Решение по делу № 3а-16/2019 от 24.12.2018

Дело № 3а-16/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2019 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Пуховой И.Э.

с участием представителя административного истца Ананичевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартиросяна Соса Алибековича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Мартиросян С.А. обратился в суд с указанным административным иском, в котором с учетом уточнений в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просил:

- установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 1, с кадастровым номером площадью 974,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3730000 рублей;

-установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 2, с кадастровым номером , площадью 1025,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3920000 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 3, с кадастровым номером , площадью 972 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3720000 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 4, с кадастровым номером , площадью 992,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3800000 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания – столовой с клубом, с кадастровым номером , площадью 2281,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 8500000 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания – административного центра, с кадастровым номером площадью 480,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 08 августа 2013 года равной 1860 00 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», допускающие возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости при установлении в отношении данного объекта его рыночной стоимости.

Административный истец отмечает, что установленная в отношении указанных помещений кадастровая стоимость, утвержденная актами определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области по состоянию на 08 августа 2013 года в отношении помещения с кадастровым номером и по состоянию на 22 августа 2013 года в отношении помещений с кадастровыми номерами и составляющая 7312795 рублей 18 копеек, 34710670 рублей 76 копеек, 15600934 рубля 04 копейки, 14789922 рубля 84 копейки, 15106415 рублей 02 копейки, 14821876 рублей 38 копеек, соответственно, не соответствует их рыночной стоимости, определенной оценщиком ООО «Асэксперт», что нарушает его права, поскольку налог на имущество в отношении объектов недвижимости должен оплачиваться исходя из кадастровой стоимости.

Административный истец Мартиросян С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, уполномочил на участие в деле представителя.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ананичева Н.О. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям. Просила восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Ивановской области и заинтересованных лиц Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район Ивановской области» и Администрации муниципального образования «Каминское сельское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в отзывах оставили решение по делу на усмотрение суда.

Заслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Мартиросян С.А. является собственником следующих объектов недвижимости:

-нежилого здания – спального корпуса № 1, с кадастровым номером , площадью 974,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

-нежилого здания – спального корпуса № 2, с кадастровым номером , площадью 1025,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

-нежилого здания – спального корпуса № 3, с кадастровым номером , площадью 972 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

-нежилого здания – спального корпуса № 4, с кадастровым номером площадью 992,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

-нежилого здания – столовой с клубом, с кадастровым номером , площадью 2281,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

-нежилого здания – административного центра, с кадастровым номером , площадью 480,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности административного истца на указанные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке.

Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Ивановской области от 18 ноября 2014 года № 90-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» является плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении данного нежилого помещения, при этом размер данного налога исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения влияют на права и обязанности административного истца как плательщика указанного налога.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что размер налога на имущество физических лиц, который обязан уплачивать Мартиросян С.А. за нежилые помещения, зависит от их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на основании приказа Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, актуальная кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами определена по состоянию на 22 августа 2013 года, нежилого помещения с кадастровым номером – по состоянию на 08 августа 2013 года, и в соответствующие даты сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области в связи с осуществлением государственного учета изменений количественных характеристик данных объектов – площади здания и уточнением его местоположения, исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 25 сентября 2012 года № 362-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ивановской области».

Указанные действия произведены в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка настоящий Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случае осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», влекущих изменение его кадастровой стоимости.

На основании пункта 2.1. Порядка кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объеме, предусмотренном статьей 7 Федерального закона, за исключением сведений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой и пунктами 8 - 14, 18, 21, 22, 24 части второй указанной статьи, а также сведения о: основании(ях) определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; среднем удельном показателе кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения (минимальном удельном показателе кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения); определенных в соответствии с настоящим Порядком кадастровой стоимости (в руб.) и удельном показателе кадастровой стоимости (в руб./кв. м) объекта недвижимости; лице, его составившем, и уполномоченном лице, его утвердившем (фамилия, имя, отчество, должность).

Как усматривается из приложения №22 к Постановлению Правительства Ивановской области от 25 сентября 2012 года № 362-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ивановской области» в кадастровом квартале 37:15:020605 средний удельный показатель кадастровой стоимости по нежилым помещениям составляет 15215 рублей 97 копеек.

Согласно представленным Актам определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом применения указанного удельного показателя размер кадастровой стоимости составил:

-для помещения с кадастровым номером - 7312795 рублей 18 коп.;

-для помещения с кадастровым номером - 34710670 рублей 76 коп.;

-для помещения с кадастровым номером - 15600934 рублей 04 коп.;

-для помещения с кадастровым номером - 14789922 рублей 84 коп.;

-для помещения с кадастровым номером - 15106415 рублей 02 коп.;

-для помещения с кадастровым номером - 14821876 рублей 38 коп.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодателем не определены. Процессуальным законодательством также не установлены критерии, по которым причины пропуска срока признаются уважительными или неуважительными.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в ЕГРН 08 августа 2013 года и 22 августа 2013 года соответственно. Следовательно, установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетний срок на обращение с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости истекал для объекта недвижимости с кадастровым номером - 08 августа 2018 года, для объектов недвижимости с кадастровыми номерами 37 – 22 августа 2018 года. Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 24 декабря 2018 года, то есть с пропуском установленного законом процессуального срока.

Административные ответчики и заинтересованные лица каких-либо возражений относительно пропуска срока на обращение в суд по причинам, указанным представителем Мартиросяна С.А. – Ананичевой Н.О., не заявляли.

Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является актуальной, что, бесспорно, установлено судом, учитывая, незначительный срок пропуска установленного законом процессуального срока, суд считает, что ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока подлежит удовлетворению и административному истцу следует восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно части 5 статьи 247, пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 КАС РФ. Обязанность доказывания наличия оснований для установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце.

Распределяя бремя доказывания между лицами, участвующими в настоящем административном деле, суд принимает во внимание обязательные для применения разъяснения, приведенные в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 28), из которых следует, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно представленным административным истцом отчетам об оценке №157/09/2018/1 и № 157/09/2018/2 от 18 декабря 2018 года, подготовленному оценщиком ООО «Асэксперт» Соловьевой О.С., с учетом их дополнений рыночная стоимость

-нежилого помещения с кадастровым номером площадью 480,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 08 августа 2013 года равна 1860 00 рублей;

-нежилого здания – спального корпуса № 1, с кадастровым номером , площадью 974,1 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская <адрес> по состоянию на 22 августа 2013 года равна 3730000 рублей;

-нежилого здания – спального корпуса № 2, с кадастровым номером площадью 1025,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 22 августа 2013 года равна 3920000 рублей;

- нежилого здания – спального корпуса № 3, с кадастровым номером , площадью 972 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 22 августа 2013 года равна 3720000 рублей;

-нежилого здания – спального корпуса № 4, с кадастровым номером , площадью 992,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 22 августа 2013 года равна 3800000 рублей;

- нежилого здания – столовой с клубом, с кадастровым номером площадью 2281,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 22 августа 2013 года равна 8500000 рублей.

Административные ответчики и заинтересованные лица каких-либо мотивированных возражений относительно представленных административным истцом Отчетов об оценке с учетом их дополнений не высказали.

Проверяя представленные суду отчеты об оценке с учетом дополнений к ним на предмет их соответствия законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, суд приходит к убеждению, что они полностью соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, предъявляемым как в части общих требований к понятию и подходам к проведению оценки, так и специальным требованиям к лицу, составившему отчеты, к форме и содержанию отчета с учетом особенностей оценки недвижимости в части описания объекта оценки, применяемых подходов и методов.

Так, оценщик Соловьева О.С., составившая отчеты об оценке №157/09/2018/1 и № 157/09/2018/2, отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к оценщикам, является членом Ассоциации Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», застраховала свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности в АО «ВСК» с лимитом ответственности в размере 300000 рублей.

Ответственность ООО «Асэксперт» как организации, с которой оценщик состоит в трудовых отношениях, застрахована в СПАО «Ингосстрах» на сумму 5000000 рублей, что соответствует положениям статьи 15.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По своему содержанию представленные отчеты об оценке с дополнениями отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности, закрепленным в пункте 5 ФСО № 3, а также общим требованиям к проведению оценки, предусмотренным Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297 (далее – ФСО № 1) и Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611 (далее – ФСО №7), обязательным для применения при оценке недвижимости.

В отчете в соответствии с требованиями подпунктов «е», «ж» пункта 8 ФСО №3, пункта 8 ФСО № 7 имеется подробное описание объектов оценки в части их количественных и качественных характеристик, в том числе описание их физических свойств, местоположения, транспортной доступности, об имущественных правах, обременениях, сведений об износе и устаревании.

В отчетах также приведена информация о текущем использовании и анализ наиболее эффективного использования спорных объектов недвижимости, произведен анализ ликвидности объектов оценки, что соответствует требованиям разделаVI ФСО №7.

В ходе оценки оценщик в соответствии с требованиями подпункта «з» пункта 8 ФСО № 3, раздела 5 ФСО № 7 провел анализ рынка объектов недвижимости, определил сегмент рынка, к которому относятся объекты оценки, с учетом анализа их наилучшего и наиболее эффективного использования – торгово-офисная недвижимость, произвел анализ рынка продаж объектов недвижимости Ивановской области из сегмента рынка, к которому относятся оцениваемые объекты, и определил основные ценообразующие факторы для объектов недвижимости торгово-офисного назначения: местоположение объектов, их площадь, время продажи, качество окружения, техническое состояние объектов, возможность подключения к инженерным коммуникациям, транспортная и пешеходная доступность.

С учетом анализа рынка продаж установлено среднее значение цены 1 кв. метра объектов недвижимости торгово-офисного назначения, которое составляет 2577 рублей за квадратный метр.

В части описания методологии оценки и обоснования применения подходов к оценке оценщик указал о возможности применения метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, а также обосновал свой отказ от применения доходного и затратного подходов, что полностью отвечает требованиям подп. «и» пункта 8 ФСО № 3, пункта 11 ФСО № 1, пункта 18 ФСО № 4.

Применяя в рамках сравнительного подхода такой метод оценки как метод сравнения продаж, оценщик выбрал три объекта – аналога объектам оценки, предложенных к продаже в 2013 году до даты оценки, относящихся, также как и объекты оценки, к торгово-офисной недвижимости, близких по характеристикам к объектам оценки.

Выбор объектов-аналогов обоснован оценщиком и произведен в соответствии с положениями 10 ФСО № 1 и подпункта «б» пункта 22 ФСО № 7.

В рамках сравнительного подхода оценщиком произведен сравнительный анализ объектов оценки и каждого объекта – аналога по всем элементам сравнения, введены корректировки значения единицы сравнения для объектов аналогов: на условия рынка, на местоположение, на физические характеристики (площадь объекта), на наличие инженерных коммуникаций. При этом обоснование введенных корректировок оценщиком Соловьевой О.С. подробно приведено в отчете.

Оценщиком произведено согласование результатов корректировки значений единиц сравнения и расчет весовых коэффициентов для каждого объекта – аналога в зависимости от внесенных корректировок.

Достоверность используемых рыночных данных при ценообразовании приведена в описательных таблицах, отчеты и дополнения к ним содержат сведения об источниках используемой информации. Расчеты оценщика сопровождаются пояснениями, что обеспечивает возможность проверки его выводов.

В рамках сравнительного подхода к оценке оценщиком была определена рыночная стоимость объектов оценки без учета стоимости земельных участков под ними, исчисленной на основании сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков.

В итоге рыночная стоимость объектов оценки без учета стоимости земельного участка определена оценщиком в следующих размерах: для помещения с кадастровым номером по состоянию на 08 августа 2013 года в размере 1860000 рублей, а для помещений с кадастровыми номерами – по состоянию на 22 августа 2013 года в размере – 3730000 рублей, 3920000 рублей, 3720000 рублей, 3800000 рублей, 8500000 рублей соответственно.

Таким образом, суд считает, что предусмотренные пунктом 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, принципы обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности соблюдены. Обязательные требования к содержанию Отчетов об оценке и дополнения к ним выдержаны, в связи с чем выводы, сделанные оценщиком ООО «Асэксперт» Соловьевой О.С. о величине рыночной стоимости объектов оценки, суд признает обоснованными.

Статья 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив в совокупности в порядке статьи 84 КАС РФ доказательства, представленные всеми лицами, участвующими в деле, суд полагает, что Мартиросяном С.А. исполнена возложенная на него законом обязанность доказать величину рыночной стоимости объектов недвижимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в то время как административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости нежилых помещений, представленных административным истцом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным использовать данную величину для пересмотра в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости путем удовлетворения в полном объеме требований Мартиросяна С.А.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Принимая во внимание сведения, отраженные в Приказе Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», суд полагает ошибочными доводы административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Ивановской области о его неверном процессуальном статусе как административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Мартиросяну Сосу Алибековичу пропущенный срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Административное исковое заявление Мартиросяна Соса Алибековича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 1, с кадастровым номером площадью 974,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3730000 (три миллиона семьсот тридцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 2, с кадастровым номером , площадью 1025,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3920000 (три миллиона девятьсот двадцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 3, с кадастровым номером , площадью 972 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3720000 (три миллиона семьсот двадцать тысяч) рублей;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – спального корпуса № 4, с кадастровым номером , площадью 992,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 3800000 (три миллиона восемьсот тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – столовой с клубом, с кадастровым номером , площадью 2281,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2013 года равной 8500000 (восемь миллионов пятьсот тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания – административного центра, с кадастровым номером площадью 480,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 08 августа 2013 года равной 1860 00 рублей (один миллион восемьсот шестьдесят тысяч) рублей.

Датой подачи заявления Мартиросяна Соса Алибековича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости считать дату обращения в суд - 24 декабря 2018 года.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Запятова Н.А.

3а-16/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мартиросян Сос Алибекович
Ответчики
УФСГРКиК
ФГБУ "ФКП ФСГРКиК"
Другие
Ананичева Наталья Олеговна
Администрация муниципального образования "Каминское сельское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области"
Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район"
Правительство Ивановской области
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Запятова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2020Предварительное судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Дело оформлено
22.07.2020Дело передано в архив
20.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее