Дело 2-22/2023
79RS0002-01-2022-003547-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
при секретарях Щербаковой В.С., Фадеевой Е.В.,
с участием:
помощника Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Головановой Е.С.,
представителя ответчика адвоката Суковатова К.А.,
представителя третьего лица мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО Драгуновой О.В.,
представителей третьего лица ООО «Полигон» Гумирова В.В., Батенкова Д.Ю., Стебловской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане дело по исковому заявлению Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Дом-Строй» о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что проведенной 24.03.2022 проверкой с привлечением специалистов Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора установлен автомобиль МАЗ (мусоровоз) государственный номер №, находящиеся в пользования ООО «Дом-Строй», осуществляющие сброс твердых коммунальных отходов, на земельный участок с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, статус: ранее учтенный; разрешенной использование: под объектами размещения отходов; по документам: специальная деятельность; категория земель: земли населенных пунктов. При проведении выездной проверки установлено, что ООО «Дом строй» осуществляет деятельность по накоплению отходов (складирует несортированные отходы навалом) на земельном участке с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный ООО «Дом строй» по договору аренды № от 08.06.2021 и продлен в соответствии с Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных обстоятельств, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах при мэрии города от 31.08.2021 № до 31.12.2021. Данный земельный участок, не оборудован, без специального покрытия, не соответствует требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. По состоянию на 24.03.2022 земельный участок используется ООО «Дом-Строй» без документов на право пользования. ООО «Дом-Строй» накапливает отходы на земельном участке (площадка накопления отходов), на который не имеет договор аренды или других разрешительных документов, данная площадка не соответствует требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, что не может быть не безопасным для населения и окружающей среды, в нарушении ч. 2 ст. 11; ч. 6 ст. 13.4 и ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ. ООО «Дом-Строй» накапливает отходы на земельном участке, не соблюдая Территориальную схему обращения с отходами ЕАО, утвержденную, приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, от 20.12.2021 №, в нарушение ч. 8 и ч. 10 ст. 24.6 № 89-ФЗ. В данной схеме земельный участок с кадастровым номером № не указан как место накопление отходов. ООО «Дом-Строй» сбрасывает отходы на почву в нарушение положений ч. 2 ст. 51 № 7-ФЗ. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» (ИНН: 7901530310) прекратить деятельность по размещению (накоплению) отходов на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 20.12.2021 №.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьего лица привлечена мэрия города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.
Определениями суда от 28.06.2022 и от 15.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО и ООО «Полигон» соответственно.
В судебном заседании помощник Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Голованова Е.С.исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Дом-Строй» в судебное заседание 20.04.2023 не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее, участвуя в судебном заседании, представитель ответчика адвокат Суковатый К.В. суду пояснил, что исковые требования не признает, считает иск необоснованным. Указал на отсутствие возможности размещать накопления твердых отходов в соответствии с Территориальной схемой, поскольку не известно, исполнено ли решение суда ЕАО от 30.09.2022, устранены ли недостатки Территориальной схемы.
В судебном заседании представитель третьего лица мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО Драгунова О.В., действующая на основании доверенности, поддержала требования прокурора в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что 01.06.2021 был заключен договор сроком на три месяца по накоплению твердых коммунальных отходов на неприспособленном земельном участке, чтобы ООО «Полигон» утвердило тариф. ООО «Полигон» давно уже утвердило тариф, но по настоящее время, уже почти на протяжении двух лет, ответчиком используется земельный участок не приспособленный для размещения на нем отходов. Спорный земельный участок ответчиком мэрии не возвращен, рекультивация не произведена. Другой участок ответчику мэрией для размещения отходов не предоставлялся.
Представители третьего лица ООО «Полигон» Гумиров В.В., Батенков Д.Ю. и Стебловская Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Дополнительно Стебловская Е.В. пояснила, что указанный в иске земельный участок был предоставлен ответчику на определенный срок, который давео истек, соответственно, оснований использовать в настоящее время данный земельный участок у ответчика нет.
Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается (часть 2).
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).
ООО «Дом-Строй» надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих представителю юридического лица явиться в судебное заседание, не представлены. ООО «Дом-Строй» не было лишено возможности обеспечить явку в судебное заседание иного представителя, однако таким правом не воспользовалось.
С учетом изложенного, а также позиции лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42).
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 поименованного Кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
На основании п. 1 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В судебном заседании установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ЕАО (соглашение от 12.11.2020).
Из материалов дела следует, что решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах при мэрии города № от 01.06.2021 «О принятии безотлагательных мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации на территории городского округа» предписано МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» в срок до 02.06.2021 сформировать земельный участок для создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предоставить сформированный земельный участок в аренду сроком до 01.09.2021 ООО «Дом-Строй» - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в ЕАО для содержания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
08.06.2021 между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» (арендодатель) и ООО «Дом-Строй» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: «специальная деятельность», с целью создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Срок действия условий договора определен сторонами с 01.06.2021 по 31.08.2021 (п. 1.2).
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах при мэрии города № от 31.08.2021 «Об организации размещения твердых коммунальных отходов» срок действия договора от 08.06.2021 № продлен до 31.12.2021: право арендатора ООО «Дом-Строй» на накопление твердых коммунальных отходов на земельном участке в срок до 01.10.2021, на проведение работ по очистке земельного участка от накопления твердых коммунальных отходов и приведению его в надлежащее санитарное состояние в срок до 31.12.2021.
Из акта выездного обследования Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 11.03.2022 № следует, что на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, осуществляется сброс твердых коммунальных отходов.
15.03.2022 в адрес ООО «Дом-Строй» внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проведенной 24.03.2022 проверкой с привлечением специалистов Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора установлены автомобили МАЗ (мусоровозы) государственные номера № и №, находящиеся в пользования ООО «Дом-Строй», осуществляющие сброс твердых коммунальных отходов, на земельный участок с кадастровым номером №.
Данный факт подтверждается представленными истцом доказательствами и ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
24.03.2022 в адрес генерального директора ООО «Дом-Строй» внесено представление Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора.
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (пункт 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 № утверждена Территориальная схема обращения с отходами ЕАО.
Решением суда ЕАО от 30.09.2022 признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу, некоторые положения Территориальной схемы обращения с отходами Еврейской автономной области, утверждённой приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 №.
Приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 26.10.2022 № внесены изменения и дополнения в Территориальную схему обращения с отходами ЕАО.
Утвержденной в установленном законом порядке уполномоченным органом государственной власти ЕАО территориальной схемой не предусмотрено направление потоков твердых коммунальных отходов на объект размещения отходов – земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>
Правовые основания для владения и пользования ответчиком земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> в целях накопления твердых коммунальных отходов, в настоящее время отсутствуют.
Постановлением правительства ЕАО от 31.05.2018 N 195-пп утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Еврейской автономной области (далее Правила).
В соответствии с п. 4 Правил основными целями деятельности регионального оператора являются: обеспечение сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Еврейской автономной области в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Еврейской автономной области; снижение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Основными задачами регионального оператора согласно п. 5 Правил являются: осуществление безопасного для населения Еврейской автономной области и окружающей среды сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов; реализация территориальной схемы.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела ответчиком прекращена деятельность по размещению (накоплению) отходов на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> и осуществляется данный вид деятельности в соответствии с территориальной схемой, суду не представлено.
Наличие между ответчиком и третьими лицами (ООО «Полигон», мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО) судебных споров не освобождает ООО «Дом-Строй» от обязанности соблюдать федеральное и региональное законодательство в сфере обращения с отходами, а также требования Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 12 ГК РФ способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что действиями ответчика нарушаются права граждан на благополучную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, принимая во внимание нарушение ответчиком в течение длительного времени гарантированного статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, считает, что решение подлежит исполнению по вступлению его в законную силу. Доказательства неразумности данного срока, суду ответчиком не представлено.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
С учетом указанных положений с ООО «Дом-Строй» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» (ИНН 7901530310) прекратить деятельность по размещению (накоплению) отходов на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» (ИНН 7901530310) осуществлять размещение (накопление) отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления на территории Еврейской автономной области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 20.12.2021 №.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом-Строй» (ИНН 7901530310) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 27.04.2023.