УИД: 25RS0019-01-2021-000197-90
№ 2-129/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новопокровка ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Красноармейского районного суда Приморского края Садовая С.А., при секретаре Банной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноармейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Красноармейского муниципального района к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Красноармейского муниципального района с заявлением к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокурором Красноармейского района по поручению прокуратуры Приморского края проведен анализ реализации на территории Красноармейского муниципального района положений Закона Приморского края от 29.09.2014 № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в результате которого установлено что на территории Красноармейского муниципального района имеется значительное количество безнадзорных животных, которые обитают в том числе, в общественных местах и местах массового скопления людей. В период 2018 - 2020 годов и истекшем периоде 2021 года имелись факты нападения животных на людей. В ходе проверки установлено, что в 2020 году и истекшем периоде 2021 года мероприятия по отлову, содержанию и уничтожению (эвтаназии при наличии оснований) животных (бродячих собак) на территории Красноармейского муниципального района не проводились, договор «на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» не заключался. В 2020 году и истекшем периоде 2021 года муниципальные контракты в указанной сфере не заключались. Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении на территории Красноармейского муниципального района переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и являются недопустимыми, поскольку могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате неконтролируемого поведения безнадзорных животных, а также распространению болезней, общих для человека и животных. Непринятие своевременных мер к прекращению незаконного бездействия ответчика может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Красноармейского муниципального района. Прокурор просит возложить обязанность на ответчика - провести мероприятия по обращению с животными без владельцев, а именно организовать отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурорКисткина О.А. просила об удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, по доверенности Королева Т.Н., исковые требования не признала, ссылаясь на доводы отзыва, из которого следуето несогласии с заявленными требованиями, так как финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно выписки из бюджета Красноармейского муниципального района за 2020 и 2021 год (прилагается) субвенция выделенная из бюджета Приморского края бюджету Красноармейского муниципального района на осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных составила <данные изъяты> рублей. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - администрацией Красноармейского муниципального района Приморского края в 2019, 2020, 2021 годах проводились конкурсы в электронной форме на право заключения муниципального контракта «Об оказании услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Красноармейского муниципального района». Вышеуказанные конкурсные процедуры на право заключения муниципального контракта признаны не состоявшимися, поскольку на территории Приморского края отсутствуют организации специализирующиеся по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев. Создание муниципального учреждения по отлову безнадзорных животных на территории Красноармейского муниципального района является не осуществимым, поскольку понесет значительные затраты выходящие за рамки доведенных лимитов краевой субвенции в размере <данные изъяты> руб.. Согласно примерно расчету стоимость специализированного автомобиля по отлову безнадзорных животных составит <данные изъяты> рублей. Просила об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав истца, ответчика, проверив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что прокурором Красноармейского района по поручению прокуратуры Приморского края проведен анализ реализации на территории Красноармейского муниципального района положений Закона Приморского края от 29.09.2014 № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», в результате которого установлено что на территории Красноармейского муниципального района имеется значительное количество безнадзорных животных, которые обитают в том числе, в общественных местах и местах массового скопления людей.
В период 2018 - 2020 годов и истекшем периоде 2021 года имелись факты их нападения на людей.
В ходе проверки установлено, что в 2020 году и истекшем периоде 2021 года мероприятия по отлову, содержанию и уничтожению (эвтаназии при наличии оснований) животных (бродячих собак) на территории Красноармейского муниципального района не проводились, договор «на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» не заключался. В 2020 году и истекшем периоде 2021 года муниципальные контракты в указанной сфере не заключались.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Статьей 3 Закона Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными вПриморском крае» определено, что органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями Приморского края по организации: мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия), которые включают в себя:
1)отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2)содержание животных без владельцев в приютах для животных;
3)возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4)возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
5)размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;
6)умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
Мероприятия по реализации государственных полномочий могут проводиться: 1) организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими, мероприятия на основании муниципальных контрактов, заключенных с органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) муниципальными организациями.
В случае отсутствия в муниципальном образовании организаций, индивидуальных предпринимателей, мероприятия по реализации государственных полномочий осуществляются муниципальными организациями.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По фактам выявленных нарушений закона, прокуратурой Красноармейского района ДД.ММ.ГГГГ главе Красноармейского муниципального района Приморского края внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из ответа администрации Красноармейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией Красноармейского муниципального района ежегодно объявляются конкурсы на заключение договоров на оказание услуг по отлову, транспортировке, поддержанию надлежащих условий жизнедеятельности (содержание), оказанию ветеринарной помощи, стерилизации (кастрации) умерщвлению, утилизации останков животных с животными без владельцев на территории Красноармейского муниципального района. Ранее вышеуказанные аукционы признавались не состоявшимися ввиду отсутствия участников аукциона. Администрация района считает не целесообразным создание МУП по отлову и содержанию животных без владельцев, поскольку доведённые лимиты из Краевого бюджета являются не достаточными для реализации данных полномочий.
Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку могут повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Красноармейского муниципального района.
До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Доводы администрации о недостаточности средств для исполнения требований прокурора являются несостоятельными, так как доказательств этому не представлено. Администрация района не обращалась в администрацию субъекта, Правительство Приморского края за увеличением финансирования, таким образом, сделать вывод о недостаточности выделенных средств не представляется возможным.
Учитывая, что не принятие мер по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных может повлечь за собой необратимые последствия, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, требования истца о возложении на администрацию Красноармейского муниципального района обязанности по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Красноармейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Красноармейского муниципального района к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, удовлетворить.
Обязанность администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края - провести мероприятия по обращению с животными без владельцев, а именно организовать отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Красноармейский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.А. Садовая