Решение от 11.10.2021 по делу № 2а-4181/2021 от 10.06.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.

При секретаре Гаджиевой Е. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

11 октября 2021 г.

дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Федотова Ивана Васильевича к Государственной инспекции труда в Кемеровской области, начальнику отдела Федерального государственного надзора в городе Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолевой Татьяне Владимировне, Министерству труда и занятости населения Кузбасса, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным бездействия должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Федотов И. В. обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Кемеровской области, начальнику отдела Федерального государственного надзора в городе Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолевой Т. В., Министерству труда и занятости населения Кузбасса о признании незаконным бездействия.

Просит суд признать незаконным бездействие Государственной инспекции труда в Кемеровской области, начальника отдела Федерального государственного надзора в городе Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолевой Т. В., заключающееся в том, что должностными лицами не организовано проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», не направлены результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. Просит обязать Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, начальника отдела Федерального государственного надзора в городе Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолеву Т. В. организовать проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», направить результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. Признать незаконным бездействие Министерства труда и занятости населения Кузбасса, заключающееся в ненадлежащем контроле за исполнением поручения, направленного в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области об организации проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» о направлении результатов в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. Обязать Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, начальника отдела Шолеву Т. В. провести проверку деятельности Акционерного общества «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» и ООО «Эсарджи-Эко», проводившей в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» специальную оценку условий труда, на соответствие требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, а также приказа Минтруда России №549н. Оформить представление в орган государственной экспертизы условий труда о проведении экспертизы качества проведения ООО «Эсарджи-Эко» специальной оценки условий труда в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», с целью проверки достоверности показателей, отраженных по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод». Вынести предписание в отношении АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» и ООО «Эсарджи-Эко» об устранении нарушений законодательства.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец работал анодчиком в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод». <данные изъяты>. Также, у административного истца имеются <данные изъяты> однако врач профпатолог отказался устанавливать <данные изъяты> с профессиональной деятельностью, мотивирую тем, что в профессии административного истца отсутствуют показатели <данные изъяты>. Ознакомившись с санитарно-гигиенической характеристикой условий труда работника при подозрении у него профессионального <данные изъяты> №619 от 04.07.2017, утвержденной главным санитарным врачом по Кемеровской области, а также Протоколом измерений (оценки) тяжести трудового процесса №11800052-ТМ, входящим в состав Карты №11800052 специальной оценки условий труда работников АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», административный истец увидел, что некоторые показатели тяжести трудового процесса отражены недостоверно, с существенным занижением действительных показателей, вплоть до «допустимых». Данные нарушения при проведении специальной оценки условий труда привели к неправильному заключению в Протоколе измерений (оценки) тяжести трудового процесса №11800052-ТМ, которым установлено, что фактический уровень вредного фактора не соответствует гигиеническим нормативам, и установлен класс условий труда – 3.2, однако при реальном отражении показателей тяжести труда класс условий труда должен быть установлен выше. Считает, что специальная оценка условий труда проведена с нарушениями норм действующего законодательства, недостоверно отражает показатели тяжести условий трудового процесса анодчика, в связи с чем неправильно установлен класс тяжести трудового процесса. Данные обстоятельства являются препятствием для установления связи <данные изъяты> с профессиональной деятельностью административного истца, нарушает его трудовые права на обеспечение безопасных условий труда и охрану здоровья. Согласно Приказу Минтруда России от 05.12.2016 N 709н Федеральная служба по труду и занятости предоставляет государственную услугу по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) службы при предоставлении услуги. В июне 2019 административный истец обратился в государственную инспекцию труда в Кемеровской области с заявлением о проведении проверки на соответствие деятельности АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» и организации, проводящей специальную оценку условий труда – ООО «Эсарджи-Эко» требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, а также Приказу Минтруда России от 05.12.2016 N 709н. В ответ на свое обращение он получил копию письма о перенаправлении его обращения в Департамент труда и занятости населения Кемеровской области. Своим письмом от 19.07.2019 Департамент труда и занятости населения Кемеровской области проинформировал его и сообщил в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, что по представленным ими документам провести государственную экспертизу труда не представляется возможным, что предоставленное ими письмо не является представлением, как того требует закон. В феврале 2020 г. административный истец повторно обратился в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области и к руководителю Департамента труда и занятости населения Кемеровской области, поскольку он не получил никаких сведений о мерах, принятых по его обращению ни от Государственной инспекции труда в Кемеровской области, ни от Департамента труда и занятости населения Кемеровской области. Министерство труда и занятости населения Кузбасса направило его обращение в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области и начальнику отдела надзора и контроля в г. Новокузнецке Шолевой Т. В. с представлением, в котором просит организовать проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика; направить результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. Позже Министерство труда и занятости Кузбасса направило в его адрес письмо, из которого следовало, что из Министерства труда и социальной защиты РФ получен ответ о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству ОАО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» в связи с израсходованием в полном объеме бюджетных средств, намеченных в рамках государственного задания объема измерений ФГБУ «ВНИИ труда» на 2020 г. Также сообщалось, что Минтрудом Кузбасса принято решение о проведении государственной экспертизы труда в целях оценки качества проведения специальной оценки труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия без результатов проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов, и результаты проведенной экспертизы оформлены заключением от 20.08.2020 № 37/СОУТ. Поскольку с результатами данного заключения его не ознакомили в сентябре 2020 г. он был вынужден обратиться к руководителю Министерства труда и занятости населения Кузбасса с заявлением о предоставлении ему заверенной копии вышеуказанного Заключения от 20.08.2020 № 37/СОУТ. Как следует из копии Заключения от 20.08.2020 № 37/СОУТ, консультант отдела государственной экспертизы условий труда делает вывод: «Качество проведения специальной оценки труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству ОАО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» (индивидуальный номер рабочего места № 11800052) соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Тогда же он узнал, что фактически экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда в АО «РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод» не была проведена, так как в проведении изменений показателей ему отказано по причине отсутствия бюджетных средств, в связи с чем, считает, что само заключение от 20.08.2020 №37/СОУТ является профанацией самого понятия «экспертиза». Кроме того, из заключения не следует, является ли консультант отдела государственной экспертизы условий труда специалистом в области оценки условий труда при производстве алюминия. Вся проверка качества оценки условий труда, сводится к формальной проверке оформления отчет по проведению опенки условий труда подписан всеми членами комиссии, однако это не соответствует действительности. Основной смысл его обращения состоял в том, что результаты измерений вредных (опасных) производственных факторов, отраженные в Протоколе измерений (оценки) тяжести трудового процесса №11800052-ТМ, входящем в состав Карты № 11800052 специальной оценки условий труда работников, проведенной ООО "Эсарджи-ЭКО", не соответствует действительности, то есть сведения об этих вредных (опасных) факторах недостоверны, показатели вредных (опасных) факторов занижены в несколько раз, что и привело к незаконному занижению некоторых показателей тяжести труда. При этом ни условия труда, ни применяемые нормы закона не менялись. Считает, что вывод в заключении от 20.08.2020 №37/СОУТ нельзя считать обоснованным, так как никто не проверил достоверность измерения вредных производственных факторов, которые отражены в протоколе измерений (оценки) тяжести трудового процесса № 11800052-ТМ, входящим в состав карты №11800052 специальной оценки условий труда работников, проведенной ООО "Эсарджи-Эко”. Кроме того, считает, что поскольку законом предусмотрена государственная экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда, и она должна быть проведена полноценно, с проверкой всех фактов, на которые указывает работник. Действующее трудовое законодательство дает работнику право на получение полной и достоверной информации об условиях труда, а также на обеспечение безопасных условий труда, а в случае вредных производственных факторов – на защиту здоровья. Поскольку ему незаконно отказано в проведении проверки качества проведенной ООО «Эсарджи-Эко» оценки условий труда посредством проведения всех необходимых исследований и измерений вредных (опасных) производственных факторов, в декабре 2020 года он вновь был вынужден обратиться с заявлением к руководителю Министерства труда и занятости населения Кузбасса с требованием об устранении допущенных нарушений его прав. В марте 2021 г. он получил письмо из Территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу (№ 2030-ГТ от 24.02.2021), из которого следовало, что Территориальным отделом Роспотребнадзора в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе рассмотрено его обращение, поступившее из Государственной инспекции труда по Кемеровской области. Данное письмо также направлено в отдел Федерального государственного надзора в городе Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области. Из данного письма я могу предположить, что Государственная инспекция труда в Кемеровской области необоснованно перенаправили его обращение в Территориальный отдел Роспотребнадзора в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе. До настоящего времени никакого другого ответа на его обращение от Государственной инспекции труда в Кемеровской области и от Минтруда Кузбасса не поступало. Считает, что экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда в АО «РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод» так и не проведена. Таким образом, поскольку специальная оценка условий труда проведена ООО «Эсарджи-ЭКО» с нарушениями, недостоверно отражает показатели тяжести условий трудового процесса анодчика, в связи с чем неправильно установлен класс тяжести трудового процесса. В течение двух лет Государственная инспекция труда в Кемеровской области, в том числе и начальник отдела по надзору и контролю в г. Новокузнецке Шолева Т. В. не обеспечили надлежащего оказания данной услуги: не организовали проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика, не направили результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Митруд Кузбасса для проведения экспертизы. Данное бездействие нарушает его права на получение государственной услуги.

В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил административные исковые требования, просит признать незаконным бездействие Государственной инспекции труда в Кемеровской области, начальника отдела государственного надзора в г. Новокузнецке Шолевой Т. В., заключающегося в необеспечении надлежащего оказания государственной услуги: не организовали проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», не направили результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. Признать незаконным отказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в обеспечении финансирования проведения исследований (испытаний) на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» по причине отсутствия бюджетных средств. Обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в обеспечении финансирования проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» по причине отсутствия бюджетных средств. Обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, начальника отдела государственного надзора в городе Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолеву Т. В. устранить допущенные нарушения, а именно: провести проверку деятельности АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», ООО «Эсарджи-Эко», проводившей в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» специальную оценку условий труда на соответствие требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, а также приказа Минтруда России №549н, в том числе, организовать проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», направить результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. Оформить представление в орган государственной экспертизы условий труда о проведении экспертизы качества проведения ООО «Эсарджи-Эко» специальной оценки условий труда в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», с целью проверки достоверности показателей, отраженных по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод». В случае обнаружения законодательства о специальной оценке условий труда со стороны АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», ООО «Эсарджи-Эко», проводившей в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» специальную оценку условий труда – вынести предписание об устранении нарушений. Проинформировать административного истца о результатах проверки и принятых мерах, направив ему акт проверки почтовым отправлением. Признать незаконным бездействие Министерства труда и занятости населения Кузбасса, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, заключающееся в ненадлежащем оказании государственной услуги административному истцу, а именно, не обеспечена организация проведения экспертизы оценки качества проведения специальной оценки условий труда, в том числе проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод».

В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве административных ответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в качестве заинтересованных лиц территориальный отдел в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу, акционерное общество «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Департамент условий и охраны труда, о чем вынесены определения.

Административный истец Федотов И. В. настаивал на удовлетворении требований административного иска с учетом уточнений.

Представитель административного истца Куимова М. Н., действующая на основании доверенности, представившая диплом о наличии высшего юридического образования, настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Административный ответчик начальник отдела в г. Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолева Т. В., также представляющая интересы административного ответчика Государственной инспекции труда в Кемеровской области, действуя на основании доверенности и представив диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования не признала, пояснив, что в своей деятельности Государственная инспекция труда в Кемеровской области руководствуется Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Кемеровской облает Раздел II Положения определяет полномочия Государственной инспекции труда в Кемеровской области. Деятельность Новокузнецкого отдела Государственной инспекции труда, определяется Положением об отделе федерального государственного надзора Государственной инспекции труда в Кемеровской области, которое утверждено приказом от 01.09.2017 № 33. Раздел 2 Положения об отделе определяет основные полномочия Отделов Государственной инспекции труда в Кемеровской области. Должностные лица Новокузнецкого отдела в рамках определенных полномочий могут провести проверку процедуры проведения специальной оценки условий труда, периодичность, оформление результатов специальной оценки условий труда, проведение мероприятий по результату специальной оценки. В отдел федерального государственного надзора в г. Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области поступило обращение Федотова И. В. о несогласии с проведенной специальной оценкой условий труда в АО «РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод». Поскольку такую экспертизу, в соответствии со своими полномочиями может проводить только Департамент труда и занятости населения Кемеровской области, данное обращение было перенаправлено в указанный орган для проведения государственной экспертизы условий труда. По окончанию проведения указанной экспертизы, Департамент труда и занятости должен был известить о ее результатах Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, но ответ на указанное обращение от 18.06.2019 из Департамента труда и занятости населения не поступил. 25.02.2020 от Федотова И. В. в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области поступило повторное обращение о несогласии с проведенной специальной оценкой условий труда в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод». По результатам рассмотрения данного обращения, в адрес Министерства труда и занятости населения Кузбасса было направлено представление от 24.03.2020 для проведения государственной экспертизы условий труда анодчика в производстве алюминия (звеньевой) в АО «РУСАЛ». При этом, обращает внимание, что обращение Федотова И. В. поступило именно в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, а не в Министерство труда и занятости населения Кузбасса, в связи с чем, утверждение административного истца о том, что Министерством труда и занятости населения Кузбасса его обращение было перенаправлено в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области не состоятельно. 24.04.2020 Государственная инспекция труда в Кемеровской области была уведомлена Министерством труда и занятости населения Кузбасса о перенаправлении представления о проведении государственной экспертизы условий труда по обращению Федотова И. В. в Министерство труда и социальной защиты РФ с приложением документов. Экспертиза условий труда была проведена без исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов на рабочем месте анодчика. Результаты проведенной экспертизы оформлены заключением от 20.08.2020 № 37/СОУТ. Согласно заключению эксперта качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству ОАО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» (индивидуальный номер рабочего места №11800052) соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». После получения данного заключения Федотов И. В. обратился в трудовую инспекцию с заявлением о несогласии с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений фактора «тяжесть трудового процесса» при проведении специальной оценкой условий труда рабочего места анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод». Так как полномочиями на проведение исследований (испытаний) и измерений условий труда в рамках производственного контроля, в том числе факторов «тяжесть трудового процесса», обладает только Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то в соответствии с требованиями п. 3 ст. 8, п. 5 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федераций», обращение Федотова И. В. было перенаправлено в Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области г. Новокузнецка для определения фактического состояния условий труда и проведения замеров на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» в рамках производственного контроля. Таким образом, Государственной инспекцией труда в Кемеровской области были предприняты все действия для рассмотрения обращения Федотова И. В., то есть бездействие Государственной инспекцией труда в Кемеровской области не имеется.

Административный ответчик Министерство труда и занятости населения Кузбасса в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направило в суд возражения, из которых следует, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящийся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости. В свою очередь Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Государственная инспекция труда в Кемеровской области является территориальным органом указанной федеральной службы, в связи с чем, направлять поручения и осуществлять надлежащий контроль, в том числе за сроками их исполнения, не входит в полномочия Минтруда Кузбасса. Письмо Минтруда Кузбасса от 15.04.2020 №17-03/1629 было адресовано в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Департамент условий и охраны труда), а не в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области. В свою очередь в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, АО «Русал Алюминиевый завод» и Федотову И. В. были направлены лишь копии указанного письма для сведения, именно в этом письме Минтруд Кузбасса просит Минтруд России организовать проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика и направить результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. 21.12.2020 в Минтруд Кузбасса поступило обращение Федотова И. В. о проведении проверки на соответствие деятельности АО «Русал алюминиевый завод» и организации, проводящей специальную оценку условий труда – ООО «Эсарджи-Эко», требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, а также приказа Минтруда России №549н; оформить представление в орган государственной экспертизы условий труда о проведении экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод»; вынести предписание об устранении нарушений законодательства о специальной оценке условий труда; проинформировать заявителя о результатах проверки и принятых мерах. 24.12.2020 обращение Федотова И. В. направлено в Федеральную службу по труду и занятости Государственную инспекцию труда в Кемеровской области по принадлежности для рассмотрения по существу. Заявитель Федотов И. В. письмом Минтруда Кузбасса от 21.12.2020 был проинформирован о переадресации его обращения, кроме того, в указанном письме Федотову И. В. были даны ответы на поставленные в его обращении вопросы о процедурах проведения государственной экспертизы условий труда и специальной оценки условий труда. Государственная экспертиза осуществлена на основании представления Государственной инспекции в Кемеровской области. При проведении экспертизы анализировался, представленный работодателем Отчет о проведении специальной оценки условий труда в ОАО «Русал Новокузнецк» от 30.03.2016 на соответствие требованиям ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Результаты экспертизы оформлены заключением №37-СОУТ от 20.08.2020. На основании п. 27 и абз. 3 п. 28 Приказ Минтруда России от 12.08.2014 N 549н, если в представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). Указанная норма является диспозитивной. В случае проведения государственной экспертизы на основании представлений государственных инспекций труда проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса организуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по обращениям органа государственной экспертизы условий труда. Минтрудом Кузбасса в адрес Минтруда России были направлены обращения о проведении измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) ОАО «Русал Новокузнецк». Письмом от 17.07.2020 №15-1/В-3155 Минтруд России уведомил орган государственной экспертизы условий труда о невозможности проведения запрашиваемых измерений. Таким образом, Минтрудом Кузбасса не направлялось поручение в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области об организации проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», о направлении результатов проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, направили в суд возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, но не ее территориальных органов, к которым относится Инспекция. Таким образом, Минтруд России не наделен полномочиями по контролю и надзору за деятельностью государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, а должностные лица последних не являются сотрудниками Минтруда России. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), в полномочия которой входит осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Роструд осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральной службы и реализацию возложенных на нее функций. Государственная инспекция труда в Кемеровской области в соответствии с пунктом 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Кемеровской области, является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия, предусмотренные данным Положением, на территории Кемеровской области. Согласно пункту 10 указанного Положения Инспекция осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Рострудом, контроль за деятельностью Инспекции осуществляется Рострудом. Указывают, что привлечение Минтруда России к участию в деле об оспаривании действий (бездействия) Государственной инспекции труда в Кемеровской области и ее должностных лиц нельзя признать обоснованным. Проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика, равно как и на других рабочих местах конкретных организаций и предприятий к полномочиям Минтруда России не относится. Кроме того, Министерство труда и занятости населения Кузбасса, являющееся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не наделено полномочиями давать поручения Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, или Департаменту условий и охраны труда Минтруда России, который является структурным подразделением Минтруда России. В указанном случае проведения государственной экспертизы условий труда проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса организуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по обращениям органа государственной экспертизы условий труда. При этом в 2021 году от Министерства труда и занятости населения Кузбасса обращений по вопросу проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе, по фактору «тяжесть трудового процесса» в Минтруд России не поступало. Однако, нормами КАС РФ предусмотрено, что в порядке административного судопроизводства подлежат обжалованию только те решения, действия, которые приняты в рамках исполнения административно-властных полномочий государственного органа. Вместе с тем, Минтруд России не вправе осуществлять контроль и надзор в установленной сфере деятельности, Минтруд России не является экспертным органом и не наделен полномочиями на проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на конкретных рабочих местах конкретных предприятий, а также не осуществляет функций по оказанию гражданам государственной услуги в виде проведения испытаний (исследований) на их рабочих местах. Таким образом, указывают, что требования административного истца в части возложения на Минтруд России обязанности провести указанные испытания и исследования на его рабочем месте в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», провести проверку деятельности АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» и ООО «Эсарджи-Эко», оформить представление о проведении экспертизы и предписание об устранении нарушений противоречат действующему законодательству и удовлетворению не подлежат. Также указывает, что не подлежат удовлетворению требования Федотова И. В. о признании незаконным действий (бездействия) Минтруда России, выразившихся в ненадлежащем оказании государственной услуги административному истцу в виде организации проведения исследований (испытаний) на его рабочем месте, поскольку права и интересы Федотова И. В. Минтрудом России не нарушены.

Заинтересованные лица АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу, Департамент условий и охраны труда в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №324, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), в полномочия которой входит осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Роструд осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральной службы и реализацию возложенных на нее функций (пункты 1, 5.1, 1, 5.6).

Государственная инспекция труда в Кемеровской области в соответствии с пунктом 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Кемеровской области, утвержденного приказом Роструда от 31.03.2017 № 214 (далее - Положение), является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия, предусмотренные данным Положением, на территории Кемеровской области.

Согласно пункту 10 указанного Положения Государственная инспекция труда в Кемеровской области осуществляет Федеральный Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 19, 20 Положения, финансирование расходов на содержание Государственной инспекции труда в Кемеровской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Рострудом, контроль за деятельностью Инспекции осуществляется Рострудом.

В судебном заседании установлено, что в отдел Федерального Государственного надзора в г. Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области поступило обращение Федотова И. В. (-ОБ от ДД.ММ.ГГГГ), в котором заявитель просил провести государственную экспертизу условий труда рабочего места анодчика в производстве алюминия (звеньевой) на АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод».

Обращение Федотова И. В. -ОБ от ДД.ММ.ГГГГ передано для рассмотрения в Департамент труда и занятости населения Кемеровской области.

25 февраля 2020 г. от Федотова И. В. в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области вновь поступило обращение, в данном обращении заявитель указывал о несогласии с проведенной специальной оценкой условий труда в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод».

24 марта 2020 г. государственным инспектором труда Федотову И. В. дан ответ, а также в адрес Министерства труда и занятости населения Кузбасса было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ для проведения государственной экспертизы условий труда анодчика в производстве алюминия (звеньевой) в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» по адресу: <адрес>.

15 апреля 2020 г. Министерством труда и занятости населения Кузбасса в Департамент условий и охраны труда направлено обращение о проведении исследований (испытаний) и измерений, из которого следовало, что специальная оценка условий труда на рабочем месте анодчика проводилась ООО «Эсарджи-Эко», кроме того в Департамент условий и охраны труда направлено представление Государственной инспекции труда в Кемеровской области с приложенными документами для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов Дирекции по производству АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод».

24 апреля 2020 г. в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области поступило уведомление Министерства труда и занятости населения Кузбасса, из которого следовало, что для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов Дирекции по производству АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» недостаточно документов, недостающая их часть была запрошена у работодателя. Кроме того, так как работник Федотов И. В. выражает несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений «фактора тяжесть трудового процесса», в связи с чем для производства экспертизы необходимо привлечение аккредитованной лаборатории (центра). Руководителем государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса принято решение о проведении исследований (испытаний) и измерений фактора «тяжесть трудового процесса» и направлении в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обращения об организации проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов Дирекции по производству АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» за счет средств федерального бюджета.

24 августа 2020 г. Федотову И. В. направлено уведомление, из которого следует, что 27.07.2020 из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации получен ответ о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству ОАО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» (рабочее место ), в связи с израсходованием в полном объеме бюджетных средств, намеченных в рамках государственного задания объема измерений ФГБУ «ВНИИ труда» за 2020 год. Минтрудом Кузбасса принято решение о проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия без результатов проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов. Результаты проведенной экспертизы оформлены заключением от ДД.ММ.ГГГГ /СОУТ.

Из заключения /СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ государственной экспертизы условий труда следует, что экспертиза проведена в период с 17.08.2020 по 20.08.2020, качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству ОАО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» (индивидуальный номер рабочего места ) соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза условий труда осуществляется, в том числе на основании определений судебных органов.

Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (далее - Порядок), которым установлены правила проведения государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой но труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (пункт 2 Порядка). Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (пункт 5 Порядка).

Основанием для обращения Федотова И. В. с иском в суд послужило то обстоятельство, что административными ответчиками не были организованы проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод».

Между тем, в процессе рассмотрения дела административными ответчиками были представлены доказательства того, что ими предприняты действия по исполнению соответствующих требований трудового законодательства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Порядка государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе на основании представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), В указанном случае проведения государственной экспертизы условий труда проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса организуется Министерством" труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по обращениям органа государственной экспертизы условий труда.

Судом установлено, что Министерством труда и занятости населения Кузбасса была проведена государственная экспертиза условий труда, объектом которой явилась оценка качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», по результатам которой выдано заключение /СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ. согласно выводам названного заключения, качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству ОАО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» (индивидуальный номер рабочего места ) соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О специальной оценке условий труда" экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

Экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что ответчиками предприняты все необходимые действия по исполнению требования трудового законодательства в части проведения государственной экспертизы условий труда.

То обстоятельство, что государственная экспертиза условий труда осуществлена без проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», не может свидетельствовать о бездействии ответчиков по проведению государственной экспертизы.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 26 Закона о специальной оценке условий труда разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (ч. 4 ст. 24 Закона о специальной оценке условий труда).

Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. N 652н.

Согласно п. 2 данного Порядка органом, уполномоченным на рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия заявителей с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда заявителем, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Административным истцом не подавалось заявление о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда в соответствии с положениями "Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда", утвержденного Приказом Минтруда России от 08 сентября 2016 года N 501н.

Как следует из административных исковых требований, пояснений административного истца, его представителя в судебном заседании, фактически они не согласны с заключением экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда от 20.08.2020. Между тем, истец не лишен права оспорить данное заключение в ином судебном порядке.

Ссылка в административном иске о нарушениях, допущенных Федеральной службой по труду занятости Административного регламента от 05.12.2016 № 709н, утвержденного Приказом Министерства и социальной защиты Российской Федерации, не может быть принята во внимание, так как данный регламент утратил силу.

Приказом Роструда от 23.08.2019 N 233 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2019 N 56702).

Предметом урегулирования данного Административного регламента является предоставление Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее соответственно - государственная услуга, Административный регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Роструда, его территориальных органов при предоставлении государственной услуги.

Вместе с тем, следует учесть, что Федотов И. В. обратился в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области с заявлением о необходимости проведения экспертизы специальной оценки труда, оформления представления о проведении экспертизы.

Государственной инспекцией труда обращение Федотова для проведения экспертизы было направлено в Департамент охраны труда и занятости населения в Кемеровской области.

Поскольку ответ о проведении экспертизы не поступил, Государственной инспекцией труда в Кемеровской области было вынесено представление /ОБ/2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым Министерству труда и занятости населения Кузбасса поручено проведение государственной экспертизы условий труда анодчика в производстве алюминия (звеньевой) в АО «РУСАЛ» по адресу: <адрес>.

Суд отмечает, что административным ответчиком представление вынесено лишь в 2020 году, однако это не влечет за собой признание незаконным бездействия должностных лиц ГИТ КО, так как заявление Федотова И. В. было рассмотрено, даны ответы по всем содержащимся в нем доводам.

Экспертным заключением /СОУТ от 20.08.2020 государственной экспертизы условий труда в деятельности АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» нарушений законодательства о специальной оценке условий труда не установлено. Качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте анодчика в производстве алюминия (звеньевой) 8 серии корпусов электролиза Дирекции по производству ОАО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» (индивидуальный номер рабочего места ) соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Таким образом, учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействий должностного лица Шолевой Т. В. в ввиду не организации проведений исследований и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика, не направлении результатов в Минтруд Кузбасса. В свою очередь Минтрудом Кузбасса была проведена экспертиза оценки качества условий труда, несогласие с ее результатами не свидетельствует о бездействии административных ответчиков.

Кроме того, по смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом не установлено нарушения прав административного истца, доводы о бездействии должностных лиц Государственной инспекции труда в Кемеровской области, Министерства труда и занятости населения Кузбасса, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не подтвердились.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует, поскольку действия административных ответчиков соответствуют закону и не влекут нарушений прав административного истца.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца только в случае, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными.

Административный истец просил обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в обеспечении финансирования проведения исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» по причине отсутствия бюджетных средств. Обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, начальника отдела государственного надзора в городе Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолеву Т. В. устранить допущенные нарушения, а именно: провести проверку деятельности АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», ООО «Эсарджи-Эко», проводившей в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» специальную оценку условий труда на соответствие требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, а также приказа Минтруда России №549н, в том числе, организовать проведение исследований (испытаний) и измерений по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», направить результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений в Минтруд Кузбасса для проведения экспертизы. Оформить представление в орган государственной экспертизы условий труда о проведении экспертизы качества проведения ООО «Эсарджи-Эко» специальной оценки условий труда в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», с целью проверки достоверности показателей, отраженных по фактору «тяжесть трудового процесса» на рабочем месте анодчика АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод». В случае обнаружения законодательства о специальной оценке условий труда со стороны АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод», ООО «Эсарджи-Эко», проводившей в АО «Русал Новокузнецкий алюминиевый завод» специальную оценку условий труда – вынести предписание об устранении нарушений. Проинформировать Федотова И. В. о результатах проверки и принятых мерах, направив ему акт проверки почтовым отправлением.

Учитывая, что незаконного бездействия в действиях административных ответчиков не установлено, суд не усматривает оснований для возложения на них обязанностей по осуществлению указанных выше действий.

Поскольку судом установлено, что в действиях административных ответчиков не содержится нарушений прав административного истца, в удовлетворении административных исковых требований Федотова И. В. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                               ░. ░. ░░░░░░░░

2а-4181/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Федотов Иван Васильевич
Ответчики
Государственная инспекция труда в Кемеровской области
Министерство труда и занятости населения Кузбасса
Начальник отдела в г. Новокузнецке Государственной инспекции труда в Кемеровской области Шолева Т.В.
Другие
АО Русал Новокузнецкий Алюминиевый завод"
Департамент условий и охраны труда
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Территориальный отдел в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Судья
Данилова О.Н.
Дело на сайте суда
centralny.kmr.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация административного искового заявления
10.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Подготовка дела (собеседование)
28.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
16.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
11.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее