дело № 2-3149/2022
УИД № 25RS0003-01-2022-003646-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
Судьи Струковой О.А.,
при секретаре Тимошенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к ООО УК «Центавр», администрации г. Владивостока о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО8 обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес> Администрация г. Владивостока в 2009 году по решению суда не выполнила капитальный ремонт дома и не провела благоустройство территории дома. Истец в течение 32 лет за собственный счет ремонтирует дом, последний раз ремонт подъезда проведен в 2021 году, затраты составили 7500 рублей, в сентябре ремонт был испорчен протеканием стены во время дождя. Из-за некачественного ремонта кровли над квартирой истца, во время каждого дождя происходит подтопление принадлежащей ей квартиры, плесневеют стены, появился грибок. Приходится закрашивать следы залития, ремонтировать розетки, менять линолеум. После проведенного в 2012 году ремонта кровли, квартиру дважды сильно затопило. Выполненный текущий ремонт кровли в 2012 году и стыков в 2019 году не обеспечил нормального проживания в квартире, произошло ухудшение условий проживания. Летом в ванной до + 45, зимой + 12, повышенная звукопроницаемость между квартирами, стали поступать запахи в ванную и на кухню из нижерасположенных квартир. Несоответствие нормам микроклиматических параметров в квартире стало отмечаться после ремонта кровли в 2012 году. Истец просила руководителя ремонта и старшего по дому не проводить замену стыков её квартиры, отремонтированных за год до общего ремонта, так как в это время в квартире установился нормальный микроклимат. Но стыки, утепленные и хорошо сделанные, менее года назад, вытащили и поменяли на воздушные трубы. В результате, квартира промерзает, отмечаются сквозняки. До ремонта кровли и стыков и установки теплосчетчиков, в квартире было тепло зимой, змеевик не перегревался, не требовалось его перекрытие летом. Только протекала кровля и отмечался грибок. В 2012 году некачественно отремонтирована кровля дома, в 2019 году провели текущий ремонт стыков, не отремонтировали коммуникации в подвале. Что подтверждается актами обследования ООО «Дом Инвест» от 05.09.2018 и 24.09.2018, в месте примыкания кровельного покрытия к вентиляционной шахте на стыке наблюдается незначительное растрескивание мастики на длину примерно 10 см и Актом от 29.07.2013, над квартирой № №, в районе балкона, отсутствует заполнение подпарапетного шва. Фотографиями подрядчика, проводившего ремонт кровли в 2018 подтверждается, что над квартирой отмечаются вздутия, растрескивание и другие нарушения целостности кровли. Администрацией города не исполнен судебный акт по благоустройству территории дома № <адрес>.. Возе контейнерной площадки для мусора образовываются свалки мусора. В силу изложенного истец просит обязать администрацию города Владивостока и ООО УК» «Центавр» провести капитальный ремонт стыков панелей наружных стен с герметизацией стыков, в районе квартиры <адрес>, ремонт стены в электрическом щитке, для исключения сквозняков в квартире, обеспечения оптимальных условий проживания. Обязать администрацию г. Владивостока и ООО УК «Центавр» возместить материальные затраты в размере 7500 рублей, потраченные на ремонт подъезде в августе 2021 за счет средств жильцов. Обязать администрацию г. Владивостока и ООО УК «Центавр» исключить попадание канцерогенных факторов в квартиру истца через воздуховоды, в том числе пассивного табакокурения. Исключить сообщение вентиляционных шахт между квартирами. Обязать Администрацию г. Владивостока и ООО УК «Центавр» обеспечить нормальную звукопроницаемость в квартире, в соответствии с санитарными нормами, исключить гул, шум от змеевика и батарей, отремонтировать все коммуникации в подвале, обеспечить нормальную температуру змеевика, качественную, чистую воду. Обязать администрацию г. Владивостока и ООО УК «Центавр» демонтировать контейнерную площадку в 1,5 метрах от стены дома, оборудовать контейнерную площадку на расстоянии 10 м от стены дома по № соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Взыскать с администрации г. Владивостока и ООО УК «Центавр» компенсацию морального вреда в размере 1 750 000 рублей. Взыскать с администрации г. Владивостока и ООО УК «Центавр» материальные затраты на медицинские обследования, лекарства, ремонт щелей, оборудование вентиляции, установку вентилей перекрытия, теплоизоляционный материал в ванной в размере 1 750 000 рублей. Взыскать с ООО УК «Центавр» компенсацию морального вреда за ненадлежащее оказание коммунальных услуг в размере 1 750 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования и просит обязать администрацию г. Владивостока провести капитальный ремонт стыков панелей наружных стен с герметизацией стыков, в районе квартиры № <адрес>, ремонт стены в электрическом щитке, для исключения сквозняков в квартире, обеспечения оптимальных условий проживания. Обязать администрацию г. Владивостока обязанность провести капитальный ремонт коммуникаций в подвале для обеспечения постоянного качественного водоснабжения и проведения регулировки змеевика. Взыскать с администрации г. Владивостока в пользу истца материальные затраты на ремонт подъезда в августе 2021 за счет средств жильцов в размере 7500 рублей… Взыскать с администрации г. Владивостока в пользу истца компенсацию морального вреда. Обязать ООО УК «Центавр» провести ремонт стыков панелей наружных стен с герметизацией стыков в районе квартиры № <адрес>, ремонт стены в электрическом щитке, для исключения сквозняков в квартире, обеспечения оптимальных условий проживания. Возложить на ООО УК «Центавр» обязанность исключить попадание канцерогенных факторов в её квартиру через воздуховоды, в том числе пассивного табакокурения. Исключить сообщение вентиляционных шахт между квартирами. Возложить на ООО УК «Центавр» обязанность обеспечить нормальную звукоизоляцию в квартире, в соответствии с санитарными нормами, исключить гул, шум от змеевика и батарей, отремонтировать все коммуникации в подвале, обеспечить нормальную температуру змеевика, качественную чистую воду. Обязать ООО УК «Центавр» оборудовать контейнерную площадку на расстоянии 10 метров от стены дома <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2684-21. Кроме того, просит взыскать с ООО УК «Центавр» в её пользу компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец требования поддержала в полном объем по доводам и основаниям, указанным в иске, просит их удовлетворить.
Представитель администрации г. Владивостока возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве по иску, полагает, что администрация Владивостока является ненадлежащим ответчиком по делу
Представитель ООО УК «Центавр» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного слушания уведомлялся, причины не явки неизвестны.
Суд, выслушав участников судебного заседания, оценив все представленные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец зарегистрирована и проживает в квартире № № многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (договор № 9725 от 12.02.1993 г. о передаче квартир (домов) в собственность граждан).
Согласно размещенной в государственной информационной системе ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru информации, управление МКД № <адрес> осуществляется ООО УК «Центавр».
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе, собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Необходимо отметить, что согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень № 290), установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов МКД, которые включают в себя в том числе выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; при выявлении повреждений и нарушений предусмотрены разработка плана и проведение восстановительных работ (при необходимости).
Согласно решению Ленинского районного суда г. Владивостока от 27.08.2009 на администрацию г. Владивостока возложена обязанность провести капитальный ремонт в доме № 47 по Народному проспекту в г. Владивостоке, в том числе ремонт стыков панелей наружных стен с герметизацией стыков, рулонной кровли, магистральных трубопроводов канализации, холодного и горячего водоснабжения в подвальном помещении дома, водомерного и теплового узлов с заменой вентилей и задвижек, радиаторов отопления на лестничных клетках, сетей освещения помещений лестничных клеток и подвальных помещений, придомовой территории, бетонных лестниц подъездов, оконных деревянных конструкций на лестничных клетках подъездов, козырьков при входе в подвальное помещение.
Капитальный ремонт многоквартирного дома № <адрес> был выполнен администрацией города в рамках ведомственной целевой программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока в рамках регионального проекта «Дом, в котором мы живем», утвержденного постановлением Администрации Приморского края № 148-ПА в 2012 году.
Заказчиком работ являлось ООО «Управляющая компания Первореченского района № 16». Договор на выполнение работ по капитальному ремонту кровли был заключен с подрядной организацией ООО «Универсал-Строй».
Согласно договору на подрядные работы гарантийные обязательства по данному капитальному ремонту кровли действовали в течение 24 месяцев от даты приемки выполненных работ (акт выполненных работ от 17.05.2012).
В рамках муниципальных контрактов и договоров подряда в период с 2016 по 2020 были выполнены работы по капитальному ремонту системы электроснабжения, ремонт крыльца с заменой бетонных лестниц входа в подъезд № 1, работы по замене трубопроводов канализации, холодного водоснабжения и водомерного узла в подвальном помещении, работы капитального характера по ремонту системы отопления в местах пользования с установкой индивидуального теплового узла учета тепловой энергии МКД № <адрес>.
В рамках муниципального контракта от 03.03.2020 № 961/318-66/20 подрядная организация ООО «Примальт» выполнила работы по капитальному ремонту фасада МКД (межпанельные стыки, оконные блоки в местах общего пользования, козырьки при входе в подвальное помещение (акт приемки выполненных работ от 05.06.2020).
При этом произведен капитальный ремонт межпанельных стыков с заменой изоляционного материала по всей площади дома, за исключением швов, укрытых теплоизоляционным покрытием из ПСБС.
Согласно муниципальному контракту гарантийный срок на выполненные работы составляет два года с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, т.е. до 05.06.2022.
Материалы дела не содержат доказательств, что в рамках указанного гарантийного срока кто либо из жильцов дома <адрес> обращался в адрес администрации г. Владивостока с претензией к качеству проведенных работ по ремонту межпанельных швов.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па утверждена краевая программа «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 г.г.».
Перечень МКД, включенных в программу капитального ремонта, опубликован на официальном сайте регионального оператора.
Согласно перечню МКД № 47 по Народному проспекту включен в Программу капитального ремонта. Капитальный ремонт инженерных систем указанного МКД планируется выполнить в период 2029-2031 г.г. Капитальный ремонт крыши планируется выполнить в период 2038-2040 г.г.
Согласно п. п. 13, 14 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, осмотры общего имущества, независимо от способа управления МКД проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемым собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или управляющей организацией.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементом общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, что со стороны администрации г. Владивостока нарушены права истца, в том числе в качестве потребителя, поскольку капитальный ремонт МКД № 47 по Народному проспекту в г. Владивостоке, осуществлялся администрацией в рамках исполнения судебного акта, при этом исполнение постановлений о возбуждении исполнительных производств возможно исключительно в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по статье расходов на выполнение работ по капитальному ремонту.
При этом истцом доказательств некачественности проведенных работ стыков панелей наружных стен МКД <адрес>, а также работ по замене трубопроводов канализации, холодного водоснабжения и водомерного узла в подвальном помещении, по ремонту системы отопления в местах пользования, не представлено.
Требование о взыскании с администрации г. Владивостока в пользу истца затрат на ремонт подъезда в августе 2021 года в размере 7500 рублей также подлежит отклонению, поскольку обязанности по ремонту подъезда исполнительным производством от 01.12.2011 года на администрацию г. Владивостока не возложена, кроме того истцом не подтверждено, как необходимость несения данных расходов, так и фактическая оплата истцом данной денежной суммы.
Поскольку к правоотношениям, сложившимся между администрацией г. Владивостока и истцом не применимы положения Закона РФ «О защите прав потребителей» требование истца о взыскании компенсации морального вреда подлежит отклонению.
К аналогичным выводам о недоказанности наличия каких-либо дефектов стыков панелей наружных стен в районе квартиры № 16 МКД № 47 по Народному проспекту суд приходит и в отношении ответчика ООО УК «Центавр», соответственно обязанность по ремонту указанных стыков не может быть возложена на управляющую компанию.
Что касается возложения на ООО УК «Центавр» обязанности по оборудованию контейнерной площадки на расстоянии 10 м от стены дома по Народному проспекту, 47, суд приходит к следующему.
Согласно экспертному заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы № 681/73М от 26.07.2012 в соответствии с актом обследования от 23.07.2012 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в условиях сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения разрыва – место размещения контейнерной площадки для временного хранения ТБО в районе МКД № 47 по Народному проспекту в г. Владивостоке не противоречит требованиям п. 2.2.3 норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных пунктов.
Таким образом, место нахождения контейнерной площадки согласовано Управлением Роспортебназдора по Приморскому краю. Заключение от 26.07.2012 № 681/13м выдано в том числе, на основании решения общего собрания собственников домов, с учетом действовавшего на тот момент законодательства.
В настоящее время размещение мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории г. Владивостока осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими требования и регулирующими деятельность по сбору ТКО в населенных пунктах, в частности ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также муниципальным правовым актом города Владивостока от 15.08.2018 № 45-МПА «Правила благоустройства на территории Владивостокского городского округа».
Согласно п. 4.6.1 Правил, места (площадки) для накопления ТКО должны находиться в технически исправном состоянии и располагаться на расстоянии не менее 20 м от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок, детских игровых площадок и от мест отдыха населения, но не более 100 м от указанных объектов.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входят в минимальный перечень услуг и работ для надлежащего содержания имущества МКД, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию места (площадки) накопления ТКО, лежит на собственниках данного дома или лицах, осуществляющих управление МКД.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно положений статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В материалы дела не представлено доказательств, что собственниками помещений МКД № <адрес> в г. Владивостоке было инициировано проведение общего собрания для решения вопроса о переносе площадки ТКО с учетом уже существующей застройки, данное требование заявлено истцом в одностороннем порядке, без учета мнения иных собственников помещений МКД <адрес>, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
По аналогичным основаниям отклоняются требования истца о возложении на ООО УК «Центавр» обязанностей про исключению попадания канцерогенных факторов в квартиру истца, а также по обеспечению нормальной звукопроницаемости в квартире, обеспечить нормальную температуру змеевика в квартире, обеспечить подачу чистой воды, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения её прав в указанной части, экспертные исследования, подтверждающие нарушение прав истца на чистую и безопасную среду, в материалы дела не представлены.
Поскольку судом не установлено нарушение прав истца как потребителя услуг ответчиком, требование о взыскании с ответчика ООО УК «Центавр» компенсации морального вреда также отклоняется.
Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.