Решение по делу № 2-7687/2022 от 28.06.2022

№...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,

при секретаре Мусс Д.А.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

** ** ** гражданское дело по заявлению и.о.прокурора г. Сыктывкара в интересах Диланян ФИО5 к Министерству здравоохранения Республики Коми о возмещении убытков, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

И.о.прокурора г. Сыктывкара РК обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах ФИО6, с заявлением о возложении на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанности обеспечить истца лекарственным препаратом «<данные изъяты>», возмещении убытков, взыскании компенсации морального вреда; ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по обеспечению несовершеннолетнего ФИО7 лекарственными средствами.

Определением суда от ** ** ** принят отказ и.о.прокурора г. Сыктывкара и ФИО8 от требований об обязании Министерства здравоохранения РК обеспечить ФИО9 лекарственным препаратом; производство по делу в указанной части требований прекращено.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований в части взыскания убытков и компенсации морального вреда в пользу ФИО10 ст.помощник прокурора настаивает по основаниям, приведенным в иске.

Истец заявленные требования поддерживает.

Представитель ответчика, представители третьих лиц, в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще. Представителем ответчика предоставлен письменный отзыв, в котором иск не признает по доводам, в нем изложенным.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения прокурора и истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относится, в т.ч. установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.

Обязанности по обеспечению граждан необходимым лекарством, как по федеральной, так и по региональной льготе, возложены на Министерство здравоохранения Республики Коми на основании сведений лечебных и фармацевтических организаций в соответствии с заявками, согласно выписанных рецептов.

Таким образом, Министерство здравоохранения РК является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, А.А., ** ** **.р., матерью которого является ФИО11 наблюдается в <данные изъяты> с ** ** ** года, имеет <данные изъяты> нуждается в постоянном приеме препарата «<данные изъяты>

Доказано также, что указанный препарат был включен <данные изъяты> в заявку на ** ** ** год на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан в Республике Коми, направленные в адрес Министерства здравоохранения РК

В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно, в т.ч. ....

Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", действующего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01.03.2022; в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Материалами дела установлено, что в связи с имеющимся заболеванием, в рамках региональной программы, ** ** ** А.А. выписан рецепт ... на бесплатное получение лекарственного препарата «<данные изъяты>

При обращении истца в аптеку <данные изъяты>», данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание ввиду отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети.

Доказано также, что фактически данным препаратом несовершеннолетний был обеспечен лишь ** ** **.

Между тем, согласно Приказу Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456 в целях повышения качества обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан, утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка определение потребности и формирование заявки на лекарственные средства осуществляется в ходе проведения заявочной кампании. Заявочная кампания проводится 2 раза в год (основная и дополнительная).

Объем лекарственных средств, включенных в сводную заявку Министерства, формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства на закупку лекарственных препаратов (п.4.4). На основании анализа остатков лекарственных средств на складах фармацевтической организации (аптечных организаций), темпов его использования, прогнозньх показателей, дополнительных заявок медицинских организаций проводит корректировку объема лекарственных препаратов, включенных в сводную заявку Министерства в пределах объема финансового обеспечения для осуществления закупок лекарственны средств, согласовывает с главными внештатными специалистами Министерства и направляет сводную заявку Министерства на утверждение в Министерство в сроки; определенные приказом Министерства о проведении дополнительной заявочной кампании (п.4.9).

Сроки проведения заявочной кампании ежегодно устанавливаются приказом Министерства здравоохранения РК.

С целью формирования сводной заявки Министерства ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" ежегодно в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, формирует примерную номенклатуру лекарственных средств для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан и направляет в медицинские организации. Примерная номенклатура лекарственных средств формируется на основании перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня медицинских изделий, перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Правительством Российской Федерации, стандартов медицинской помощи с учетом анализа назначений лекарственных препаратов медицинскими работниками за предыдущий период. Заявка медицинских организаций (приложение 2 к настоящему Порядку) формируется на основании примерной номенклатуры лекарственных средств, исходя из количества обслуживаемых граждан, установленных у них диагнозов, стандартов медицинской помощи, запаса товара в закрепленных аптечных организациях, темпов его использования и с учетом соответствующих прогнозных показателей и направляется в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании. ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку Министерства. Рассмотрение и направление в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" утвержденной сводной заявки Министерства осуществляется в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании.

Следовательно, сроки проведения заявочной компании определяются на основании нормативного акта самого Министерства здравоохранения, которая, в том числе, должна проводиться Министерством планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов.

Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-Ф3 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", целью правового регулирования которого согласно статье 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с ч. 3 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Таким образом, сроки проведения закупочных мероприятий, проведение аукционов никак не может влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства.

В этой связи, принимая во внимание, что факт несвоевременного обеспечения А.А. лекарственным препаратом в ходе судебного заседания доказан в полном объеме; поскольку обязанностью Министерства является обеспечение гражданина необходимым лекарством не только по федеральной, но и по региональной льготе; рассматривая заявленные требования в части взыскания с ответчика денежных средства в размере 891 рубль 10 копеек, затраченных истцом на самостоятельное приобретение препарата для <данные изъяты>, суд исходит из следующего.

Основания права требования и соответственно обязанности возмещения вреда, возникают согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ, вследствие причинения вреда другому лицу, который подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Возмещение вреда в полном объеме, в свою очередь, согласно ст. 12 ГК РФ, предполагает возмещение убытков, понесенных собственником, как способа защиты гражданского права.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Кодекса).

Материалами дела установлено, что ФИО12, согласно врачебного назначения, нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата «<данные изъяты>

Между тем, ввиду отсутствия указанных медицинских изделий в аптечной сети <данные изъяты> в рамках льготного обеспечения; ** ** ** мать ФИО13 была вынуждена приобрести лекарственный препарат за счет собственных денежных средств.

Так, согласно чеку <данные изъяты> от ** ** **, ФИО14 приобретен лекарственный препарат «<данные изъяты> на сумму 891 рубль 10 копеек.

Отсюда, суд приходит к выводу о том, что образовавшийся дефицит в отношении вышеуказанного лекарственного препарата, привел к тому, что препарат приобретался истцом на коммерческой основе и за свой счет. Между тем, данный изделия были необходимы А.А. по жизненным показаниям; их отсутствие могло поставить <данные изъяты> истца в опасность, осложнить течение его заболевания и, поэтому, последняя не имела возможности отказаться от использования указанного лекарства, а соответственно, и от его покупки. В связи с чем, приобретение истцом лекарственного препарата на коммерческой основе (в период отсутствия льготного обеспечения) являлось вынужденной мерой.

В этой связи, по мнению суда, в пользу Диланян ФИО15 надлежит взыскать денежные средства в размере 891 рубль 10 копеек, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>. Указанные денежные средства следует взыскать с республиканского бюджета в лице Министерства здравоохранения РК, как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства здравоохранения и реализацию возложенных на него функций.

Подлежащими удовлетворению суд находит и заявленные требования в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

В соответствии со статьями 1099 - 1101 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Понятие «разумности пределов» следует соотносить с объектом судебной защиты. Предполагается, что размер возмещения должен быть соотносим с объемом защищаемого права, естественно, быть меньше объема защищаемого права и блага.

Из сложившейся прецедентной практики Европейского суда следует, что государство обязано прекратить допущенное нарушение прав и основных свобод человека и гражданина, и возместить его последствия таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить ситуацию, существовавшую до нарушения.

В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу "Максимов (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.

Определяя размер компенсации, суд учитывает, что отсутствие обеспечения указанным лекарственным препаратом является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье <данные изъяты> истца были поставлены в опасность; то обстоятельство, что отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарством не могло не причинить истцу, как матери, физические и нравственные страдания, связанные с волнением за её ребенка; принимая во внимание степень вины ответчика и длительность периода, в течение которого А.А. не был обеспечен лекарственным препаратом; руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере, заявленном ко взысканию, т.е. в сумме 5 000 рублей.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о.прокурора г. Сыктывкара в интересах Диланян ФИО16 к Министерству здравоохранения Республики Коми о возмещении убытков, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми <данные изъяты>) в пользу Диланян ФИО17 (<данные изъяты>) денежные средства в размере 891 рубля 10 копеек, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>», и компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей; всего взыскать 5 891 (пять тысяч восемьсот девяносто один) рубль 10 копеек

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий

2-7687/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора г. Сыктывкара
Диланян Ашот Артурович
Ответчики
Министерство Здравоохранения
Другие
ГУП "Государственные аптеки РК"
Диланян Татьяна Владимировна
ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника № 3"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Шишелова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее