Дело № 3а-283/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 11 января 2016 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ринг Премьер Отель» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Ринг Премьер Отель» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации здания гостиницы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Административный иск обоснован следующим: ООО «Ринг Премьер Отель» на праве собственности принадлежит указанный выше земельный участок на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рубля.
ООО «Ринг Премьер Отель» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО <данные изъяты> № рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ООО «Ринг Премьер Отель» Тужилкина К.В. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представил суду отзыв на административный иск ООО «Ринг Премьер Отель», в котором оставил разрешение настоящего дела на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил суду отзыв на административный иск ООО «Ринг Премьер Отель», в котором возражал против удовлетворения административного иска на том основании, что отчет составлен с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, является недопустимым доказательством.
Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области, мэрия г. Ярославля в судебное заседание своего представителя не направили, отзыв на административное исковое заявление ООО «Ринг Премьер Отель» не представили суду.
В судебном заседании допрошена в качестве свидетеля ФИО – оценщик ООО <данные изъяты>, поддержавшая отчет оценки рыночной стоимости земельного участка.
Заслушав представителя ООО «Ринг Премьер Отель» Тужилкину К.В., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «Ринг Премьер Отель» подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ООО «Ринг Премьер Отель» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации здания гостиницы, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 года № 146 "О земельном налоге" на территории города Ярославля установлен земельный налог и введен в действие с 1 января 2006 года. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, порядок исчисления земельного налога определяются Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 1 названного Решения). В п. 2 Решения установлена налоговая ставка, размер которой зависит от кадастровой стоимости участка. Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка. При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО «Ринг Премьер Отель» в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п. Согласно пункту 404778 раздела I «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области» данного Постановления определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рубля. Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты> № оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей. ООО «Ринг Премьер Отель» в обоснование своей позиции представило положительное экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО <данные изъяты> № оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В данном заключении указано, что проведенная экспертиза подтверждает итоговую рыночную стоимость объектов оценки, определенную оценщиком на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ; проверкой установлено, что Отчет оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Доводы заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, изложенные в отзыве о том, что данный отчет составлен с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, обоснованно опровергнуты оценщиком ООО <данные изъяты> ФИО, допрошенной в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.Основания сомневаться в обоснованности представленного административным истцом отчета оценки рыночной стоимости земельного участка отсутствуют. В подтверждение своих возражений, а также в доказательство иного размера рыночной стоимости земельного участка административного истца Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области доказательств не представлено. С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия обоснованных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца. При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «Ринг Премьер Отель» подлежит удовлетворению в полном объеме. Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть – ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь статьями 175 – 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ринг Премьер Отель» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метра с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации здания гостиницы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова