓРґ признать незаконным решение администрации Смоленского сельского поселения Северского района Рѕ предоставлении выписки РЅР° земельный участок, расположенный РїРѕ адресу: <адрес> Обязать администрацию Смоленского сельского поселения Северского района утвердить Рё выдать схему расположения земельного участка РїРѕ адресу: <адрес> РЅР° кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории РІ соответствии СЃРѕ схемой расположения земельного участка, для выполнения кадастровых работ.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнила исковые требования, просила суд обязать администрацию Смоленского сельского поселения согласовать схему расположения земельного участка, расположенного в <адрес> края на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со схемой расположения земельного участка для выполнения кадастровых работ.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылаясь на их необоснованность.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Северский район в судебном заседании полагался на усмотрение суда.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу п.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственник зданий сооружении, расположенных на таких земельных участках.
На основании п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрена возможность обращения за приобретением земельного участка в аренду либо в собственность не всех, а любого из правообладателей здания, сооружения или помещений в них.
Согласно ч. 2 ст. 59 ЗК РФ, судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании п. 1 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Как указано в п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 62 ЗК РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В силу ч. 1 ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании ст. 6.1 ЛК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
В судебном заседании установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета Природных ресурсов по <адрес> Афипский лесхоз за Семененко Т.Г. закреплен в пользование земельный участок площадью <данные изъяты> га в <адрес> <адрес> лесничества /л.д. 15/.
Управлением Архитектуры и Градостроительства Администрации Северского района ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство № индивидуального жилого дома, продленное до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 11/.
Постановление главы Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края от 14 августа 2008 года № 250 земельному участку площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов, принадлежащему Семененко Татьяне Григорьевне присвоен новый почтовый адрес: <адрес>.
Административным истцом 31 августа 2017 года изготовлен технический паспорт на жилой дом (объект незавершенного строительства), актом готовности объекта незавершенного строительства от 22 сентября 2017 года установлен процент готовности 18%, площадь застройки 46,8 кв.м., расположенный на земельном участке, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 6 - 8).
Занимаясь оформлением земельного участка, площадью 1 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, административный истец обратилась к кадастровому инженеру, который составил схему расположения земельного участка, а также акт согласования местоположения границы земельного участка /л.д. 14/.
Семененко Т.Г. обратилась в администрацию Смоленского сельского поселения Северского района с заявлением о предоставлении выписки на земельный участок, однако ответом от 13 июня 2018 года № 775 ей сообщено, что выписку на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> не представляется возможным, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 23 -АА №, указанный земельный участок является участком лесного фонда (собственность федеральная). Таким образом, подписать акт согласования местоположения границы земельного участка, межевой план, схему расположения земельного участка на кадастровом плане, схему расположения границ земельного участка, а также предоставить выписку на земельный участок, не представляется возможным.
РР· ответа Управления архитектуры администрации муниципального образования Северский район РѕС‚ 23 января 2019 РіРѕРґР° в„– 80-Рђ следует, что земельный участок, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, согласно правилам землепользования Рё застройки, утвержденным решением Совета Смоленского сельского поселения РѕС‚ 31 октября 2017 РіРѕРґР° в„– 19, СЃ внесенными изменениями решением Совета муниципального образования Северский район РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2016 РіРѕРґР° в„– 138, РѕС‚ 31 августа 2017 РіРѕРґР° в„– 256, находится РІ зане застройки индивидуальными жилыми домами СЃ содержанием домашнего скота Рё птицы – Р–1Р‘. дополнительно сообщено, что данный земельный участок расположен РІ Р·РѕРЅРµ СЃ особыми условиями использования территории – РІ границе водоохранной Р·РѕРЅС‹ /Р».Рґ. 32 - 43/.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ главы Смоленского сельского поселения Северского района от 13 июня 2018 года № 775 в предоставлении выписки на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> препятствует согласованию административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, суд полагает необходимым обязать администрацию Смоленского сельского поселения Северского района согласовать схему расположения земельного участка, расположенного в <адрес> края на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со схемой расположения земельного участка для выполнения кадастровых работ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Семененко Татьяны Григорьевны Рє администрации Смоленского сельского поселения Северского района Рѕ признании решения незаконным, обязании утвердить Рё выдать схему земельного участка, удовлетворить.
Обязать администрацию Смоленского сельского поселения согласовать схему расположения земельного участка, расположенного в <адрес> края на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со схемой расположения земельного участка для выполнения кадастровых работ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Безуглова