75RS0029-01-2024-001096-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2024 года г.Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе:
председательствующего, судьи Быковой Ю.В.,
При секретаре Колосовой О.М.,
С участием:
Истца Ивановой Л.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-447/2024 по иску Ивановой Л.В к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Иванова Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором, просит суд признать незаконным решение № 13878 от 20 ноября 2023 г. Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Ивановой Л.В с 01.04.1993 г. по 01.11.1997 г., 02.01.1998 г. по 05.02.1998 г. в должности дезинфектора Нерчинской районной больнице; работу с 14.03.2001 г. по 12.04.2005 г. в должности дезинфектора Нерчинской районной больнице. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю назначить Ивановой Л.В, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю в свою пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска, истец указала, что 22 августа 2023 г. она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Решением № 13878 от 20 ноября 2023 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по староста в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, и отсутствием документов подтверждающих непосредственное обслуживание больных. Стаж для досрочного назначения страховой пенсии составил 3 года 0 месяцев 3 дня.
Как следует из трудовой книжки с 01 апреля 1993 г. истец принята на работу дезинфектором в Нерчинскую районную больницу, 25 февраля 1998 г. уволена по собственному желанию.
01 марта 2001 г. принята временно на должность медицинского дезинфектора инфекционного отделения в Нерчинскую районную больницу (приказ 9, от 01 марта 2001 г.). 13 апреля 2005 г., переведена на должность санитарки инфекционного отделения в Нерчинской районной больницы (приказ 24, от 12 апреля 2005 г.).
За время работы истец осуществляла разведение концентрированных хлорсодержащих маточных растворов во всех отделениях ЦРБ, обработку палат после инфекционных больных, обработку педикулеза по ф-20 непосредственно больных, так же в обязанности входила обработка постельных принадлежностей, а так же матрасов подушек одеял в дезинфекционной камере паровоздушным и сухожаровым способом, в зависимости от болезни и т.д.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"), Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, которым утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, на раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 (код позиции списка 2260000а), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", разъяснения утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" истец считает, что все условия её трудовой деятельности полностью соответствует разделу XXIV Списка N 2 должность и место работы (инфекционное отделение), а значит, отклоненный стаж её работы подлежит зачету для досрочного назначения страховой пенсии.
В судебном заседании истец Иванова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика -Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования РФ в Забайкальском крае Наседкина В.Г. в судебное заседание не явилась представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В отзыве на исковое заявление представить ответчика Наседкина В.Г. указала, что в назначении досрочной страховой пенсии Ивановой Л.В. отказано решением № 13878 от 20.11.2023г. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж 20 лет. Если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам. Подсчет специального стажа осуществляется с применением следующих нормативно-правовых актов:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10. Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды - с 01.04.1993г. по 01.11.1997г., с 02.01.1998г. по 05.02.1998г., с 14.03.2001г. по 12.04.2005г не подтверждаются как специальный стаж.
При имеющемся специальном стаже право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. № 400-ФЗ у Ивановой Л.В отсутствует (том № 1 л.д.192-195).
Представиетель третьего лица ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» по доверенности Пинаева Л.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее участвуя в судебных заседаниях пояснила, что в ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» не сохранился архив, представить доказательства работы истца по обслуживанию больных при работе в должности дезинфектора не представляется возможным.
Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика, третьих лиц.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 пользуются работники, поименованные в разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время.
Как разъяснено в пункте 1 Указания от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У, непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Приложение N 1 Указания от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У содержит виды деятельности среднего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 от 1991 г.: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно - охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В названном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, к которым отнесены санитарка-носильщица; палатная санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными; санитарка-уборщица; санитарка-ванщица; сестра-хозяйка.
Примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2: старшая медицинская сестра; палатная медицинская сестра; процедурная медицинская сестра; медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; инструктор по лечебной физкультуре; медицинская сестра по функциональной диагностике; медицинская сестра, фельдшер приемного отделения; операционная медицинская сестра; участковая медицинская сестра диспансера; медицинская сестра перевязочная; медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии; зубной врач.
Таким образом, для разрешения исковых требований Ивановой Л.В. о включении в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов ее работы в должности дезинфектора ГУЗ «Нерчинская центральная районная больница», юридически значимым обстоятельством является установление занятости истца в спорные периоды работы в должности младшего, среднего медицинского персонала по непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Из материалов дела судом установлено, что 22.08.2023 года Иванова Л.В. обратилась в Управление установления пенсий ОФПСС РФ по Забайкальскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением заместителя начальника Управление установления пенсий ОФПСС РФ по Забайкальскому краю от 20.11.2023 года № 13878 Ивановой Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, т.к на момент обращения Иванова Л.В. имеет страховой стаж 29 лет 4 месяца 3 дня. Продолжительность специального стажа составила – 3 года 0 месяцев 4 дня. В продолжительность специального стажа включены следующие периоды работы с 16.05.2000г. по 25.07.2000г., с 13.04.2005г. по 06.02.2008г.в должности санитарки инфекционного отделения в Нерчинской районной больнице, т.к должность предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, период работы подтверждается соответствующим кодом льготы в выписке из ИЛС.
В продолжительность специального стажа не включены периоды работ: с 01.04.1993г. по 01.11.1997г., с 02.01.1998г. по 05.02.1998г., с 14.03.2001г. по 12.04.2005г. в должности медицинского дезинфектора в Нерчинской районной больнице, т.к. Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость, в которых дает право на пенсию но возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 разделом, XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» предусмотрены младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в учреждениях, отделениях, кабинетах, предусмотренных данным разделом. Согласно представленных документов непосредственное обслуживание больных не подтверждается (том № 1 л.д.13-14).
Из трудовой книжки Ивановой Л.В. судом установлено, что 01.04.1993 года Иванова Л.В. принята в Нерчинскую райбольницу на должность дезинфектора медицинского. 25.02.1998 года Иванова Л.В. уволена по собственному желанию.
12.05.2000 года Иванова Л.В. принята в Нерчинскую райбольницу на должность санитарки инфекционного отделения. 25.07.2000 года Иванова Л.В. уволена по собственному желанию.
01.03.2001 года Иванова Л.В. временно на период отпуска принята в Нерчинскую райбольницу на должность медицинского дезинфектора инфекционного отделения.
13.04.2005 года переведена на должность санитарки инфекционного отделения.
06.08.2008 года Иванова Л.В. уволена по собственному желанию ( том № 1 л.д.14-28).
Факт работы истца в ГУЗ Нерчинская ЦРБ в спорные периоды подтверждается приказами о приеме и увольнении Ивановой Л.В. с занимаемых должностей (л.д. 56-57, 58-59, 60-62, 63-65,66-67, 68-70, 71-72).
При вынесении решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Ивановой Л.В. пенсионным органом не верно указан период не включения периода работы в должности дезинфектора в Нерчинской районной больнице с 14.03.2001 по 12.04.2005 года, тогда как верным из сведений содержащихся в трудовой книжке и приказов по личному составу следует считать дату с 01.03.2001, что не влечет отмены решения и признается судом технической ошибкой.
Ha основании распоряжения Районного исполнительного комитета Нерчинского района Читинской области № 107 от 18.06.1981 года Нерчинская районная больница переименована в Нерчинскую центральную районную больницу. Нерчинская центральная районная больница переименована на основании свидетельства о государственной регистрации № 1360 от " 2000 г. в Муниципальное учреждение Нерчинская центральная районная больница. На основании распоряжения Администрации Муниципального района «Нерчинский район» № 2976 от 29.10.2010 г. переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения «Нерчинская центральная районная больница». На основании приказа Министерства здравоохранения Забайкальского края № 377 от 29.11.2011 г., Приказа МУЗ «Нерчинская ЦРБ» № 2850 от 30.12.2011 г., Устава ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края № 2348 от 14.12.2011 г. согласованного Департаментом дарственного имущества и земельных отношений Забайкальского края № 6120/р от 12.12.2011 Муниципальное учреждение здравоохранения «Нерчинская центральная районная больница» переименована в Государственное учреждение здравоохранения – Нерчинская центральная районная больница» (том № 1 л.д. 51).
В соответствии со сводами штатных должностей МУ Нерчинская центральная районная больница за спорный период с 2001 по 2005 годы, не включенный в специальный стаж истца, в медицинском учреждении в инфекционном отделении предусмотрена должность «Дезинфектора», «медицинского дезинфектора», которые относятся к должностям среднего медицинского персонала (том № 1 л.д.80-89).
Из представленных суду личных карточек Ивановой Л.В. за спорные периоды, за работу дезинфектором инфекционного отделения ей выплачивалась надбавка за вредные условия труда в размере 30 % (том №1 л.д.92-128).
Своды штатных должностей МУ Нерчинская центральная районная больница за спорный период с 1993-1997,1998 годы, не включенные в специальный стаж истца, суду не представлены, в архиве учреждения не сохранены.
В справке ГУЗ Нерчинская ЦРБ уточняющей особый характер работы или условия труда за периоды, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со ст.30 ч.1 п.20 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, содержатся сведения о переименовании учреждения здравоохранения, а так же сведения уточняющий особый характер работы или условия труда.
Так в справке указано, что Иванова Л.В. работала в должности медицинского дезинфектора с 01.04.1993 (приказ № 10 от 01.04.1993 г.) по 25.02.1998 (приказ №3 от 25.02.1998 г.) занимала полную ставку медицинского дезинфектора; в должности санитарки инфекционного отделения с 16.05.2000 г. (приказ №15 от 16.05.2000 г.) по 25.07.2000 г.(приказ № 28 от 04.09.2000 г.) занимала полную ставку инфекционного отделения; в должности медицинского дезинфектора с 14.03.2001 (приказ №9 от 04.03.2001 г) по 12.04.2005 г. занимала полную ставку медицинского дезинфектора; в должности санитарки инфекционного отделения с 13.04.2005 года (приказ №24 от 12.04.2005 г.) по 06.02.2008 года (приказ №12 от 06.02.2008 г.) занимала полную ставку санитарки инфекционного отделения (том № 1 л.д.49).
Основанием для составления справки указано штатное расписание 1993-1998 г.г, 2000, 2001-2005 г.г. табеля и графики учета рабочего времени 1993-1998,2000,2001-2005 г.г, книги приказов по личному составу за 1993-1998 г.г, 2000, 2001-2005 г.г., карточка Т-2, должностные инструкции за 1993-1998,2000,2001-2005 г.г.
Суд обращает внимание, что в справке не указано на выполнение Ивановой Л.В. работы на ставке «дезинфектора» по непосредственному обслуживанию больных.
Кроме того, суд ставит под сомнение указание в основании выдачи справки на должностные инструкции на дезинфектора за 1993-1998,2000,2001-2005 г.г., поскольку по запросу суда указанные должностные инструкции ГУЗ Нерчинская ЦРБ не предоставлены, представитель третьего лица ГУЗ Нерчинская ЦРБ Пинаева Л.В. в судебном заседании пояснила, что данные должностные инструкции в архиве ГУЗ Нерчинская ЦРБ не найдены.
Вместе с тем, из представленной в материалы дела должностной инструкции медицинского дезинфектора, к его должностным обязанностям относятся подготовка дезинфицирующих растворов, препаратов, инвентаря, аппаратуры и т.п. проведение работы по дезинфекции; выполнение работ по дезинфекции на объектах МУЗ «Нерчинская ЦРБ» в соответствии с планом мероприятий; соблюдение правил безопасной работы с вредными веществами при выполнении дезинфекционных работ; проверка качества выполненной дезинфекции; оформление документации на выполнение всех дезинфекционных работ (том № 1 л.д.135-136,173).
Данная должностная инструкция медицинского дезинфектора не содержит сведений по непосредственному обслуживанию больных, так же она не содержит подписи должностного лица, утвердившего должностную инструкцию, подписи дезинфектора Ивановой Л.В., даты ее составления, что не позволяет суду принять данное доказательство как допустимое.
По ходатайству истца, в ГУЗ Нерчинская ЦРБ судом был запрошен журнал учета по обработке больных в инфекционном отделении ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» за период с 1993 по 2005 год, истец в судебном заседании утверждала, что в данном журнале она вела записи по учету обработки больных инфекционного отделения от педикулеза. При подготовке запроса, судом установлено, что учет указанных обработок ведется в журнале по форме №342. Указанный журнал суду не предоставлен, в связи с тем, что не сохранен (том №2 л.д.161).
Какие- либо другие доказательства, подтверждающие занятость истца в спорные периоды работы в должности младшего, среднего медицинского персонала по непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) суду не представлены.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Иванова Л.В. в системе индивидуального персонифицированного учета зарегистрирована 28.03.2001 года (том № 1 л.д140).
Из материалов дела следует, что спорные периоды работы истца имели место в том числе и после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем обстоятельства подтверждения льготного характера работы подлежат подтверждению по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, которые необходимо оценивать наряду с совокупностью иных письменных доказательств, в том числе на основании документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы Ивановой Л.В., после ее регистрации в системе индивидуального персонифицированного учета, отражены в сведениях индивидуального персонифицированного учета с 01.01.2002 по 12.04.2005, и указаны без кода особых условий труда (том №1 л.д.152).
Таким образом, работодатель не подтверждал право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом надлежащими доказательствами недостоверность сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, не подтверждена.
Представленные ГУЗ Нерчинская ЦРБ, по ходатайству истца, табели учета рабочего времени за период с 1993 по 2005 год, проводки о начислении заработной платы (том №2 л.д. 1-140) особый характер условий работы истца не подтверждают.
Помимо этого суду не представлены данные о выработки нормы рабочего времени, результаты аттестации рабочих мест в спорный период, для определения соответствия вредному или опасному классу условий труда истца, отсутствие указанных документов не позволяет суду достоверно установить характер работы истца и занятость истца в должности среднего медицинского персонала по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период работу в должности среднего медицинского персонала может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения функциональных обязанностей по должности, чего не представлено.
Разрешая по существу заявленные требования, суд отказывает в их удовлетворении, т.к. представленными доказательствами не подтвержден факт работы истца с постоянной занятостью в течение полного рабочего дня на работах по непосредственному обслуживанию инфекционных больных в должностях младшего, среднего медицинского персонала в инфекционных отделениях, учреждениях, кабинетах в спорный период, в связи с чем они не подлежат включению в специальный стаж истца и оснований для досрочного назначения пенсии не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194,197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Л.В к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю о признании права на досрочное назначение пенсии по старости- оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос, о правах и обязанностях, которых, был разрешен судом.
Апелляционная жалоба подаётся через Нерчинский районный суд Забайкальского края в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий,
Мотивированное решение принято судом 28.11.2024 года.