Дело № 2-2130/2020
УИД 33RS0011-01-2020-003716-23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 29 сентября 2020 г.
Ковровский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Чиковой Н.В., при секретаре Земцовой T.С.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Серебрякова А.Ю., представителя ответчика ООО УК «Восточное» Морозова В. А., представителей третьего лица Государственной инспекции административно-технического надзора администрации <адрес> Рысина А.Г., Арсеньева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Восточное» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями федерального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов,
у с т а н о в и л:
Ковровский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Восточное» (далее - ООО «УК «Восточное») о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку по адресу: <адрес>, путем установления на ней ограждения и информационных надписей в соответствии с требованиями федерального законодательства и муниципальных правил благоустройства, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что ООО «УК «Восточное» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от <дата> <№> (в редакции от <дата> <№>) утверждена схема и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, в который включена контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>. На данной площадке находится контейнер с крышкой из пластика объемом <данные изъяты>.м. Проверкой, проведенной Ковровской городской прокуратурой <дата> совместно УГХ администрации <адрес>, выявлены нарушения со стороны ООО «УК «Восточное» Правил благоустройства <адрес> при организации и содержании контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>. В результате проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства и муниципальных правил благоустройства на контейнерной площадке отсутствует трехстороннее ограждение. Бездействие управляющей компании по надлежащему содержанию контейнерной площадки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и экологическую безопасность.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Серебряков А.Ю. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «УК «Восточное» Морозов В.А. исковые требования признал в части оборудования контейнерной площадки по адресу: <адрес>, путем установления на ней ограждения и информационных надписей в соответствии с требованиями федерального законодательства и муниципальных правил благоустройства. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 39, 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Вместе с тем, пояснил, что в данный момент контейнеры, находящиеся у <адрес>, никакого отношения к их организации не имеют. Полагает, что срок для исполнения возложенной обязанности должен быть увеличен до 6 месяцев, поскольку для размещения контейнерной площадки необходимо согласование с разными надзорными организациями, что представляет собой длительную процедуру.
Представители третьего лица - Государственной инспекции административно-технического надзора администрации <адрес> Рысина А.Г., Арсеньева В.В. полагали иск подлежащим удовлетворению, поскольку действующим законодательством бремя надлежащего содержания площадки для сбора и накопления твердых бытовых отходов возложено на управляющую организацию.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленного отзыва на исковое заявление считает исковые требования основанными на нормах действующего законодательства и подлежащими удовлетворению. В обоснование указав, что согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования <адрес> от <дата> <№>, контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов должна размещаться на придомовой территории каждого многоквартирного дома. Допускается размещение контейнерной площадки для группы домов, объединенных жилой застройкой, в пределах одного микрорайона. Складирование отходов в других местах запрещается. В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, эти расстояния устанавливаются комиссией (с участием управления городского хозяйства, управления строительства и архитектуры администрации <адрес>), по заявлению управляющей организации, председателя КТОС, жителей города. Таким образом, обязанность по определению возможности установки площадки для сбора твердых бытовых отходов возложена на управляющую компанию.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно уведомления о вручении почтового отправления, об отложении судебного заседания не просил.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 24, 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 1,3,4, 6 ст. 13.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из раздела II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка). Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса. В случае направления запроса срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению уполномоченного органа до 20 календарных дней, при этом заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения уполномоченным органом направляется соответствующее уведомление (п.п. 3-6).
Согласно Правил благоустройства территории муниципального образования город Ковров Владимирской области, утвержденных решением Совета народных депутатов города Коврова от <дата> N 162, собственники ТКО или уполномоченные ими лица обеспечивают накопление ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования ТКО для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (п.3.3.1). Контейнерная площадка должна размещаться для каждого многоквартирного дома в местах, определенных техническим паспортом. При отсутствии указанных в техническом паспорте дома мест или в условиях стесненности жилой застройки размещение контейнерной площадки определяется на придомовой территории управляющей организацией с учетом мнений собственников дома. Допускается размещение контейнерной площадки для группы домов, объединенных жилой застройкой, в пределах одного микрорайона.
Контейнерная площадка должна быть закреплена за юридическим или физическим лицом, а также возможной группой юридических или физических лиц при условии договора совместного пользования или согласно действующему законодательству. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются администрацией <адрес>, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Администрация города определяет схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведет реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3.3.2).
Для предотвращения проникновения животных, попадания отходов на прилегающую территорию контейнерные площадки должны иметь ограждение с четырех сторон либо трехстороннее ограждение при условии установки контейнеров с крышками. Ограждение контейнерных площадок должно выполняться из плотного (железобетонного, кирпичного, металлического) материала, не допускается выполнение ограждения из решетчатого, сетчатого или деревянного материала (п. 3.3.5).
Ответственность за содержание контейнерных площадок (в том числе за складирование ТКО в контейнеры, бункеры, техническое состояние контейнерных площадок, обеспечение свободного подъезда к контейнерным площадкам, своевременное приведение подъездных путей в нормальное эксплуатационное состояние) и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме или уполномоченные ими лица (п.п. 3.3.8., <дата>).
Из п. 11, п.п. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, следует, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, а также организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (п.п. 26(1), 26(2)).
Из анализа указанных правовых норм следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую организацию, с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления.
Судом установлено, что ООО «УК «Восточное» зарегистрировано по адресу: <адрес> осуществляет управление многоквартирным домом <№>, расположенным по адресу: <адрес>.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 15).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указанный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном <адрес>, в <адрес>.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства и исследованных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что собственники многоквартирного дома, выбрав способ управления домом управляющей компанией, передали соответствующие функции, в том числе, по установке на придомовой территории контейнеров для размещения ТКО и их содержание ООО «УК «Восточное», которое обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона.
Актом проверки от <дата>, проведенной Ковровской городской прокуратурой, совместно с УГХ администрации <адрес>, установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, обслуживается ООО «УК «Восточное», на контейнерной площадке отсутствует трехстороннее ограждение (л.д. 14).
По факту выявленных нарушений <дата> руководителю ООО «УК «Восточное» вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, в ответ на которое директор ООО «УК «Восточное» направил письмо о невозможности исполнения требований законодательства (л.д. 7).
Вместе с тем, услуги по обслуживанию контейнерной площадки по дому <№> по <адрес> относятся к компетенции ООО «УК «Восточное», что признавалось представителем ответчика в судебном заседании.
На основании ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает, признание иска ответчиком ООО УК «Восточное», поскольку это не нарушает права и законные интересы других лиц и полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности оборудовать контейнерную площадку по адресу: <адрес>, путем установления на ней ограждения и информационных надписей в соответствии с требованиями федерального законодательства и муниципальных правил благоустройства. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
На основании ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При изложенных обстоятельствах, из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства и исследованных по делу доказательств, учитывая признание ответчиком иска, суд приходит к выводу, что собственники многоквартирного дома, выбрав управляющую компанию ООО «УК «Восточное», передали соответствующие функции, в том числе по установке на придомовой территории контейнеров для размещения ТКО и их содержание ООО «УК «Восточное», которое обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
Следовательно, исковые требования Ковровского городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность оборудовать контейнерную площадку по адресу: <адрес>, путем установления на ней ограждения и информационных надписей в соответствии с требованиями федерального законодательства и муниципальных правил благоустройства, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным. Довод представителя ответчика о невозможности исполнить требования по устранению нарушений в указанный срок какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждается.
С учетом вышеизложенного, исковые Ковровского городского прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Восточное» оборудовать контейнерную площадку по адресу: <адрес>, путем установления на ней ограждения и информационных надписей в соответствии с требованиями федерального законодательства и муниципальных правил благоустройства, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Чикова
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 г.