Копия к делу № 2-197/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» июля 2022 года а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего Куадже Т.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т., с участием истца Л.Л.Н., ответчика Л.Э.Х., соответчика – председателя Комитета имущественных отношений Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея Ш.М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л.Л.Н. к Л.Э.Х. и Комитету имущественных отношений Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея о включении имущественного права на нежилое строение (склад) площадью 1317.7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, здание находится примерно в 3240 метрах по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в наследственную массу умершего Л.Б.Х.,
У С Т А Н О В И Л:
Л.Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Л.Э.Х. и Комитету имущественных отношений Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея о включении имущественного права на нежилое строение (склад) площадью 1317.7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в наследственную массу умершего Л.Б.Х., мотивируя свои доводы тем, что супруг истца Л.Б.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец а. Хатажукай, <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в а. Пшичо, <адрес>, Республики Адыгея. ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС <адрес> Управление ЗАГС Республики Адыгея была составлена актовая запись о его смерти, номер актовой записи 170№. После смерти Л.Б.Х. открылось наследство. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ истец является наследником первой очереди по закону, ответчик Л.Э.Х. является наследником второй очереди. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к нотариусу Шовгеновского нотариального округа К.А.С., для получения свидетельства о праве на наследство по закону, после смерти супруга Л.Б.Х. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на нежилое строение (склад), расположенное по адресу: <адрес>, здание находится примерно в 3240 метрах по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, а. Пшичо, <адрес>, истцу было отказано, так как право собственности на вышеуказанное нежилое строение не было зарегистрировано в регистрационных органах в установленном законом порядке, отсутствуют правоустанавливающие документы на склад. Супруг истца Л.Б.Х. приобрел нежилое строение (склад), площадью 117.7 кв.м. у птицефабрики «Шовгеновская» <адрес>. Начиная с 1997 года, пользовался нежилым строением, и использовал его как склад для хранения сельскохозяйственной продукции. Л.Б.Х. умер ДД.ММ.ГГГГ, не успев при жизни в установленном законом порядке зарегистрировать свое право собственности на вышеуказанное нежилое строение. Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего искового заявления в суд.
В судебном заседании истец Л.Л.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и просила суд включить имущественное право на нежилое строение (склад) площадью 1317.7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, здание находится примерно в 3240 метрах по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в наследственную массу умершего Л.Б.Х..
Ответчик - Л.Б.Х. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца Л.Л.Н.
Представитель соответчика Председатель Комитета имущественных отношений Администрации МО «<адрес>» Республики Адыгея Ш.М.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Л.Л.Н.
Третье лицо – нотариус Шовгеновского нотариального округа К.А.С., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела не явилась. Направила суду заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований Л.Л.Н. не возражала.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица – нотариуса Шовгеновского нотариального округа.
Суд, изучив представленные истцом документы, выслушав пояснения истца Л.Л.Н., ответчика Л.Э.Х., соответчика – председателя Комитета имущественных отношений Администрации МО «<адрес>» Республики Адыгея Ш.М.М., полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Право наследования, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу норм ст. ст. 1112, 1152, 1153, 1154 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 статьи 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Из свидетельства о смерти серии I – АЗ №, выданного Отделом записи актов гражданского состояния <адрес> Управления записи актов гражданского состояния Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Л.Б.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец а. Хатажкай, <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти под №.
Факт родственных отношений истца Л.Л.Н. с умершим Л.Б.Х. подтверждается свидетельством о браке IV-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Л.Б.Х. и С.Л.Н., заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о заключении брака произведена запись под №.
После смерти Л.Б.Х. открылось наследство в виде нежилого строения (склад), расположенного по адресу: <адрес>, здание находится примерно в 3240 метрах по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
После смерти Л.Б.Х. по заявлению истца Л.Л.Н. о принятии наследства, нотариусом Шовгеновского нотариального округа К.А.С. открыто наследственное дело №.
Согласно постановлению об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, Л.Л.Н. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, отказано.
Как установлено в судебном заседании, после смерти наследодателя Л.Б.Х. указанное имущество в течение срока принятия наследства, фактически принято его супругой Л.Л.Н., которая принимает меры к его сохранности.
Таким образом, нежилое строение (склад) признается принадлежащим истцу со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права на наследственное имущество.
В связи с чем требования истца Л.Л.Н. о включении этого имущества в состав наследства, оставшегося после смерти Л.Б.Х. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, учитывая положения законодательства, а также установленные судом фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Л.Л.Н. к Л.Э.Х. и Комитету имущественных отношений Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея о включении имущественного права на нежилое строение (склад) площадью №7 кв.м., с кадастровым номером 01:07:2000022:150, расположенного по адресу: <адрес>, здание находится примерно в 3240 метрах по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в наследственную массу умершего Л.Б.Х..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 223 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Л.Л.Н. к Л.Э.Х. и Комитету имущественных отношений Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея о включении имущественного права в наследственную массу.
Включить имущественное право на нежилое строение (склад) площадью 1317.7 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, здание находится примерно в 3240 метрах по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, в наследственную массу умершего Л.Б.Х..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Куадже