Решение по делу № 2-181/2024 (2-678/2023;) от 22.11.2023

Дело № 2-181/2024

УИД: 91RS0016-01-2023-000703-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2024 года                                      пгт. Первомайское

Первомайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Джиджора Н.М.

при секретаре судебного заседания - Николаевой Н.В.,

с участием: помощника прокурора Первомайского района Республики Крым Будько А.А., представителей ответчиков: директора МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» Эмирусеиновой М.Г., Администрации Первомайского района Республики Крым Лебах А.Н., начальника Отдела образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым Фасон В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Черновская школа Первомайского района Республики Крым», Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, третье лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Республики Крым обратился в Первомайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Черновская школа Первомайского района Республики Крым», Администрации Первомайского района Республики Крым, Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, третье лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики.

Заявленные исковые требования, с учетом их уточнений, мотивирует тем, что прокуратурой Первомайского района Республики Крым проведена проверка деятельности МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым», на предмет соблюдения требований законодательства об образовании, в ходе которого выявлены следующие нарушения Конституции РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования": образовательное учреждение не оборудовано лингафонным кабинетом, обеспечивающего изучение иностранных языков. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» внесено представление от 30 мая 2023 года № <данные изъяты>, по результатам рассмотрения которого приняты дополнительные меры, направлены заявки на дополнительное финансирование. Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков. В соответствие с Уставом, МБОУ «Черновская школа Первомайского района Первомайского района Республики Крым» является муниципальным бюджетным учреждением, по типу учреждения – бюджетное, по типу образовательной организации – общеобразовательное учреждение. Функции и полномочия учредителя МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» осуществляет Администрация Первомайского района Республики Крым. Прокурор полагает, что указанное неисполнение ответчиками обязанности по организации образовательного процесса влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование. В связи с чем, прокурор Первомайского района Республики Крым просит обязать МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» приобрести или оборудовать лингафонный кабинет обеспечивающий изучение иностранных языков, обязать Администрацию Первомайского района Республики Крым, Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского район Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с приобретением или оборудованием лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым».

Представитель истца - помощник прокурора Первомайского района Республики Крым Будько А.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить исковое заявление в полном объеме.

Представители ответчиков – МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым», Администрации Первомайского района Республики Крым, Отдела образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым заявленные требования признали частично, предоставили письменное пояснение по сути заявленных требований, в котором указывают, что в соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», абз. 2, 3 ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Администрации Первомайского района Республики Крым, Отдела образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым. Поскольку обеспечение школы лингафонными кабинетами обозначено федеральной программой, считают, что финансирование также должно быть обеспечено за счет средств федерального бюджета, в связи с чем считают, что возложение финансирования на Администрацию Первомайского района является не правомерным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства и материалы дела, пришёл к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Первомайского района Республики Крым функционирует - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» (ИНН 9106009049, ОГРН 1159102022914), функции и полномочия учредителя которого осуществляет Администрация Первомайского района Республики Крым (п.1.5 Устава).

Согласно п. 1.1 Устава МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением обеспечивающей реализацию прав граждан на общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее общее образование по основным общеобразовательным программам.

Кроме того, учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, а также ведет уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса, с момента его государственной регистрации в соответствие с законодательством Российской Федерации (п. 1.9, 1.10 Устава).

Прокуратурой Первомайского района Республики Крым 30 мая 2023 года на имя директора МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» внесено представление № <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства в сфере образования, а именно, как указывает прокурор, в ходе проведенной проверки установлено отсутствие в МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков. Указанные нарушения, по мнению прокурора, способствуют снижению уровня среднего общего образования, не освоению обучающимися базовых навыков и умений при применении новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, а также отсутствию мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Согласно информации МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» № 100 от 15 июня 2023 года представление прокурора Первомайского района Республики Крым № <данные изъяты> от 30 мая 2023 года рассмотрено, при этом, согласно плана финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» в 2023 году для приобретения оборудования, мебели, игрушек, пособий для учебного процесса выделено 243725,00 руб., из которых школа приобрела учебники на сумму 169912,05 руб. и на сумму 54000,00 руб. оборудования для внесения в ФИС ФРДО выданных аттестатов. В 2022 году было выделено 232500,00 руб., средства израсходованы на учебники, мебель, наглядные пособия. Для приобретения лингафонного кабинета, в отдел образования Администрации Первомайского района Республики Крым, администрацией школы направлено ходатайство о выделении финансирования.

Конституцией Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43).

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ(ред. т 28.04.2023) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Во исполнение положений действующего законодательства РФ об образовании Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 N 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (п. 1).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности, в частности, лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков (п. 24 Стандарта).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 28 указанного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, принимая во внимание положения ст. ст. 2, 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010№ 1897, которым утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и который является обязательным, а также то, что в МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» не оборудован лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, то выявленные нарушения не обеспечивают в должной мере права учащихся на общедоступное и бесплатное образование согласно образовательному стандарту, несовместимо с задачами образовательных программ, так как снижает качество подготовки учащихся.

Поскольку осуществление деятельности общеобразовательного учреждения в отсутствие оборудованных лингафонных кабинетов не обеспечивает реализацию в полной мере федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, нарушает права и законные интересы учащихся, то суд считает необходимым возложить на МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» обязанность оборудовать в помещении общеобразовательного учреждения лингафонный кабинет, так как исполнение указанных требований нормативно - правовых актов является обязанностью общеобразовательных учреждений в силу закона и Устава учреждения, выполнение этой обязанности направлено на получение учащимися учреждения общедоступного и бесплатного основного общего образования.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из Устава МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым (ИНН 9106009289, ОГРН 1159102022914) следует, что функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет Администрация Первомайского района Республики Крым (п. 1.5 Устава).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию оснащения лингафонных кабинетов в помещении общеобразовательного учреждения МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» должна быть возложена непосредственно на Администрацию Первомайского района Республики Крым, которая является главным распорядителем и получателем средств бюджета, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций.

Кроме того, суд считает необходимым отметить что действующее законодательство РФ не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления и образовательного учреждения по исполнению обязанности в виде надлежащей организации учебного процесса по основной образовательной программе с наличием финансовой возможности и сроками освоения средств, поскольку нормативными правовыми актами РФ закреплена обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств по обеспечению оснащения образовательной деятельности при получении основного общего образования.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Первомайского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Черновская школа Первомайского района Республики Крым», Администрации Первомайского района Республики Крым, Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым являются обоснованными и законными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

          Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания приведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Исходя из баланса прав сторон, суд считает, что именно срок в 12 месяцев для каждого из ответчиков является реальным для принятия ответчиком необходимых мер по исполнению решения суда, при этом более длительные сроки могут повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с ответчиков не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Первомайского района Республики Крым к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Черновская школа Первомайского района Республики Крым», Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым об обязании совершить определенные действия- удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черновская школа Первомайского района Республики Крым» в течение 1 (одного) года после поступления финансирования приобрести либо оборудовать лингафонный кабинет обеспечивающий изучение иностранных языков в МБОУ «Черновская школа Первомайского района Республики Крым».

Обязать Администрацию Первомайского района Республики Крым, Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с приобретением либо оборудованием лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Черновская школа Первомайского района Республики Крым».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 14.02.2024 года.

Председательствующий

2-181/2024 (2-678/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Первомайского района Республики Крым
Ответчики
Администрация Первомайского района Республика Крым
Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Черновская школа Первомайского района Республики Крым"
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Суд
Первомайский районный суд Республики Крым
Судья
Джиджора Надежда Михайловна
Дело на странице суда
pervomaiskiy.krm.sudrf.ru
22.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее