УИД № 26RS0007-01-2019-000491-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 ноября 2019 года село Курсавка
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Танчук Л.Н., при секретаре Гришиной А.В., с участием: представителя ответчика Карпенко С.В., - адвоката Морозовой И.А., представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда гражданское дело по иску Черчерановой ФИО6 к Карпенко ФИО7 о признании прекратившим право пользование жилим помещением,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ истица Черчеранова В.Д., обратилась в Андроповский районный суд с исковым заявлением к ответчику Карпенко С.В. о признании прекратившим право пользования жилым помещением, в обоснование которого указал следующее. Истице на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. По данному адресу зарегистрирован ответчик Карпенко С.В., который не является членом ее семьи, в течение трех лет в указанном жилом помещении не проживает. Ответчик Карпенко С.В. добровольно выехал из указанного домовладения в ДД.ММ.ГГГГ и с этого момента по месту регистрации не проживает. Регистрация ответчика в ее жилом помещении носит формальный характер, принадлежащие ответчику вещи отсутствуют в указанном домовладении. В добровольно порядке ответчик не снялся с регистрационного учета и в настоящее время место его жительства истице неизвестно, поэтому ей необходимо признать ответчика в судебном порядке прекратившим право пользования жилым помещением по указанному адресу. В настоящее время имеет место нарушение законных прав со стороны ответчика. Истица вынуждена оплачивать коммунальные услуги из расчета на всех человек, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, включая ответчика, который фактически в квартире не проживает. Эти обстоятельства ставят истицу в тяжелое материальное положение, так как истица вынуждена нести дополнительные расходы по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг.
На основании изложенного просила суд:
- признать Карпенко ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Истица Черчеранова В.Д., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление, в котором просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, и о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Карпенко С.В. по месту регистрации и последнему известному месту жительства не проживает, точное место его пребывания неизвестно. В соответствии со ст. 50 ГПК РФ ответчику Карпенко С.В. назначен представитель в лице адвоката Морозовой И.А., которая просила принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Андроповскому району, своевременно и надлежащим образом уведомленный, в судебное заседание не явился, представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил суд принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, (часть 1) каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).
В силу ст.ст. 209, 235, 288 ГК РФ, только собственнику принадлежит право пользования, владения и распоряжения своим имуществом, в том числе принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных действующим законом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица Черчеранова В.Д. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное право, зарегистрировано за ней ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чего ей выдано свидетельство о государственной регистрации права серии №.
В силу положений ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, жилищное законодательство исходит из того, что в основе права пользования жилым помещением находятся семейные отношения.
Раскрывая субъектный состав членов семьи собственника, ст. 31 ЖК РФ и развивающий ее содержание пункт 11 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» выделяет две их группы. К первой группе относятся супруг, родители и дети. Указанные лица в силу положений указанной нормы автоматически приобретают право пользования жилым помещением в случае, если постоянно проживают совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении. Акт вселения со стороны собственника в принадлежащее ему жилое помещение свидетельствует о его желании предоставить этим лицам соответствующее право.
Ко второй группе относятся другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Для признания второй группы лиц членами семьи собственника требуется установление юридического факта – вселения их собственником в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи, а также выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом под вселением в качестве члена семьи не может пониматься регистрация гражданина по месту жительства, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Таким образом, сама по себе регистрация в жилом помещении даже по заявлению собственника не является правоустанавливающим фактом, порождающим право пользования жилым помещением.
Пунктом 2 ст. 30 ЖК РФ, установлено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Между тем, как было установлено судом выше Карпенко С.В. членом семьи собственника жилого помещения Черчерановой В.Д., не является, совместного хозяйства с ней не ведет, участия в содержании жилого помещения не принимает, какого-либо соглашения о праве пользования жилым помещением не имеет. Доказательств того, что между Карпенко С.В. и Черчерановой В.Д. возникли правоотношения по договору найма суду также не представлено.
Согласно ответа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Карпенко С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства является вступившее в законную силу решение суда о его выселении или признании утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черчерановой ФИО6 к Карпенко ФИО7 о признании прекратившим право пользование жилим помещением - удовлетворить.
Признать Карпенко ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратившим право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>.
По вступлению в законную силу настоящее решение является основанием для снятия Карпенко ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд.
Судья Л.Н. Танчук