Дело № 2а-4277/2021
29RS0018-01-2021-005452-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Карпуниной Е. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
установил:
ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с административным иском к Карпуниной Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 9 817 руб. за 2017 год.
В обоснование требований указано, что в связи с наличием в собственности административного ответчика транспортного средства она является плательщиком транспортного налога. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени. Направленное в адрес административного ответчика требование об уплате налога, пени до настоящего времени не исполнено.
Административный истец просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, на требованиях настаивает.
Административный ответчик Карпунина Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась, указала, что транспортный налог за 2017 год в сумме 9 850 руб. сроком уплаты до 03.12.2018 был уплачен 21.10.2018, оснований для взыскания пеней не имеется. Кроме того, представила квитанции об уплате транспортного налога за 2015 и 2016 года.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Карпунина Е.А. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности транспортных средств.
На основании п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В адрес налогоплательщика было направлено: налоговое уведомление № 41451834 от 05.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 9 850 руб. сроком уплаты не позднее 03.12.2018.
В связи с тем, что недоимка по транспортному налогу не была уплачена налогоплательщиком в установленный законом срок, налоговый орган направил налогоплательщику требование от 19.12.2018 № 54119 об уплате недоимки в размере 9 850 руб. и пени в размере 37 руб. 10 коп.
Ввиду частичной уплаты задолженности по требованию ко взысканию в настоящем иске указана недоимка по транспортному налогу в размере 9 817 руб.
По утверждению налогового органа, указанное требование, направленное в адрес налогоплательщика по месту жительства, в установленный срок ответчиком добровольно не исполнено.
Разрешая требование административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2017 год, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов, срок для взыскания недоимки на дату обращения в суд с настоящим административным иском не истек.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
На основании заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Архангельска 29.04.2019 был выдан судебный приказ.
Определением мирового судьи от 31.05.2019 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от должника и приложением квитанции об уплате транспортного налога за 2017 год.
Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес налогового органа только 16.07.2021. Сведений о направлении определения от 31.05.2019 в адрес ИФНС по г. Архангельску ранее, материалы дела не содержат, а судом не установлено.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд в установленный законом срок с настоящими административными исковыми требованиями (административный иск подан в суд 12.08.2021).
Частью 1 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Транспортный налог за 2017 год, согласно уведомлению № 41451834 от 05.09.2018 должен был уплачен не позднее 03.12.2018.
Административный ответчик в подтверждение факта погашения недоимки по налогу представила квитанцию от 21.10.2018 на сумму 9 850 руб. (транспортный налог).
Реквизиты платежа полностью совпадают с реквизитами, указанными в налоговом уведомлении от 05.09.2018.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что налогоплательщиком надлежащим образом была исполнена обязанность по уплате налога.
То обстоятельство, что административный ответчик на момент уплаты транспортного налога за 2017 года имела задолженность по уплате налогов и данная сумма зачислена в счет погашения задолженности по недоимкам за предыдущие периоды, не может свидетельством о ненадлежащем исполнении Карпуниной Е.А обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год.
Таким образом, учитывая, что недоимка по налогу погашена в срок, в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Карпуниной Е. А. о взыскании недоимки по транспортному налогу - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года.