№ 2-2819/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов «14» декабря 2018 года.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Акульчевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Сторожук П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чеботаревой Веры Александровны в интересах несовершеннолетнего Чеботарева Дмитрия Игоревича к администрации г. Тамбова о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Чеботарева В.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Тамбова о предоставлении вне очереди ее семье в составе двух человек жилого помещения, площадью не менее 48 кв.м. с учетом права ее несовершеннолетнего сына Чеботарева Дмитрия Игоревича на дополнительную площадь.
В обоснование иска Чеботарева В.А. указала, что они совместно с сыном Чеботаревым Д.И., ФИО9 года рождения, зарегистрированы по адресу – ***. В указанной квартире площадью 29,5 кв.м., так же зарегистрированы ее мать Чистякова Л.М. и ее дочь Магеррамова Ю.А., при этом собственниками квартиры в равных долях являются Чистякова Л.М. и Магеррамова Ю.А.
В соответствии со справкой МСЭ об инвалидности от *** года и справкой ОГБУЗ «ТПКБ» от *** года ее сын Чеботарев Д.И. относиться к категории «ребенок-инвалид», поскольку страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378 (код заболевания F 70.8).
Постановлением администрации г. Тамбова от 01.03.2012 года ее сын был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний» с составом семьи три человека, при этом на учет сын был поставлен под номером 13.
Исходя из буквального толкования ст.57 ЖК РФ, удовлетворение требований о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от обеспечением жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося, от включения в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников.
Однако с марта 2012 года вопрос с предоставлением жилья ее семье администрацией не решается.
На основании изложенного, с учетом указанных обстоятельств дела, истец просила возложить на администрацию г. Тамбова обязанность внеочереди предоставить Чеботареву Д.И. благоустроенное помещение для проживания семьи в составе двух человек по договору социального найма.
В судебном заседании истец Чеботарева В.А. и ее представитель обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержали. При этом представитель указывал, что действительно с 2018 года заболевание, которым страдает несовершеннолетний Чеботарев Д.И., исключено законодателем из соответствующего списка. Тем не менее, Чеботарев Д.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с заболеванием еще в 2012 году и по вине администрации г. Тамбова до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
Представитель ответчика администрации г. Тамбова в судебном заседании исковые требования не признал, указывая, что удовлетворение требований истца приведет к нарушению прав иных лиц, так имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, указывала, что с 01.01.2018 года постановление, утверждающие перечень заболеваний утратило силу.
Представитель 3 лица Управление Федерального Казначейства по Тамбовской области в судебном заседании вопрос о рассмотрение заявленных требований оставил на усмотрение суда, указывая, что интересы Управления данные требования не затрагивают.
Представитель администрации Тамбовской области указывал, что с 2018 года указанное хроническое заболевание, которым страдает несовершеннолетний Чеботарев, исключено из списка. Тем не менее, указывал, что просит рассмотреть заявленные истцом требования в рамках закона.
Выслушав объяснения сторон, привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановление Правительства РФ от 16.06.2006года №378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 года №859 настоящее постановление признано утратившим силу с 01.01.2018года.
Тем не менее, суд полагает, что спорные правоотношения между сторонами возникли в период действия данного постановления (диапазон действия редакции: c 27.06.2006 года по 31.12.2017 года).
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Чеботарев Д.И. зарегистрирован по месту жительства вместе со своей матерью Чеботаревой В.А., в квартире, общей площадью 29,5 кв.м., расположенной по адресу - ***. Совместно с Чеботаревым Д.И. и его матерью так же зарегистрированы Чистякова Л.М. И Магеррамова Ю.А., которым указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности в равных долях по 1/2 доли.
Из справки от 03.06.2016 года, предоставленной Жилищным комитетом администрации г. Тамбова, а так же из копии учетного дела в отношении Чеботаревой В.А., следует, что Чеботарева В.А. в составе семьи из трех человек с 01.03.2012 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний» по номеру в очереди – 13.
Судом установлено, что основанием для принятия несовершеннолетнего Чеботарева Д.И. 01.03.2012 года в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний» являлось наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, при котором, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что так же подтверждается копией справки МСЭ о повторном установлении инвалидности от *** года и справкой ОГБУЗ «ТПКБ» №12 от *** года.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу положений ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Пункт 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, семья Чеботаревых В.А. и Д.И. собственного жилья не имеет, проживает в одной квартире с Чистяковой Л.М. и Магеррамовой Ю.А., которая на праве собственности принадлежит Чистяковой и Магеррамовой в равных долях.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что по состоянию на 01.03.2012 года при принятии Чеботаревой В.А. и Чеботарева Д.И. в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний», несовершеннолетний Чеботарев Д.И., страдал тяжелой формой хронического заболевания, при котором, в соответствии с действующим на тот период Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Не оспаривая в целом право инвалида на внеочередное предоставление жилого помещения, представитель администрации г. Тамбова полагает, что внеочередное предоставление жилого помещения Чеботаревой В.А. приведет к необоснованному нарушению прав иных лиц, так же имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, кроме того, представитель ответчика указывает на то обстоятельство, что 01.01.2018 года Постановление от 16.06.2006 года №378 утратило свою силу.
Между тем, с данными доводами представителя администрации г. Тамбова суд согласиться не может по следующим основаниям.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». До 01.01.2005 года, то есть до введения в действие Федерального закона от 29.12.2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
Между тем, с 01.01.2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов РФ вместе со средствами на их реализацию.
В свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01.03.2005 года, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты.
Судом установлено, что Постановлением администрации г.Тамбова от 01.03.2012 года несовершеннолетний Чеботарев Д.И. под номером 13 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний».
Согласно положениям ст.ст.51,52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом лица, страдающие тяжелой формой хронического заболевания при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, жилое помещение предоставляется по договору социального найма органами местного самоуправления.
Вместе с тем, положения п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ закрепляют условия предоставления гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, следовательно, в силу вышеназванных норм Закона Чеботарев Д.И., в интересах которого обратилась Чеботарева В.А., по состоянию на 01.03.2012 года, имел право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку материалами дела установлено, что Чеботарев Д.И. страдал хроническим тяжким заболеванием, содержащимся в перечне заболеваний, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378, действующим по состоянию на 01.03.2012 года.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, при этом предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Более того, Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Судом исследован довод ответчика о том, что с 01.01.2018 года Чеботарев Д.И. утратил право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с прекращением действия Постановления 16.06.2006 года №378. Вместе с тем, указанный довод ответчика суд признает несостоятельным, поскольку уже на 01.03.2012 года несовершеннолетний Чеботарев Д.И. имел право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако, по независящим от него причинам, не смог реализовать такое право, так как администраций г. Тамбова необоснованно включен в очередь по списку «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний», что противоречит положениям ЖК РФ.
По смыслу с.14 Закона Тамбовской области «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области» от 28.12.2015 года №1677, вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, разрешается органами местного самоуправления, что не противоречит положениям Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ.
Вместе с тем, истец Чеботарева В.А. полагает, что жилое помещение во внеочередном порядке должно быть предоставлено ответчиком на всех членов семьи.
Суд учитывает, что истец Чеботарева В.А. в силу ном СК РФ является законным представителем ребенка-инвалида Чеботарева Д.И., что является основанием для предоставления Чеботаревым В.А. и Д.И. жилого помещения на состав семьи из двух человек во внеочередном порядке.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется нормой предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления.
В соответствии с решением Тамбовской городской Думы от 30.03.2005 года №675 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения (с изменениями от 25.02.2016 года) по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Тамбове» учетная норма жилой площади в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Тамбове составляет не более 14,0 кв.м. общей жилой площади на одного человека, норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма установлена 16,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Вместе с тем, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
У Чеботарева Д.И., как следует из справок ОГБУЗ «ТПКБ» имеется хроническое заболевание, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года (код заболевания F 70.8), которое дает право на дополнительную жилую площадь и при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, при этом данные обстоятельства не оспаривались в суде представителем ответчика.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Чеботаревой В.А. о предоставлении жилья Чеботареву Д.И., исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади, то есть, площадью в 48 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░10 ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 48 ░░.░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.199 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░