№ 2-799/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «05» мая 2016 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Поляковой Ю.А.,
с участием заместителя прокурора Иловлинского района Волгоградской области Дашкова Д.П.,
представителя ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Чупина А.А.
представителя третьего лица - отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Калачева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Кондрашовский детский сад» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Кондрашовский детский сад» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения МБДОУ «Кондрашовский детский сад» законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности образовательного учреждения, были выявлены нарушения.
Так, в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении МБДОУ «Кондрашовский детский сад» образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённого Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (далее - ФККО) 47110101521, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 7 37 100 01 72 5, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5.
Вместе с тем, МБДОУ «Кондрашовский детский сад» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нарушение установленных требований в области охраны окружающей среды создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Кондрашовский детский сад» Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать МБДОУ «Кондрашовский детский сад» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежных средств на данные цели.
В судебном заседании заместитель прокурора Иловлинского района Дашков Д.П. заявленные требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Чупин А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, однако просил увеличить срок для выделения денежных средств с шести до десяти месяцев, поскольку в бюджете Иловлинского района на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов на изготовление паспортов на опасные отходы для учебных учреждений, денежные средства не предусмотрены.
Представитель ответчика МБДОУ «Кондрашовский детский сад» в судебное заседание не явился, в представленном заявлении заведующая МБДОУ «Кондрашовский детский сад» Калинюк М.Н. просила рассмотреть дело без её участия, указала о согласии с иском.
Представитель третьего лица - Отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Калачев А.С. считает исковые требования прокурора обоснованными.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (часть 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды").
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством(часть 1 статьи 24 того же Закона).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (части 2,3 статьи 14 Закона РФ "Об отходах производства и потребления").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. 4 Правил паспортизации предусмотрено, что паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В силу п. 7, 8 Правил паспортизации, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Паспорт действует бессрочно.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности МБДОУ «Кондрашовский детский сад» установлены нарушения действующего законодательства.
Так, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в результате осуществления хозяйственной деятельности МБДОУ «Кондрашовский детский сад», по адресу: <адрес>, образуются следующие виды отходов:
ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (далее - ФККО) 47110101521; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 7 37 100 01 72 5; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5. (л.д.7)
В нарушение п.7 и п.8 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 г. №50, а также п.4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. №712, МБДОУ «Кондрашовский детский сад» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют, также отсутствуют паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности учреждения при эксплуатации здания. (л.д.7).
Как следует из информации, представленной Отделом образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в настоящее время образовательные учреждения Иловлинского района ведут работу по заключению договоров на разработку и согласование паспортов опасных отходов (л.д.8).
То обстоятельство, что в деятельности образовательных учреждений Иловлинского района образуются отходы, отнесённые к I-IV классу опасности, не оспаривалось представителем отдела образования в судебном заседании.
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что МБДОУ «Кондрашовский детский сад» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, что нарушает установленные требования в области окружающей среды, создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Учредителем МБДОУ «Кондрашовский детский сад» является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района. Администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление детского сада.
Поскольку администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области является учредителем образовательного учреждения и органом местного самоуправления Иловлинского муниципального района, на неё должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий, связанных с разработкой проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовлением паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание изложенное, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд считает необходимым установить администрации Иловлинского района срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления его в законную силу, в части выделения МБДОУ «Кондрашовский детский сад» денежных средств на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, что является разумным, обоснованным и достаточным.
Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Кондрашовский детский сад» необходимо установить срок 2 месяца для принятия мер к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, с момента осуществления администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области финансирования указанных мероприятий.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывал представитель администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, отдалит исполнение решения, что приведёт к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, а также неопределённого круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Кондрашовский детский сад» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы – удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Кондрашовский детский сад» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента осуществления финансирования указанных мероприятий администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области обеспечить муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Кондрашовский детский сад» финансирование на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.Н. Коваленко