УИД 01RS0№-96
К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 февраля 2024 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
судьи Сташ И.Х.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием:
ответчицы ФИО1,
представителя ответчицы ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» к ФИО1 о возмещении ущерба в порядке регресса,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании ущерба в порядке регресса.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчицей был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства № ХХХ №, при использовании транспортного средств марки «Volkswagen Caravelle», с государственным регистрационным номером «№».
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «Ford Explorer», с государственным регистрационным номером «№», и автомобиля марки «Volkswagen Caravelle», с государственным регистрационным номером «№», собственником которого является ответчица ФИО1, признанная виновной в совершении данного дорожно-транспортного происшествия.
Признав случай страховым, истец возместил потерпевшему ФИО8 сумму страхового возмещения в размере 247 400,00 рублей.
Поскольку виновник дорожно-транспортного происшествия не был включен в договор обязательного страхования автогражданской ответственности, право регрессного требования по возмещению выплаченной страховой выплаты перешло к истцу.
Акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» просило суд взыскать с ФИО4 в свою пользу, в порядке регресса, сумму страхового возмещения в размере 247 400,00 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины размере 5 674,00 рублей.
Представитель истца акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчица ФИО1 и её представитель ФИО5 в судебном заседании просили отказать в удовлетворения исковых требований. Пояснили, что осмотр транспортного средства потерпевшего был проведен без участия ответчицы, что вызывает объективность проведенного осмотра и результаты экспертизы. Вопросы, указанные в направлении на экспертизу и вопросы отраженные экспертом в экспертном заключении не соответствуют друг другу, что делает необъективным экспертное заключение, проведенное с нарушением законодательства. Также, в направлении не был поставлен вопрос определения утраты товарной стоимости транспортного средства, указанный расчет произведен экспертом по своей инициативе ДД.ММ.ГГГГ, когда заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ. В акте осмотра транспортного средства не отражен вопрос осмотра всего транспортного средства, в связи с чем расчет УТС является необоснованным. В акте о страховом случае указаны сведения об отсутствии оснований для предъявления регрессных требований, что позволяет сделать вывод, что сведения о лицах, допущенных к управлению транспортным средством, изменены после составления акта, что делает регрессные требования необоснованными, поскольку на момент принятия решения о страховой выплате ответчица была допущена к управлению транспортным средством.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, ФИО8, Российский Союз Автостраховщиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1079 ГК РФ, юридическое лицо и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе и использование транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством).
Статья 16 Федерального закона N 40-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" закрепляет право граждан заключать договоры обязательного страхования транспортных средств с учетом их ограниченного использования, при котором, в частности, управление транспортным средством осуществляется только указанными страхователем водителями (пункт 1); при осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности (пункт 2).
В силу абзаца 8 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
Как следует из статьи 6 Федерального закона N 40-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки «Ford Explorer», с государственным регистрационным номером «№», под управлением ФИО8, и автомобиля марки «Volkswagen Caravelle», с государственным регистрационным номером «№», собственником которого является ответчица ФИО1, признанная виновной в совершении данного дорожно-транспортного происшествия, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признав случай страховым, истец возместил потерпевшему ФИО8 сумму страхового возмещения в размере 247 400,00 рублей.
В судебном заседании установлено, что на дату страхового случая ДД.ММ.ГГГГ у виновницы дорожно-транспортного происшествия действовал страховой полис XXX №, выданный АО «МАКС», однако, ответчица ФИО1 не была включена в список лиц, допущенных к управлению транспортным средством марки «Volkswagen Caravelle», с государственным регистрационным номером «№».
В соответствии с ответом Российского Союза Автостраховщиков от ДД.ММ.ГГГГ № И-3761 на запрос суда, по сведениям АИС ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства № ХХХ № был заключен АО «МАКС» ДД.ММ.ГГГГ, с началом его действия с ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00ч. по ДД.ММ.ГГГГ 23:59ч., в отношении страхователя - ФИО1, водители: ФИО6, ФИО7
При этом, ответчицей суду представлена копия страхового полиса № ХХХ №, выданного истцом, в котором ответчица указана, как лицо, допущенное к управлению транспортным средством марки «Volkswagen Caravelle», с государственным регистрационным номером «№».
Судом установлено и следует из пояснений ответчицы, данным в ходе рассмотрения дела, вышеуказанный страховой полис № ХХХ № оформлялся в виде электронного документа на официальном сайте страховщика.
В соответствии с ч. 7, ч. 7.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа в соответствии с пунктом 7.2 настоящей статьи. Страховщик предоставляет страховым агентам и страховым брокерам бланки страховых полисов обязательного страхования с присвоенными уникальными номерами, обеспечивает контроль за использованием ими указанных бланков и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса обязательного страхования владельцу транспортного средства или иному лицу без присвоения такому полису в установленном порядке уникального номера, а также несоответствие сведений об условиях договора обязательного страхования, содержащихся в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям, предоставленным страховщику и (или) отраженным в бланке страхового полиса обязательного страхования, переданного страхователю. В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность уникального номера страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "т" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7.2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться, в том числе, с использованием единой системы идентификации и аутентификации, финансовой платформы, официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Непосредственно после оплаты владельцем транспортного средства страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет ему страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и может быть распечатан на бумажном носителе. Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств, находящихся в их собственности или владении. Ограниченным использованием транспортных средств признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное и иное временное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в году. Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением факторов и коэффициентов, учитывающих водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период использования транспортного средства (пункты 2 и 3 статьи 9настоящего Федерального закона). При осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска.
Так, из сведений, предоставленных Российским Союзом Автостраховщиков, усматривается, что ответчица ДД.ММ.ГГГГ неоднократно заключала, либо вносила изменения в страховой полис № ХХХ №.
При этом, ответчица в ходе рассмотрения дела поясняла, что в связи с внесением изменением в части количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, денежные средства в счет оплаты дополнительной страховой премии передавала третьему лицу. Однако, относимые и допустимые доказательства, подтверждающие оплату дополнительной страховой премии, ответчицей суду не представлены. В связи с чем, суд, при принятии решения, руководствуется сведениями о заключенном между истцом и ответчицей договоре ОСАГО, предоставленными Российским Союзом Автостраховщиков.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 58"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", действовавшим на дату заключения договора страхования между истцом и ответчицей, страховой полис является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, пока не доказано иное. При возникновении спора о наличии договора обязательного страхования, заключенного в виде электронного документа, судам следует наряду с другими доказательствами по делу принимать во внимание сведения, предоставленные профессиональным объединением страховщиков, о факте заключения представленного договора обязательного страхования в виде электронного документа, а также об условиях такого договора (пункт 7.2 статьи 15, пункт 3 статьи 30 Закона об ОСАГО).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд, с учетом установленных обстоятельств и характера спорных правоотношений, а также закона подлежащего применению по данному делу, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 965, 1064, 1079 ГК РФ, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", подлежащих применению к спорным отношениям, а также, что сумма причиненного ущерба ответчицей не оспаривалась – соответствующее ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлялось, страховой полис был оформлен ответчицей электронно, а не через менеджера, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ исходит из того АО "МАКС", выплатив потерпевшему страховое возмещением, имеет право регрессного требования к ответчице.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, все понесённые по делу судебные расходы, а если иск удовлетворен частично, указанные расходы удовлетворяются пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Таким образом, с ответчицы в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 674,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» к ФИО1 о возмещении ущерба в порядке регресса, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» (ИНН 7709031643), в порядке регресса, сумму ущерба в размере 247 400,00 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5674,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись И.Х. Сташ