КОПИЯ Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года УИД № 66RS0035-01-2024-000909-09 производство № 2-1-777/2024 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноуфимск |
5 августа 2024 года |
Красноуфимский районный суд в составе:
председательствующего судьи Четиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Копорушкиной И.М.,
с участием истца Азановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азановой О. А. к администрации муниципального образования Красноуфимский округ о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,
установил:
Азанова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Красноуфимский округ, в обоснование заявленных требований указав, что она владеет на праве аренды земельным участком площадью 1 080 кв. м. с кадастровым номером №1-109/2014, расположенным по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от 26 апреля 2013 года № 361/13. В целях строительства жилого дома на данном земельном участке 3 апреля 2024 года она обратилась в администрацию муниципального образования Красноуфимский округ с уведомлением о планировании строительства. Однако 11 апреля 2024 года ей получено уведомление № 19 о недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с нахождением земельного участка в границах зоны санитарной охраны водозаборного участка скважины. Считая такой отказ незаконным, Азанова О.А. просит возложить на администрацию муниципального образования Красноуфимский округ обязанность выдать ей разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №1-109/2014, расположенным по адресу: <адрес>.
В письменном отзыве на исковое заявление и.о. руководителяь Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ФИО3 указала, что предмет спора не относится к полномочиям Управления, поскольку Управление не имеет полномочий и не осуществляет функций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в части отведения территории жилищного строительства в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и соблюдения режима осуществления деятельности в границах таких зон.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии по Свердловской области ФИО7, ФИО4 в письменных отзывах на исковое заявление указывают, что предоставление сведений в области санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Свердловской области осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области. Вопросы согласования размещения и строительства объектов на земельных участках отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В письменных пояснениях представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области ФИО5, Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» ФИО6 сообщают, что согласование нового строительства, связанного с нарушением почвенного покрова на территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в рамках действующего законодательства не предусмотрено.
В судебном заседании Азанова О.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что данный земельный участок был выделен ей для строительства дома, скважина находится на расстоянии 500 м от ее земельного участка.
Представители ответчика администрации муниципального образования Красноуфимский округ, представители третьих лиц Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представители третьих лиц ФИО3, ФИО7, ФИО4 просили рассмотреть настоящее дело без их участия.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не просивших о его отложении.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав Азанову О.А., суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве).
Требования к сведениям, подлежащим отражению в уведомлении о планируемом строительстве, предусмотрены пунктами 1 – 9 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, тогда как требования к документам, прикладываемым к уведомлению о планируемом строительстве, регламентированы частью 3 этой же статьи.
Согласно положениям части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации после проведения уполномоченным на выдачу разрешений на строительство органом власти проверки уведомления о планируемом строительстве застройщику в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляется уведомление о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
При этом проверка уведомления о планируемом строительстве проводится на предмет соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены основания, при наличии которых застройщику может быть направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
К таким основаниям пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит недопустимость размещения указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Как следует из материалов дела, Азанова О.А., являющаяся арендатором земельного участка с кадастровым номером №1-109/2014, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 080 кв. м., на основании договора аренды земельного участка от 26 апреля 2013 года № 361/13 сроком до 26 апреля 2062 года, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок). В целях строительства жилого дома на данном земельном участке 3 апреля 2024 года Азанова О.А. обратилась в администрацию муниципального образования Красноуфимский округ с уведомлением о планировании строительства. Однако 11 апреля 2024 года ей получено уведомление № 19 о недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с нахождением земельного участка в границах зоны санитарной охраны водозаборного участка скважины.
Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации допускается установление ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Виды зон с особыми условиями использования территорий установлены статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 16 которой относит к таким зонам зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 3.2.2.2 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 на территории зон санитарной охраны второго и третьего пояса бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Вышеуказанное постановление в соответствии с пунктом 5.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утрачивает силу с 1 января 2025 года.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции, действовавшей до 21 октября 2011 года) предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
В настоящее время данный пункт утратил силу, требование о получении санитарно-эпидемиологического заключения при строительстве индивидуального жилого дома действующим законодательством не предусмотрено.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
Как усматривается из выписки из единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №1-109/2014 полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером 66:14-6.781 от 23 декабря 2021 года, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлена в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПин 2.1.4.1110-02». В зоне санитарной охраны третьего пояса: Бурение новых скважин и новое строительство, связное с нарушением почвенного покрова, производиться при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Зона с особыми условиями использования территории установлена бессрочно, вид/наименование: Зона санитарной охраны водозаборного участка скважины № 8333 – источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения села Чувашково, расположенной на территории муниципального образования Красноуфимский округ Свердловской области (III пояс), тип: Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, дата решения: 16 декабря 2021 года, номер решения: 1523, наименование ОГВ/ОМСУ: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Вместе с тем, нахождение земельного участка административного истца в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не исключает возможности жилищного строительства.
Предоставление земельных участков для строительства, согласно пункта 3 статьи 12 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», допускалось только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарными правилами. Однако, данный пункт утратил силу с 21 октября 2011 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 19 июля 2011 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании». Таким образом, выдача территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам в настоящее время не осуществляется.
Кроме того, пунктом 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрен запрет на истребование от граждан при строительстве, в частности индивидуального жилого дома, документов о согласовании размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Таким образом, нахождение земельного участка в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, вопреки выданному истцу уведомлению не исключает возможности жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, принятое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 11 апреля 2024 года № 19 нельзя признать законным, с учетом установленного судом факта допустимости размещения на данном земельном участке нового объекта капитального строительства, требование истца подлежит удовлетворению.
При этом, ошибочное указание истцом о необходимости выдачи ему именно разрешения на строительство правового значения не имеет, в настоящее время согласно положениям части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявителю при обращении с соответствующим уведомлением выдается уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, при допустимости указанного в уведомлении строительства объекта на таком земельном участке.
Руководствуясь статьями 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Азановой О. А. удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Красноуфимский округ обязанность выдать Азановой О. А. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке площадью 1 080 кв. м с кадастровым номером №1-109/2014, расположенном по адресу: <адрес>, по уведомлению Азановой О. А. от 3 апреля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления через Красноуфимский районный суд Свердловской области.
Судья (подпись) Четина Е.А.