Дело № 2-342/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вуктыл Республики Коми 27 августа 2018 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Блягоз Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головина Ю. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Головин Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Вуктыльский городской суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми) о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти его брата - Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, указав, что после его смерти осталось наследственное имущество в виде <данные изъяты> Головин Ю.А. является наследником по закону, поскольку приходится <данные изъяты> умершему Головину А.А., однако в установленный законом срок не обратился в нотариальную контору по причине отсутствия сведений о наличии наследства, так как документы, подтверждающие факт наличия наследства в виде вклада, обнаружил лишь в мае 2018 года.
Истец Головин Ю.А., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, ходатайствовал о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие, настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми, также будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв со ссылками на положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, а также содержащий ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица - нотариус Вуктыльского нотариального округа, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении сторон, учитывая, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Головин Ю. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8, 9).
На имя умершего Г. в <данные изъяты> который и составляет наследственную массу (л.д. 6).
Как следует из текста искового заявления, о существовании наследства истец Головин Ю.А. узнал в мае 2018 года, в то время как его <данные изъяты> Г умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении пяти лет со дня смерти Головина А.А.
Из представленных суду материалов следует, что последним местом жительства умершего Г. являлась <адрес>
Согласно ответа нотариуса Вуктыльского нотариального округа ассоциации «Нотариальной палаты Республики Коми» от ДД.ММ.ГГГГ №, наследственного дела к имуществу Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в делах нотариуса не имеется.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется, по общему правилу, подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также путем фактического принятия наследства.
В силу п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято одним из указанных способов в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (пункт 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенная норма п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства, когда наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, то есть о смерти наследодателя (статья 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо, хотя и знал об открытии наследства, но пропустил срок по другим уважительным причинам, которые препятствовали ему в установленном порядке выразить свою волю на принятие наследства.
Как разъяснено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом; не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, возлагается на истца.
Вместе с тем, по мнению суда, истцом в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду доказательств уважительности причин пропуска срока для принятия наследства после смерти своего брата, а также свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации им наследственного права в установленный законом срок.
Истец и наследодатель проживали в одном поселке, там же в отделении банка находится наследственное имущество в виде вклада. Материалами дела установлен тот факт, что истец знал о времени смерти брата, следовательно, знал об открытии наследства, однако ни одним из способов принятия наследства в установленный срок не воспользовался.
Ссылка истца Головина Ю.А. на то обстоятельство, что он не знал о наличии у наследодателя наследственного имущества, а поэтому наследственных прав на это имущество не оформлял, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Неосведомленность наследника о наличии наследственного имущества сама по себе не может являться уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства.
Истец, достоверно зная о смерти брата и о том, что является наследником второй очереди, будучи заинтересованным в получении наследственного имущества, не имел никаких препятствий к тому, чтобы узнать о наличии наследственного имущества и принять решение о приобретении наследства, так как вклад в банке был оформлен наследодателем в установленном порядке, в наличии имелись соответствующие документы, подтверждающие данный факт.
Кроме этого, обстоятельства, связанные с личностью наследника, которые бы объективно препятствовали своевременной подаче истцом заявления нотариусу о принятии наследства, отсутствовали.
Доказательств существования объективных причин, препятствовавших истцу Головину Ю.А. узнать о наличии наследственного имущества после смерти его брата, суду не представлено.
Поскольку истец является <данные изъяты> наследодателя и соответственно наследником второй очереди, он должен был проявлять интерес к данному вопросу и при наличии такого интереса мог своевременно узнать о составе наследственного имущества и, соответственно, реализовать свои наследственные права путем обращения с заявлением о принятии наследства в предусмотренном порядке в установленный законом срок.
Истец Головин Ю.А. обратился в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства ДД.ММ.ГГГГ, то есть в рамках шестимесячного срока, установленного ч. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако учитывая отсутствие достаточным образом мотивированную уважительность причин пропуска установленного законом срока для принятия наследства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Головина Ю. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о восстановлении срока для принятия наследства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Головина Ю. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми о восстановлении срока для принятия наследства - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева
Копия верна: