Решение по делу № 33-9426/2022 от 29.08.2022

Судья Чикулаева И.Б.

Дело № 33- 9426/2022

(2-1443/2022, УИД 59RS0004-01-2022-000837-71)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 10 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Новоселовой Д.В.,

судей Ивановой Е.В., Владыкиной О.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Департамента социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 июня 2022 года, которым постановлено следующее:

«признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 2481 от 07.12.2021 об исключении семьи в составе двух человек, включая Томилину Ильнару Мутигулловну, Т1. из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

Признать право молодой семьи в составе двух человек, включая Томилину Ильнару Мутигулловну и ее несовершеннолетнюю дочь Т1. на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с учетом первоначальной даты постановки на учет, и направлении социальной выплаты на погашение ипотеки по кредитному договору № ** от 07.06.2016».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Томилина И.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Т1. обратилась с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, Департаменту социальной политики администрации г. Перми, в котором просит признать незаконным распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми № 2481 от 07.12.2021 об исключении молодой семьи Томилиной И.М. в составе двух человек: Томилиной И.М., в том числе несовершеннолетней дочери Т1. ** г.р., из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; признать за молодой семьей Томилиной И.М. в составе двух человек: Томилиной И.М., в том числе несовершеннолетней дочери Т1. ** г.р., право на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с учетом первоначальной даты постановки на учет, и направление социальной выплаты на погашение ипотеки по кредитному договору № ** от 07.06.2016.

В обоснование требований указано, что в 2014 году истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей». 30.01.2014 семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, 16.05.2014 включена в программу «Жилье для молодой семьи» на получение социальной выплаты на 35% расчетной (средней) стоимости жилья, а также социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья. 07.06.2016 истцом и ее сестрой – А1. на основании договора участия в долевом строительстве приобретена квартира, общей площадью 24,1 кв.м. по адресу: **** с использованием заемных средств АКБ «Абсолют банк». 25.08.2017 за А1. зарегистрирована 1/2 доля в праве собственности на указанную квартиру. 14.04.2020 поступило уведомление о том, что подошла очередь на получение социальной выплаты на 10% расчетной (средней) стоимости жилья, но истцом написано заявление об отказе от ее получения, так как принято решение ждать 35%. 06.07.2020 А1. подарила истцу 1/2 долю в праве собственности, в связи с чем истец стала единоличным собственником квартиры по адресу: ****. В октябре 2021 года до семьи истца вновь подошла очередь на получение социальной выплаты на 10% расчетной (средней) стоимости жилья. 29.12.2021 истец представила необходимый пакет документов на получение выплаты. Однако 07.12.2021 семья истца распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми № 2481 от 07.12.2021 исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме в связи с тем, что жилое помещение, приобретенное с помощью заемных средств, не соответствует требованиям подпрограммы, а также в связи с обеспеченностью молодой семьи общей площадью жилых помещений на каждого члена молодой семьи более учетной нормы в г. Перми. Данное исключение из программы считает незаконным и необоснованным, поскольку истец не приобретала у А1. долю в жилом помещении по возмездной сделке. Средства социальной выплаты не будут направлены на приобретение жилого помещения у А1., будут направлены на погашение ипотечного кредита оформленного на истца.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в порядке, предусмотренном законом.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что А1. не имеет никакого отношения к квартире по адресу: ****. Единственным заемщиком по кредитному договору в настоящее время является истец. Жилые помещения, находящиеся в ипотеке, не подлежат учету при расчете нуждаемости. Полученная выплата в полном объеме будет направлена на погашение ипотеки.

Представитель ответчика Департамента социальной политики администрации г. Перми – Макшакова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что семья истца исключена из списка молодых семей в связи с несоответствием требованиям, социальная выплата не может быть реализована на приобретение жилых помещений у родственников.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились Департамент социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми.

Управление жилищных отношений администрации г. Перми в апелляционной жалобе указывает, что семья Томилиной И.М. в составе 2 человек 16.05.2014 г. была включена в состав участниц подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.

Семья была уведомлена о необходимости предоставления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Исходя из представленных документов выявлено следующее. Томилина И.М. с дочерью Т1., а также родственниками М., А., Н., зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 44 кв.м. по адресу: г. Пермь ул. ****.

Указанное помещение принадлежит на праве долевой собственности М2. (2/5 доли в праве), М1. (1/5 доля в праве), А1. (1/5 доля в праве), А2. (1/5 доля в праве) на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от 21.10.2004 г., свидетельства о праве на наследство по закону от 21.06.2006 г.

Кроме того, Томилина И.М. с А1. приобрели в совместную собственность жилое помещение общей площадью 24,1 кв.м. по адресу: **** на основании договора долевого участия в строительстве № ** от 07.06.2016 г. На основании договора дарения от 06.07.2020 г. А1. безвозмездно передает в собственность сестры Томилиной И.М. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ****.

Согласно абз. 2 п. 2.8. Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей…, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей ( в т.ч. усыновителей), детей (в т.ч. усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Поскольку приобретенное с помощью заемных денежных средств жилое помещение не соответствует требованиям п. 2.8. Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 034.10.2013 г. № 1321-п, семье Томилиной И.М. не может быть выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10% расчётной (средней) стоимости жилья. Просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

Департамент социальной политики администрации г. Перми в апелляционной жалобе указывает аналогичные основания. Полагает, что обеспеченность жилой площадью семьи истца составляет 13,62 кв.м. ((44,0 + 24,1) : 5), что более учетной нормы в г. Перми. Просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель истца Меновщикова Л.Н. настаивала на законности и обоснованности решения суда.

Представитель ответчика Департамента социальной политики администрации г. Перми Осколкова В.Ю. просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Истец Т1., ответчик Управление жилищных отношений администрации г. Перми, третье лицо Министерство социального развития Пермского края в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав пояснения представителя истцов, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела следует, а судом установлено, что Томилина И.М. является матерью Т1. (л.д. 17-21).

30.01.2014 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми Томилина И.М. с составом семьи из двух человек, в том числе Т1. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 45).

06.05.2014 Томилина И.М. обратилась в адрес управления жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о согласии на получение социальной выплаты за счет краевого бюджета в размере 10% расчетной средней стоимости жилья (материалы учетного дела).

16.05.2014 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми Томилина И.М. с составом семьи из двух человек, в том числе Т1. включена в список участниц подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 (л.д. 46).

07.06.2016 между АКБ «Абсолют Банк» и А1., Томилиной И.М. заключен кредитный договор № **. Кредит предоставляется для цели приобретения прав на получение в собственность недвижимости, находящейся по адресу: **** (л.д. 28-33).

07.06.2016 между ОАО «СтройПанельКомплект» и А2., Томилиной И.М. заключен договор участия в долевом строительстве № **, по условиям которого застройщик принял на себя обязательства построить многоквартирный жилой дом № ** по ул. ****, в д. ****, ****; объектом долевого участия признана однокомнатная квартира общей площадью 24,10 кв.м, в том числе жилой площадью 18,90 кв.м, расположенная на 5 этаже, под строительным номером 37. Оплата объекта долевого строительства производится путем внесения денежных средств на расчетный счет или в кассу застройщика в сумме 1388600 руб. следующим образом: 328600 руб. в течение 20 рабочих дней с момента государственной регистрации настоящего договора; 1060000 руб. оплачиваются не позднее 20 рабочих дней с даты государственной регистрации настоящего договора за счет кредитных денежных средств, предоставляемых АКБ «Абсолют Банк» в соответствии с условиями кредитного договора № ** (л.д. 25-27).

31.05.2017 ОАО «СтройПанельКомплект» получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № ** в отношении построенного объекта капитального строительства – «Комплекса жилых домов Пермского края, позиция ** Жилой многоквартирный дом 12 эт. И позиция ** жилой многоквартирный дом Блок-Секция **», расположенного по адресу: **** (л.д. 34-38).

31.05.2017 между ОАО «СтройПанельКомплект» и А1., Томилиной И.М. заключен акт приема-передачи квартиры, общей площадью 24,1 кв.м, расположенной по адресу: ОАО «СтройПанельКомплект» и А1., Томилиной И.М. (л.д. 39).

06.07.2020 между А1. и Томилиной И.М. заключен договор дарения, по условиям которого, А1. безвозмездно передала в собственность Томилиной И.М. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: **** (л.д. 40-43).

03.08.2020 между АКБ «Абсолют Банк» и А1., Томилиной И.М. заключено дополнительное соглашение № 2 к кредитному договору № ** от 07.06.2016, по условиям которого А1. вышла из числа сторон по договору № ** от 07.06.2016. Все права и обязанности заемщика по договору № ** от 07.06.2016 в полном объеме приняла на себя Томилина И.М. (л.д. 44).

Из справки АКБ «Абсолют Банк» следует, что по состоянию на 09.05.2022 размер остатка задолженности составляет: 583915 руб. 78 коп. – остаток основанного долга, 5989 руб. 53 коп. – остаток задолженности по выплате процентов. Размер ежемесячного платежа составляет 14959 руб. 00 коп. (л.д. 83).

12.10.2021 управление жилищных отношений администрации г. Перми в адрес Томилиной И.М. направило уведомление о включении семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств 2021 года. Для получения свидетельства предлагалось в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления представить полный пакет документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.

29.10.2021 Томилина И.М. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья (материалы учетного дела).

07.12.2021 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми молодая семья Томилиной И.М. в составе двух человек, в том числе Т1. исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием требованию, предусмотренному пп. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения (строительство) жилья и их использования. Соответствующее уведомление направлено в адрес Томилиной И.М (л.д. 47, 48).

24.12.2021 Управлением жилищных отношений администрации г. Перми дан письменный ответ о разъяснении оснований исключения семьи Томилиной И.М. в составе двух человек, в том числе Т1. из списка участников подпрограммы в котором отражено, что жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы, поскольку приобретено истцом на основании договора дарения у неполнородной сестры. Обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена семьи составляет 13,62, что более учетной нормы в г. Перми (материалу учетного дела).

Исключая семью из списка участников подпрограммы, Управление жилищных отношений администрации г. Перми исходило из того обстоятельства, что при подаче документов на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья, молодая семья истца не соответствовала требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат в связи с тем, что приобретенное с помощью заемных средств жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы, обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена молодой семьи составляла 13,62 кв.м. ((44,0+24,1):5=13,62), что более учетной нормы в г. Перми.

Установив указанные выше обстоятельства, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которым утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, положениями постановления правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края», порядком реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п, суд пришел к выводу, что истец не приобретала жилое помещение у А1. по возмездной сделке, в связи с чем жилое помещение не может быть признано не соответствующим требованиям Подпрограммы; квартира по адресу: **** обременена ипотекой в пользу АКБ «Абсолют Банк», задолженность по договору ипотеки составляет более 500000 руб., в связи с чем истец вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда, сделанные в обоснование принятого по делу решения, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащего применению к спорным отношениям.

Оснований сомневаться в правильности принятого по делу решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края» Правительство Пермского края постановлением от 01.04.2014 №215-п утвердило Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.

Как установлено п. 2 Правил, социальные выплаты используются:а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья);б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома;д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;е) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита; ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве);з) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве;и) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита).

В соответствии с пунктом 2 (1) Правил, введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 609, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

В соответствии с п. 6 Правил, Участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 7 Правил, установлено, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Принимая решение об исключении семьи Томилиных в составе двух человек из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме, Управление жилищных отношений администрации г. Перми исходило из того, что данная семья в улучшении жилищных условий не нуждается, при этом при определении нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи учитывалась помимо квартиры по адресу: г. Пермь ул. **** еще и квартира по адресу: Пермский край, Кондратовское с/п д. ****.

Те же самые доводы Департамент социальной политики администрации г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми привели в своих апелляционных жалобах, ссылаясь на п. 2.8. Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей…, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 13.05.2022) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п" (далее – Порядок).

Вместе с тем доводы апелляционных жалоб не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

В соответствии с п. 2.8. Порядка социальные выплаты, предоставляемые в соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.2 настоящего Порядка, предоставляются на приобретение у физических и (или) юридических лиц жилья как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1.3.6 настоящего Порядка.

Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Вместе с тем, жилое помещение, расположенное по адресу: ****, приобретено А1. и Томилиной И.М. за счет кредитных средств после включения семьи истца в список участников подпрограммы, 1/2 доли в праве собственности на указанное жилое помещение приобретена Томилиной И.М. у А1. на основании договора дарения, т.е. по безвозмездной сделке, А1. освобождена от исполнения условий кредитного договора в связи с отчуждением 1/2 доли в праве на указанную выше квартиру Томилиной И.М. на основании договора дарения от 06.07.2020, обязательства по кредитному договору несет собственник жилого помещения Томилина И.М. в соответствии с условиями дополнительного соглашения № 2 к кредитному договору № **, социальная выплата может быть использована Томилиной И.М. на гашение суммы долга по кредитному договору, в том числе и в части оплаты 1/2 доли, принадлежавшей А1. Соответственно, квартира по адресу: **** не может учитываться при определении нуждаемости семьи Томилиной в улучшении жилищных условий, поскольку приобретена за счет кредитных средств, в настоящее время кредит не погашен.

Из буквального толкования п. 2.8. Порядка его действие распространяется на случаи возмездного приобретения жилых помещений у близких родственников.

Доводы жалоб Департамента социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми основаны на ошибочном толковании норм права и не могут повлечь отмены оспариваемого решения суда, в связи с чем подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права и при отсутствии процессуальных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Чикулаева И.Б.

Дело № 33- 9426/2022

(2-1443/2022, УИД 59RS0004-01-2022-000837-71)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 10 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Новоселовой Д.В.,

судей Ивановой Е.В., Владыкиной О.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Департамента социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 июня 2022 года, которым постановлено следующее:

«признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 2481 от 07.12.2021 об исключении семьи в составе двух человек, включая Томилину Ильнару Мутигулловну, Т1. из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

Признать право молодой семьи в составе двух человек, включая Томилину Ильнару Мутигулловну и ее несовершеннолетнюю дочь Т1. на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с учетом первоначальной даты постановки на учет, и направлении социальной выплаты на погашение ипотеки по кредитному договору № ** от 07.06.2016».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Томилина И.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Т1. обратилась с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, Департаменту социальной политики администрации г. Перми, в котором просит признать незаконным распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми № 2481 от 07.12.2021 об исключении молодой семьи Томилиной И.М. в составе двух человек: Томилиной И.М., в том числе несовершеннолетней дочери Т1. ** г.р., из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; признать за молодой семьей Томилиной И.М. в составе двух человек: Томилиной И.М., в том числе несовершеннолетней дочери Т1. ** г.р., право на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с учетом первоначальной даты постановки на учет, и направление социальной выплаты на погашение ипотеки по кредитному договору № ** от 07.06.2016.

В обоснование требований указано, что в 2014 году истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей». 30.01.2014 семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, 16.05.2014 включена в программу «Жилье для молодой семьи» на получение социальной выплаты на 35% расчетной (средней) стоимости жилья, а также социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья. 07.06.2016 истцом и ее сестрой – А1. на основании договора участия в долевом строительстве приобретена квартира, общей площадью 24,1 кв.м. по адресу: **** с использованием заемных средств АКБ «Абсолют банк». 25.08.2017 за А1. зарегистрирована 1/2 доля в праве собственности на указанную квартиру. 14.04.2020 поступило уведомление о том, что подошла очередь на получение социальной выплаты на 10% расчетной (средней) стоимости жилья, но истцом написано заявление об отказе от ее получения, так как принято решение ждать 35%. 06.07.2020 А1. подарила истцу 1/2 долю в праве собственности, в связи с чем истец стала единоличным собственником квартиры по адресу: ****. В октябре 2021 года до семьи истца вновь подошла очередь на получение социальной выплаты на 10% расчетной (средней) стоимости жилья. 29.12.2021 истец представила необходимый пакет документов на получение выплаты. Однако 07.12.2021 семья истца распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми № 2481 от 07.12.2021 исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме в связи с тем, что жилое помещение, приобретенное с помощью заемных средств, не соответствует требованиям подпрограммы, а также в связи с обеспеченностью молодой семьи общей площадью жилых помещений на каждого члена молодой семьи более учетной нормы в г. Перми. Данное исключение из программы считает незаконным и необоснованным, поскольку истец не приобретала у А1. долю в жилом помещении по возмездной сделке. Средства социальной выплаты не будут направлены на приобретение жилого помещения у А1., будут направлены на погашение ипотечного кредита оформленного на истца.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в порядке, предусмотренном законом.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что А1. не имеет никакого отношения к квартире по адресу: ****. Единственным заемщиком по кредитному договору в настоящее время является истец. Жилые помещения, находящиеся в ипотеке, не подлежат учету при расчете нуждаемости. Полученная выплата в полном объеме будет направлена на погашение ипотеки.

Представитель ответчика Департамента социальной политики администрации г. Перми – Макшакова Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что семья истца исключена из списка молодых семей в связи с несоответствием требованиям, социальная выплата не может быть реализована на приобретение жилых помещений у родственников.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились Департамент социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми.

Управление жилищных отношений администрации г. Перми в апелляционной жалобе указывает, что семья Томилиной И.М. в составе 2 человек 16.05.2014 г. была включена в состав участниц подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.

Семья была уведомлена о необходимости предоставления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Исходя из представленных документов выявлено следующее. Томилина И.М. с дочерью Т1., а также родственниками М., А., Н., зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 44 кв.м. по адресу: г. Пермь ул. ****.

Указанное помещение принадлежит на праве долевой собственности М2. (2/5 доли в праве), М1. (1/5 доля в праве), А1. (1/5 доля в праве), А2. (1/5 доля в праве) на основании договора безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от 21.10.2004 г., свидетельства о праве на наследство по закону от 21.06.2006 г.

Кроме того, Томилина И.М. с А1. приобрели в совместную собственность жилое помещение общей площадью 24,1 кв.м. по адресу: **** на основании договора долевого участия в строительстве № ** от 07.06.2016 г. На основании договора дарения от 06.07.2020 г. А1. безвозмездно передает в собственность сестры Томилиной И.М. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ****.

Согласно абз. 2 п. 2.8. Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей…, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей ( в т.ч. усыновителей), детей (в т.ч. усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Поскольку приобретенное с помощью заемных денежных средств жилое помещение не соответствует требованиям п. 2.8. Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 034.10.2013 г. № 1321-п, семье Томилиной И.М. не может быть выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10% расчётной (средней) стоимости жилья. Просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

Департамент социальной политики администрации г. Перми в апелляционной жалобе указывает аналогичные основания. Полагает, что обеспеченность жилой площадью семьи истца составляет 13,62 кв.м. ((44,0 + 24,1) : 5), что более учетной нормы в г. Перми. Просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель истца Меновщикова Л.Н. настаивала на законности и обоснованности решения суда.

Представитель ответчика Департамента социальной политики администрации г. Перми Осколкова В.Ю. просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Истец Т1., ответчик Управление жилищных отношений администрации г. Перми, третье лицо Министерство социального развития Пермского края в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав пояснения представителя истцов, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела следует, а судом установлено, что Томилина И.М. является матерью Т1. (л.д. 17-21).

30.01.2014 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми Томилина И.М. с составом семьи из двух человек, в том числе Т1. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 45).

06.05.2014 Томилина И.М. обратилась в адрес управления жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о согласии на получение социальной выплаты за счет краевого бюджета в размере 10% расчетной средней стоимости жилья (материалы учетного дела).

16.05.2014 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми Томилина И.М. с составом семьи из двух человек, в том числе Т1. включена в список участниц подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 (л.д. 46).

07.06.2016 между АКБ «Абсолют Банк» и А1., Томилиной И.М. заключен кредитный договор № **. Кредит предоставляется для цели приобретения прав на получение в собственность недвижимости, находящейся по адресу: **** (л.д. 28-33).

07.06.2016 между ОАО «СтройПанельКомплект» и А2., Томилиной И.М. заключен договор участия в долевом строительстве № **, по условиям которого застройщик принял на себя обязательства построить многоквартирный жилой дом № ** по ул. ****, в д. ****, ****; объектом долевого участия признана однокомнатная квартира общей площадью 24,10 кв.м, в том числе жилой площадью 18,90 кв.м, расположенная на 5 этаже, под строительным номером 37. Оплата объекта долевого строительства производится путем внесения денежных средств на расчетный счет или в кассу застройщика в сумме 1388600 руб. следующим образом: 328600 руб. в течение 20 рабочих дней с момента государственной регистрации настоящего договора; 1060000 руб. оплачиваются не позднее 20 рабочих дней с даты государственной регистрации настоящего договора за счет кредитных денежных средств, предоставляемых АКБ «Абсолют Банк» в соответствии с условиями кредитного договора № ** (л.д. 25-27).

31.05.2017 ОАО «СтройПанельКомплект» получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № ** в отношении построенного объекта капитального строительства – «Комплекса жилых домов Пермского края, позиция ** Жилой многоквартирный дом 12 эт. И позиция ** жилой многоквартирный дом Блок-Секция **», расположенного по адресу: **** (л.д. 34-38).

31.05.2017 между ОАО «СтройПанельКомплект» и А1., Томилиной И.М. заключен акт приема-передачи квартиры, общей площадью 24,1 кв.м, расположенной по адресу: ОАО «СтройПанельКомплект» и А1., Томилиной И.М. (л.д. 39).

06.07.2020 между А1. и Томилиной И.М. заключен договор дарения, по условиям которого, А1. безвозмездно передала в собственность Томилиной И.М. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: **** (л.д. 40-43).

03.08.2020 между АКБ «Абсолют Банк» и А1., Томилиной И.М. заключено дополнительное соглашение № 2 к кредитному договору № ** от 07.06.2016, по условиям которого А1. вышла из числа сторон по договору № ** от 07.06.2016. Все права и обязанности заемщика по договору № ** от 07.06.2016 в полном объеме приняла на себя Томилина И.М. (л.д. 44).

Из справки АКБ «Абсолют Банк» следует, что по состоянию на 09.05.2022 размер остатка задолженности составляет: 583915 руб. 78 коп. – остаток основанного долга, 5989 руб. 53 коп. – остаток задолженности по выплате процентов. Размер ежемесячного платежа составляет 14959 руб. 00 коп. (л.д. 83).

12.10.2021 управление жилищных отношений администрации г. Перми в адрес Томилиной И.М. направило уведомление о включении семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств 2021 года. Для получения свидетельства предлагалось в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления представить полный пакет документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты.

29.10.2021 Томилина И.М. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья (материалы учетного дела).

07.12.2021 распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми молодая семья Томилиной И.М. в составе двух человек, в том числе Т1. исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием требованию, предусмотренному пп. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения (строительство) жилья и их использования. Соответствующее уведомление направлено в адрес Томилиной И.М (л.д. 47, 48).

24.12.2021 Управлением жилищных отношений администрации г. Перми дан письменный ответ о разъяснении оснований исключения семьи Томилиной И.М. в составе двух человек, в том числе Т1. из списка участников подпрограммы в котором отражено, что жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы, поскольку приобретено истцом на основании договора дарения у неполнородной сестры. Обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена семьи составляет 13,62, что более учетной нормы в г. Перми (материалу учетного дела).

Исключая семью из списка участников подпрограммы, Управление жилищных отношений администрации г. Перми исходило из того обстоятельства, что при подаче документов на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья, молодая семья истца не соответствовала требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат в связи с тем, что приобретенное с помощью заемных средств жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы, обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена молодой семьи составляла 13,62 кв.м. ((44,0+24,1):5=13,62), что более учетной нормы в г. Перми.

Установив указанные выше обстоятельства, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которым утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, положениями постановления правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края», порядком реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п, суд пришел к выводу, что истец не приобретала жилое помещение у А1. по возмездной сделке, в связи с чем жилое помещение не может быть признано не соответствующим требованиям Подпрограммы; квартира по адресу: **** обременена ипотекой в пользу АКБ «Абсолют Банк», задолженность по договору ипотеки составляет более 500000 руб., в связи с чем истец вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда, сделанные в обоснование принятого по делу решения, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащего применению к спорным отношениям.

Оснований сомневаться в правильности принятого по делу решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края» Правительство Пермского края постановлением от 01.04.2014 №215-п утвердило Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.

Как установлено п. 2 Правил, социальные выплаты используются:а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья);б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома;д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;е) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита; ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве);з) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве;и) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита).

В соответствии с пунктом 2 (1) Правил, введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 609, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

В соответствии с п. 6 Правил, Участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 7 Правил, установлено, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Принимая решение об исключении семьи Томилиных в составе двух человек из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме, Управление жилищных отношений администрации г. Перми исходило из того, что данная семья в улучшении жилищных условий не нуждается, при этом при определении нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи учитывалась помимо квартиры по адресу: г. Пермь ул. **** еще и квартира по адресу: Пермский край, Кондратовское с/п д. ****.

Те же самые доводы Департамент социальной политики администрации г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми привели в своих апелляционных жалобах, ссылаясь на п. 2.8. Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей…, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 13.05.2022) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п" (далее – Порядок).

Вместе с тем доводы апелляционных жалоб не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

В соответствии с п. 2.8. Порядка социальные выплаты, предоставляемые в соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.2 настоящего Порядка, предоставляются на приобретение у физических и (или) юридических лиц жилья как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или на создание объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1.3.6 настоящего Порядка.

Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Вместе с тем, жилое помещение, расположенное по адресу: ****, приобретено А1. и Томилиной И.М. за счет кредитных средств после включения семьи истца в список участников подпрограммы, 1/2 доли в праве собственности на указанное жилое помещение приобретена Томилиной И.М. у А1. на основании договора дарения, т.е. по безвозмездной сделке, А1. освобождена от исполнения условий кредитного договора в связи с отчуждением 1/2 доли в праве на указанную выше квартиру Томилиной И.М. на основании договора дарения от 06.07.2020, обязательства по кредитному договору несет собственник жилого помещения Томилина И.М. в соответствии с условиями дополнительного соглашения № 2 к кредитному договору № **, социальная выплата может быть использована Томилиной И.М. на гашение суммы долга по кредитному договору, в том числе и в части оплаты 1/2 доли, принадлежавшей А1. Соответственно, квартира по адресу: **** не может учитываться при определении нуждаемости семьи Томилиной в улучшении жилищных условий, поскольку приобретена за счет кредитных средств, в настоящее время кредит не погашен.

Из буквального толкования п. 2.8. Порядка его действие распространяется на случаи возмездного приобретения жилых помещений у близких родственников.

Доводы жалоб Департамента социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми основаны на ошибочном толковании норм права и не могут повлечь отмены оспариваемого решения суда, в связи с чем подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права и при отсутствии процессуальных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 09 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента социальной политики администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9426/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Томилина Ильнура Мутигулловна, действующая в интересах себя и в интересах н/л Томилиной Эвелины Семеновны
Ответчики
Департамент социальной политики администрации г. Перми
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Другие
Министерство Социального развития Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Иванова Елена Витальевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.08.2022Передача дела судье
10.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2022Передано в экспедицию
10.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее