РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-272/2018
28 августа 2018 года с. Бея
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,
при секретаре Филипповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района в интересах лица из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей Глазыриной Натальи Михайловны к ответчику администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бейского района в интересах Глазыриной Н.М. обратился в суд с иском к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма в <адрес>, за счет средств бюджета Республики Хакасия, мотивируя исковые требования тем, что Глазырина Н.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Глазыриной Н.М. - Копчегашева С.В. < > от ДД.ММ.ГГГГ, отец - М.П. умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Бейского района от 10.07.2014 г. № Глазырина Н.М. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время право на получение жилого помещения Глазырина Н.М. подтвердила, однако жильем не обеспечена. Глазырина Н.М. обратилась в прокуратуру Бейского района Республики Хакасия за защитой своего нарушенного права.
Просит суд обязать администрацию Бейского района обеспечить Глазырину Н.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> за счет средств Республики Хакасия.
В судебном заседании помощник прокурора Бейского района Сандан-оол Л.С. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Истец Глазырина Н.М. в судебное заседание не явилась о дате и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
От ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия представитель по доверенности Артемьева И.С. просит суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, не возражала против удовлетворения исковых требований.
От третьего лица Министерства финансов Республики Хакасия представитель для участия в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дополнительно направив в суд отзыв на исковое заявление, указав, что затраты по предоставлению жилья на расходы бюджета субъекта РФ разрешаются в порядке межбюджетных отношений и подлежит урегулированию между Республикой Хакасии и муниципальным образованием Бейского района в рамках бюджетного законодательства. Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с методикой расчета общего объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований РФ государственных полномочий по решению вопросов, социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что обязанность по предоставлению жилья возлагается на администрацию муниципального образования.
От третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия представитель для участия в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Из паспортных данных Глазыриной Н.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. следует, что истица зарегистрирована по <адрес>.
Владельцем данного дома числится Захарова А. С., которая родственником истице не приходится, что подтверждается копией лицевого счета № из похозяйственной книги выданной администрацией Бондаревского сельсовета 16.06.2014 г. №.
20.06.2018 г. Глазырина Н.М. обратилась с заявлением к прокурору Бейского района, в котором просила обратиться в её интересах в суд с иском об обеспечении её жилым помещением.
Согласно свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ Глазыриной Натальи Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ее родителями являются отец М.П., мать С.В..
Отец М.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается повторным свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать - С.В. < >
Из выписки из похозяйственной книги следует, что С.В. проживает по <адрес>, с дочерьми: Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
По информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на объекты недвижимости в отношении С.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., М.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем, по информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принадлежит на праве общей долевой собственности, 1/3 доли в праве, земельный участок и жилое помещение, расположенные по <адрес>. Указанное имущество приобретено на основании договора купли-продажи от 18.04.2013 г., тогда как < >
Согласно Уведомления Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от 03.07.2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Глазыриной Н.М. на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации. Адресом преимущественного пребывания Глазыриной Н.М. указан <адрес>
Следовательно, Глазырина Н.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, поскольку Глазырина Н.М. относится к категории лиц, обладающих статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то прокурор Бейского района правомерно обратился в суд в защиту интересов Глазыриной Н.М. по обеспечению её права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, статья 109.1 ЖК РФ устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В силу ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, федеральное законодательство, помимо порядка предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм).
Наряду с федеральным законодательством, аналогичные положения по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, также закреплены и в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Так, Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплен порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Законом Республики Хакасия от 03.07.2014 г. № 63-ЗРХ статья 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ дополнена частью 3(1), в силу которой право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Договоры найма специализированного жилого помещения заключаются сроком на пять лет и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения (ч. 4 ст. 4).
Жилые помещения, в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью на условиях найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Как указывалось выше, Глазырина Н.М. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
Согласно Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Глазырина Н.М., Копчегашева С.В. ( Еремина), М.П. на территории Бейского района недвижимого имущества в собственности не имеют.
Судом установлено, что Глазырина Н.М. в < > году окончила <УЧРЕЖДЕНИЕ>
Из положений ч. 1 ст. 20 Конвенции «О правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1 следует, что истец, как ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые ему государством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение его жильем.
В соответствии с Постановлением № 572 от 10.07.2014 г. Глазырина Н.М. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Глазырина Н.М. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения, с 10.07.2014 г. состоит в списке детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в < > году окончила <УЧРЕЖДЕНИЕ>, а следовательно в силу закона имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, в связи с чем администрация Бейского района обязана за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить ей, как лицу, обладающему статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно информации руководителя управления финансов на 2018 год в местном бюджете на обеспечение жилыми помещениями сирот предусмотрено 13334,0 тыс. рублей, а финансирование из республиканского бюджета РХ на 18.07.2018 г. в бюджет района поступило в размере 5233280 рублей, указанная сумма является кредитной задолженностью за 2017 год, по информации от 18.07.2018 г. Комитета по управлению имуществом Бейского района, что на 2018 год для приобретения квартир детям – сиротам КУМИ Бейского района доведен лимит 13334000 рублей рублей за счет средств федерального и республиканского бюджета, по состоянию на 18.07.2018 г. для приобретения квартир детям – сиротам в КУМИ Бейского района поступило с республиканского бюджета кредитная задолженность за 2017 год в размере 5233280 рублей которые были освоены в полном объеме, с федерального бюджета средства не поступали.
Установлено, что согласно сведениям от 18.07.2018 г. свободных жилых помещений, необходимых для предоставления по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 23-х лет, в собственности муниципального образования Бейский район не имеется, в связи с чем ими не может быть предоставлено жилое помещение истцу, суд исходит из следующего.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (пункт 3 статьи 3 Закона).
В соответствии со ст. 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть: взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий; решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления; внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению которым возложена на органы местного самоуправления.
Кроме того, согласно представленной информации управления финансов администрации Бейского района Республики Хакасия на 2018 год в местном бюджете муниципального образования Бейский район предусмотрена субсидия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 13334 тысяч рублей.
С учетом вышеизложенного, суд полагает требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Глазыриной Н.М. к администрации Бейского района об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бейского района в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Глазыриной Натальи Михайловны к администрации Бейского района об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Глазыриной Наталье Михайловне в <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Сорогина
Мотивированное решение составлено 03.09.2018 года.