Дело № 2а-1080/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,
при секретаре Даниловой Н.В.,
с участием административного истца Макуевой Р.К., ее представителя по доверенности Ильченко П.И., представителя административного истца Литвиновой Н.К. по доверенности Ильченко П.И., представителя административного ответчика по доверенности Скворцовой Т.С.,
«03» июня 2019 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Литвиновой Нины Кузьминичны, Макуевой Раисы Кузьминичны к Департаменту городского хозяйства администрации г. Волгограда о признании действий незаконными и возложении обязанности вывести земельный участок из зоны городских лесов,
УСТАНОВИЛ:
Литвинова Н.К., Макуева Р.К. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации г. Волгограда о признании действий незаконными и возложении обязанности вывести земельный участок из зоны городских лесов.
В обоснование административного иска указано, что административные истцы Литвинова Н.К., Макуева Р.К. являются собственниками жилого дома, расположенного на земельном участке, кадастровый №, по адресу: <адрес>, по 1\2 доли каждая.
В целях оформления земельного участка Литвинова Н.К., Макуева Р.К. обратились в ДМИ г. Волгограда, где им пояснили, что истребуемый земельный участок находится в зоне городских лесов, и что им необходимо обратиться в Департамент городского хозяйства администрации г. Волгограда с соответствующим заявлением о выводе земельного участка из зоны городских лесов.
Обратившись 07.12.2018 года в Департамент городского хозяйства администрации г. Волгограда с заявлением о выводе земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес> <адрес>, из зоны городских лесов согласно предоставленной схеме, письмом от 14.12.2018 года Литвинова Н.К., Макуева Р.К. получили отказ, в связи с тем, что границы городского лесничества определены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.09.2013 года «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства».
Считая данный отказ незаконным, административные истцы Литвинова Н.К. и Макуева Р.С. просят суд признать незаконными действия Департамента городского хозяйства администрации Волгограда об отказе в выводе земельного участка площадью 998 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, из зоны городских лесов, возложив на административного ответчика обязанность вывести указанный земельный участок из зоны городских лесов.
В судебном заседании административный истец Макуева Р.К., ее представитель по доверенности Ильченко П.И., который также представляет интересы по доверенности административного истца Литвиновой Н.К., заявленные требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, пояснив, что действиями Департамента городского хозяйства администрации Волгограда об отказе в выводе земельного участка, кадастровый №, площадью 998 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, из зоны городских лесов, нарушаются их права, как собственников жилого дома, расположенного на спорном земельном участке.
Представитель административного ответчика - Департамента городского хозяйства администрации Волгограда по доверенности Скворцова Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считая, что оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку данные действия прямо запрещены действующим законодательством РФ, кроме того, полномочия у Департамента городского хозяйства администрации Волгограда по выводу земельных участков из состава городских лесов отсутствуют.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, Администрации Красноармейского района г. Волгограда не явились, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Заявлений, возражений суду не представили.
Выслушав административного истца Макуеву Р.К., ее представителя по доверенности Ильченко П.И., который также представляет интересы по доверенности административного истца Литвиновой Н.К., представителя административного ответчика по доверенности Скворцову Т.С., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ № 6\8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, спорные действия (бездействия) государственного органа могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствия их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании установлено, что административные истцы Литвинова Н.К., Макуева Р.К. являются собственниками по 1\2 доли каждая недвижимого имущества - жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается копией заочного решения Красноармейского районного суда г. Волгограда от 19.02.2013 года, копиями свидетельств о государственной регистрации права серии № №, серии № от 14.10.2013 года (л.д. 7-8, 52-54).
В целях оформления вышеуказанного земельного участка Литвинова Н.К., Макуева Р.К. обратились в ДМИ г. Волгограда, где им пояснили, что истребуемый земельный участок находится в зоне городских лесов, и что им необходимо обратиться в Департамент городского хозяйства администрации г. Волгограда с соответствующим заявлением о выводе земельного участка из зоны городских лесов.
Обратившись 07.12.2018 года в Департамент городского хозяйства администрации г. Волгограда с заявлением о выводе земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес> <адрес>, из зоны городских лесов согласно предоставленной схеме, письмом от 14.12.2018 года Литвинова Н.К., Макуева Р.К. получили отказ, в связи с тем, что границы городского лесничества определены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.09.2013 года «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства».
Пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Частью 4 статьей 12 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Статьей 102 ЛК РФ установлено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.
Частью 6 данной статьи ЛК РФ четко определено, что отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Статьей 84 ЛК РФ определены полномочия органа местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе, и полномочия по владению, пользованию, распоряжению такими лесными участками.
Администрацией Волгограда были проведены затратные мероприятия по лесоустройству, землеустройству и постановке на кадастровый учет; зарегистрированы права муниципальной собственности на лесные участки, утвержден Лесохозяйственный регламент Волгоградского городского лесничества.
Границы городского лесничества Волгограда утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.09.2013 № 267 «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства».
Количество лесничеств и установление границ утверждено приказом Рослесхоза от 22.12.2010 № 503 «Об определении количества лесничеств на территории города Волгограда и установлении их границ».
Таким образом, по учету лесного реестра площадь Городского лесничества Волгограда, которое территориально подразделяется на пять участковых лесничеств(Тракторозаводское, Ворошиловское, Кировское, Красноармейское, Сарпинское), составило 13,8 тыс. га.
В соответствии с частью 6 статьи 105 ЛК РФ изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - 172-ФЗ) установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства с приложением копий документов, установленные данным федерального закона.
В соответствии со статьей 11 172- ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Согласно данной норме действующего законодательства Российской Федерации четко определена возможность перевода земель лесного фонда в земли других категорий, в иных случаях данный перевод прямо запрещен.
Решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 № 55/1587 утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства администрации Волгограда.
Так, Департамент наделен следующими полномочиями: осуществляет муниципальный лесной контроль на территории Волгограда; координирует деятельность по воспроизводству, охране и защите городских лесов, в том числе: готовит предложения по установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, готовит предложения по установлению ставок платы за единицу объема древесины, организует разработку лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, расположенных на территории Волгограда, проводит муниципальную экспертизу проектов освоения лесов в соответствии с действующим законодательством, организует принятие мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством, ведет учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, представляет данные в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, готовит проекты муниципальных правовых актов Волгограда об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проводит в лесах определенные виды работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, организует и проводит аукционы: на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности Волгограда; на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, предоставляет от имени администрации Волгограда лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, праве безвозмездного срочного пользования, осуществляет от имени администрации Волгограда обязанности по договорам аренды лесных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, заключенным ранее по результатам торгов департаментом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, комитетом благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, заключает от имени администрации Волгограда договоры купли-продажи лесных насаждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ведет государственный лесной реестр в пределах предоставленных полномочий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимает лесные декларации в установленном порядке, получает от физических и юридических лиц, осуществляющих использование лесов, отчеты об использовании лесов, отчеты по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчеты об охране и защите лесов в установленном законодательством порядке, приостанавливает использование лесных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, в установленном законодательством порядке в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по выводу земельных участков из состава городских лесов у Департамента городского хозяйства администрации Волгограда отсутствуют.
При данных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований административных истцов Литвиновой Н.К., Макуевой Р.К. о признании действий Департамента городского хозяйства администрации Волгограда об отказе в выводе земельного участка площадью 998 кв.м., расположенного по адресу <адрес>-<адрес> <адрес>, из зоны городских лесов, и возложении обязанности на административного ответчика вывести указанный земельный участок из зоны городских лесов, поскольку данные действия прямо запрещены действующим законодательством Российской Федерации, которым изменение границ, в данном случае, городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В связи с указанными обстоятельствами суд считает заявленные требования Литвиновой Н.К., Макуевой Р.К. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Литвиновой Нины Кузьминичны, Макуевой Раисы Кузьминичны к Департаменту городского хозяйства администрации г. Волгограда о признании действий незаконными и возложении обязанности вывести земельный участок из зоны городских лесов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.В. Озаева
Мотивированное решение составлено 10 июня 2019 года.
Копия верна: Судья О.В. Озаева