Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-1807/2021 УИД 21RS0015-01-2020-001067-07
Судья Владимиров А.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 мая 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Блиновой М.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-153/2021 по иску Ивановой А.В. к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение
по апелляционной жалобе администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения Ивановой А.В. и ее представителя Ухтеринова В.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Иванова А.В. обратилась в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.
Требования мотивированы тем, что Иванова А.В., ... года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО лишена в отношении нее родительских прав решением .... Постановлением главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 22 марта 2017 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако в нарушение требований закона до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем вынуждена временно проживать у своей бабушки по адресу: Чувашская Республика, ....
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Цивильского района Чувашской Республики просит отменить указанное решение суда, которое считает незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Представитель ответчика - администрации Цивильского района Чувашской Республики, представители третьих лиц - Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание суда апелляционный инстанции не явились.
Согласно части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу положений абзаца 2 пункта 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 названной статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 названной статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванова А.В., ... года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку согласно актовой записи о рождении от 16 апреля 2002 года сведения об отце Ивановой А.В. внесены со слов матери ребенка, а ее мать ФИО была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Ивановой А.В. решением ....
Постановлением главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от ... ФИО 1. была назначена опекуном Ивановой А.В., за которой было сохранено право пользования жилой площадью в квартире ....
По сведениям ЕГРН квартира площадью 38,4 кв.м, расположенная по адресу: Чувашская Республика, ..., находится в общей долевой собственности, в том числе Ивановой А.В., которой принадлежит 1/4 доли в праве.
Согласно акту, утвержденному 22 марта 2017 года вр.и.о. главой администрации Цивильского района Чувашской Республики, проживание Ивановой А.В. в квартире ... невозможно, так как это противоречит ее интересам, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Какого-либо иного жилья на праве собственности либо на праве социального найма Иванова А.В. не имеет.
31 января 2017 года Иванова А.В. и ФИО 1. обратились в администрацию Цивильского района Чувашской Республики о включении Ивановой А.В. в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением вр.и.о. главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 22 марта 2017 года № 181, которым утвержден протокол заседания межведомственной комиссии Цивильского района Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 22 марта 2017 года № 1, Иванова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статей 18, 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», пункта 1.2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292, и исходил из обоснованности требований Ивановой А.В. о возложения на администрацию Цивильского района Чувашской Республики обязанности по обеспечению ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия находит правильным указанный выше вывод суда, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам, получившим правовую оценку согласно требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении истцу жилого помещения нарушается установленная очередность их предоставления, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку федеральный законодатель, определяя основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что указывает на то, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в названном Федеральном законе и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Следует также иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в данном случае вопросы относительно ответственности органа местного самоуправления за осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья приведенной категории граждан предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права, указанных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Цивильского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: