Докладчик Смирнова Е.Д. Апел. дело № 33а-942/2018
Судья Селендеева М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ19 февраля 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
Судей Алексеева Д.В., Смирновой Е.Д.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике к общественной организации «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
поступившее по апелляционной жалобе представителя общественной организации «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» Давыдова Б.А. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 декабря 2017 года, которым постановлено признать общественную организацию «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в суд с иском о прекращении деятельности общественной организации «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» (ОО «ЦСПК») и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя требования тем, что ответчик в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» не информировал Управление о продолжении своей деятельности в 2017 году, в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» – об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, в нарушение ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» - об изменении сведений об адресе (месте нахождения) организации при том, что связь по зарегистрированному адресу не осуществляется и организация корреспонденцию не получает. Неоднократное непредставление общественным объединением сведений, предусмотренных ст. 29 указанного Федерального закона, являются основанием для обращения с заявлением о признании такого общественного объединения прекратившим деятельность и исключении его из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Смирнова Л.А. в судебном заседании требования поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано представителем общественной организации «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» Давыдовым Б.А. по мотивам незаконности и необоснованности.
Полагает, что выводы суда о допущенных неоднократных нарушениях не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку ОО «ЦСПК» лишь единожды не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности в 2017 году и признание организации по данному основанию прекратившей деятельность, ее исключение из ЕГРЮЛ не соответствует критериям соразмерности, справедливости и разумности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Швецовой Т.В., представителя административного ответчика общественной организации «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» Давыдова Б.А., проверив решение в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что сведения о создании 08 апреля 2016 года общественной организации «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 11 мая 2016 года под основным государственным регистрационным номером №.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).
В развитие названных конституционных положений ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» обязывает общественные объединения в том числе:
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (абз. 4 ч. 1);
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абз. 8 ч. 1);
- информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (абз. 9 ч. 1).
Основаниями для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц согласно ст.29 Федерального закона № 82-ФЗ являются:
неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц (абз. 10)
неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ (абз.11);
непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи.
Основанием обращения Управления Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике в суд о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц послужило неисполнение общественной организацией «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» указанных выше обязанностей об информировании о продолжении своей деятельности в 2017 году, представлении отчетов об использовании об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, а также непредставлении сведений об изменении места нахождения (адреса).
Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ имеющиеся по делу доказательства и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается неисполнение административным ответчиком приведенных требований закона, доказательств обратному им не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на нормах действующего законодательства, имеющихся в материалах дела доказательствах и административным ответчиком не опровергнуты.
Так, выражая несогласие с решением суда, представитель административного ответчика, не опровергая сведения о допущении иных нарушений ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, указывает об отсутствии признака неоднократности непредставления ОО «ЦСПК» сведений о продолжении своей деятельности в 2017 году.
Между тем, данный довод отмену решения суда не влечет, поскольку самостоятельным основанием для признания данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц явилось нарушение требований о представлении отчетов об использовании, об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, за которое ОО «ЦСПК» было вынесено предупреждение от 30 июня 2017 года № 21/03-17-6080 и выставлено требование об устранении данного нарушения до 01 сентября 2017 года.
Вынесенное предупреждение административным ответчиком не было обжаловано.
Непредставление этих сведений как в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, так и в его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, административным ответчиком не отрицалось и не оспаривалось.
Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).
Поскольку ОО «ЦСПК» после вынесения им предупреждения об устранении нарушений требований абз. 8 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ о предоставлении отчетности указанное нарушение не устранило, при этом допустило иные нарушения требований указанной статьи: не представило обновленные сведения об изменении места нахождения организации, при этом, согласно возражениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике материалы, подтверждающие исполнение предупреждения организацией либо уважительности причин неисполнения в Управление до настоящего времени не переданы, то основания полагать, что ОО «ЦСПК» допустило лишь однократное нарушение требований ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ не имеется.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для признания общественной организацией «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вопреки позиции административного ответчика приведенные нарушения подтверждаются материалами административного дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела, и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя общественной организации «Центр спортивной подготовки Киокусинкай Чувашской Республики» Давыдова Б.А. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 декабря 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Д.В. Алексеев
Е.Д. Смирнова