16RS0050-01-2020-003021-78 Дело № 12-749/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
14 мая 2020 года | г.Казань, ул.Х.Мавлютова, д.50, зал № 9А |
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Латыпова Динара Наильевна при секретаре судебного заседания Глибиной Е.В.,
с участием заявителя жалобы индивидуального предпринимателя Шабаевой Т. Н., государственного инспектора г.Казани РТ по пожарному надзору Гимадеева А.И.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шабаевой Т. Н. на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Казани по Приволжскому району УНД и ПР ГУ МЧС РФ по <адрес> Газизова Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шабаевой Т. Н.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Казани по Приволжскому району УНД и ПР ГУ МЧС РФ по <адрес> Газизова Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шабаевой Т. Н. (далее – заявитель) заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель обратился в суд с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, в которой просит постановление отменить.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил постановление отменить, указал, что приняты меры для устранения выявленных нарушений, нарушения частично имелись ввиду допущения их предыдущими собственниками, обработка деревянной конструкции кровли завершится в мае,, экспертное исследование по пункту 5 нарушений заказали, скоро завершат, обучение мерам безопасности сотрудники прошли, персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания обеспечен, отсутствует финансирование для завершения всех работ, ИП не был извещен на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела.
Государственный инспектор г.Казани РТ по пожарному надзору Гимадеев А.И., будучи предупрежденным об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, подтвердил наличие нарушений, указанных в оспариваемом постановлении, при проведении проверки, указал, что они были выявлены им, в том числе, визуально, указал, что в момент проверки персонал не был обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания, документы о прохождении обучения. проведении необходимых исследований (пункт 5 в постановлении), отсутствовала противопожарная обработка деревянной кровли и противопожарные преграды, хостел категории Ф11, поэтому должен быть второй эвакуационный выход, такой выход (лестница) не соответствует 3-ему типу; нарушения были выявлены еще ранее в 2018 году, за что было назначено предупреждение, у ИП имелась возможность устранить нарушения, однако они не были устранены.
Проверив доводы жалобы и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела по жалобе, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Указанными Правилами в частности предусмотрено, что:
3. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
9. На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.
24. Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.
Мероприятия пожарной безопасности предусмотрены также в санитарных нормах и правилах, ГОСТ.
Согласно п. 5.4.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. N 693 (далее - СП 2.13130.20), пределы огнестойкости и классы пожарной опасности заполнений проемов в ограждающих конструкциях зданий (дверей, ворот, окон и люков), а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий не нормируются, за исключением специально оговоренных случаев и при нормировании пределов огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах; конструкции заполнения светопрозрачных проемов (кроме дымовых люков) в покрытиях зданий классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1 следует выполнять из негорючих материалов.
В соответствии со СНиП 21-01-97*:
6.25*. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
6.27. Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.;
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
7.4. Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
7.12*. Специальные огнезащитные покрытия и пропитки, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к отделке конструкций.
В технической документации на эти покрытия и пропитки должна быть указана периодичность их замены или восстановления в зависимости от условий эксплуатации.
Для увеличения пределов огнестойкости или снижения классов пожарной опасности конструкций не допускается применение специальных огнезащитных покрытий и пропиток в местах, исключающих возможность их периодической замены или восстановления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут индивидуальный предприниматель Шабаева Т.Н. на объекте, занимаемом им, по адресу: <адрес> <адрес>, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допустил следующие нарушения:
лица допускаются к работе на объекте без обучения мерам пожарной безопасности (п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
дежурный персонал объекта с ночным пребыванием людей не обеспечен наличием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (п.9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли до принятой степени огнестойкости здания (ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.4.4 СП 2.13130.2012, п.7.12 СНИП 21-01-97);
наружная металлическая лестница 3-го типа находится в неисправном состоянии и не соответствует требованиям ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ, п.5.4, 5.5 СНИП 31-06-2009, НПБ 245-01, ГОСТ 53254-2009, п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
на путях эвакуации допускается применение отделочных материалов с неисследованными показателями по пожарной опасности (ст.4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.6.25 СНИП 21-01-97);
помещения разных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой противопожарной преградой противопожарной дверью с нормируемым пределом огнестойкости, а именно гостиница не отделена от офисного помещения на лестничной клетке противопожарной дверью (ст.4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.7.4 СНиП 21-01-97);
высота горизонтальных участков путей эвакуации составляет менее 2 м (ст.4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.6.27 СНиП 21-01-97).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, в том числе: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки; предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности; протоколом об административном правонарушении, фотоматериалом, и иными материалами дела.
Такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о неизвещении на составление протокола об административном правонарушении являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявителю высылалось, вернулось и вручено отправителю ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343
Кроме того, извещение высылалось по адресу осуществления деятельности и было вручено ДД.ММ.ГГГГ.
Также извещение о времени рассмотрения дела было вручено заявителю ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы заявителя жалобы о том, что приняты меры для устранения выявленных нарушений, нарушения имелись по вине предыдущих собственников и ввиду недостаточности финансирования, не могут повлечь отмену состоявшегося постановления.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения требований пожарной безопасности. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано, могут повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте, на котором осуществляется заявителем деятельность.
Заявитель не лишен возможности не допустить эксплуатацию помещения без исправления нарушений, допущенных по вине предыдущих собственников.
Доводы об отсутствии нарушений опровергаются представленными в деле доказательствами.
Кроме того, наличие нарушений подтверждены показаниями государственного инспектора г.Казани РТ по пожарному надзору Гимадеева А.И., предупрежденного об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об устранении нарушений не свидетельствуют об их отсутствии на момент их выявления.
Меры по устранению нарушений не были приняты в полном объеме на момент проверки; наказание назначено в минимальном размере, поэтому принятие мер по устранению нарушений не может повлечь отмену или изменение постановления.
Доводы направлены на переоценку доказательств в деле, оснований для которой не усматривается.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену постановления, заявителем не представлено.
При изложенных обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения соблюдены.
Оснований для применения в рассматриваемом деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения либо для назначения наказания в виде предупреждения не усматривается. Поскольку при нарушении правил пожарной безопасности возникает реальная угроза жизни и здоровью людей, в данном случае вмененное заявителю правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нельзя признать малозначительным.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку из материалов дела следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части таких обстоятельств как возникновение угрозы причинение вреда жизни и здоровью людей.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При этом в деле имеются сведения о привлечении ранее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РТ Приказчикова Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда здоровью граждан. Данные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности назначения наказания в виде административного штрафа.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.
Кроме того в постановлении имеется указание о нарушении п.5.4, 5.5 СНИП 31-06-2009.
Согласно пунктам 5.4, 5.5 СНИП 31-06-2009:
5.4 Групповые ячейки разновозрастных групп ДОО следует размещать обособленно друг от друга и других помещений.
Раздевальные групп дошкольного возраста, размещенных на втором или третьем этажах, могут предусматриваться на первом этаже.
5.5 В зданиях ДОО в климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г рекомендуется предусматривать отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка с обеспечением проветривания веранд.
Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возрастов должны быть раздельными.
Данные требования касаются дошкольных образовательных организаций и не имеют отношения к рассматриваемому случаю, поэтому указание на нарушение пунктов 5.4, 5.5 СНИП 31-06-2009 подлежит исключению из постановления.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Казани по Приволжскому району УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан Газизова Д.Н. от 23 марта 2020 года №0106-2020-0046 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шабаевой Т. Н. оставить без изменения, исключив из постановления указание на нарушение пунктов 5.4, 5.5 СНИП 31-06-2009, жалобу заявителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | (подпись) | Д.Н.Латыпова |