Дело № 2- 3555/2021 УИД 50RS0№-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года
Наро- Фоминский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крюковой В.Н.
при секретаре Карповой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лисенного ФИО6 к Администрации Наро- Фоминского городского округа Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о восстановлении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Лисенный А.В. обратился в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского городского округа, Управлению Росреестра по Московской области просит восстановить прежний статус участка, расположенного по адресу <адрес> №, а именно: «Для веденияличного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», в связи с чем отменить требование об оплате за вынужденную смену статуса участка.
Требования мотивированы тем, что при оформлении дома, находящегося по адресу <адрес>, площадью 84 кв.м., №, истцом было получено уведомление с требованием от Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от 20.12.2019 за номером UV-50-39-1428-2019 о необходимости изменения вида разрешённого использования земельного участка с «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» на вид «Для индивидуального жилищного строительства». Истец был вынужден согласиться с требованием администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области. Далее администрация изменила статус участка на «Для индивидуального жилищного строительства», о чем истец получил выписку из ЕГРН. 16.06.2021 года в адрес истца поступило письмо из Министерства имущественных отношений Московской области с требованием внесения оплаты в размере 90 732,12 рублей. В соответствии с п. 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 номер 112 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных бытовых и иных зданий, строений и сооружений. Земельный участок по адресу Московская <адрес>, находится в границах населенного пункта д. Рождествено, Наро-Фоминского района и используется по назначению, указанному в законе и, таким образом, не требует смены категории земли. Следовательно, уведомление с требованием от Администрации Наро-Фоминского района является неправомерным. Кроме того, в уведомлении не сообщалось о необходимости после смены вида разрешенного использования земельного участка необходимости внесения оплаты, что для истца является невозможным. Истец отправил в Министерство имущественных отношений Московской области от 28.06.2021, а также в Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области от 28.06.2021 требование о восстановлении прежнего статуса участка, однако получил отказ в обеих инстанциях, с рекомендацией решать данный вопрос в судебном порядке.
Истец Лисенный А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик представитель администрации Наро-Фоминского городского округа, действующий на основании доверенности, Лепехин А.А. в судебном заседании полагал, что оснований для удовлетворения требований, заявленных к администрации, не имеется.
Ответчик представитель Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
3-е лицо: представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Лисенный А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. (л.д.15-16)
На обращение истца с целью оформления дома, находящегося на указанном земельном участке, Администрация Наро-Фоминского городского округа уведомила, что согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) Наро-Фоминского г.о. Московской области, утвержденные решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от 27.12.2017 г. №14/11, земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2»: зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Перед началом строительных работ необходимо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с документами территориального планирования.
Из ответа председателя Комитета градостроительства Администрации Наро-Фоминского городского округа следует, что земельный участок № расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами). В основных видах разрешенного использования территориальной зоны Ж-2 вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» отсутствует. Уведомление выдано Лисенному А.В. с рекомендацией о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Заявителем данное требование было выполнено, вид разрешенного использования приведен в соответствие с утвержденными документами. (л.д.56)
На основании заявления Лисенного А.В. Управлением Росреестра по Московской области в ЕГРН внесены сведения о разрешенном использовании принадлежащего ему земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; - градостроительные регламенты.
Часть 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Согласно ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Исходя из положений ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требуется.
Таким образом, для изменения вида разрешенного использования на основании правил землепользования и застройки требуется совокупность условий: наличие утвержденных ПЗЗ; наличие заявления правообладателя земельного участка в адрес органа регистрации прав об изменении ВРИ земельного участка; принадлежность земельного участка к территориальной зоне, в которой испрашиваемый (измененный ВРИ) относится к числу основных ВРИ.
Из представленных документов следует, что изменение вида разрешенного использования земельного было произведено на основании заявления собственника земельного участка.
Согласно ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Подпунктом 4 п. 2 статьи 60 ЗК РФ определено, что действия нарушающие право граждан или юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоответствие действий ответчиков требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца в ходе судебного разбирательства не установлено, администрацией решения об изменении вида разрешенного использования не принималось.
У Управления Росреестра не было оснований для отказа в удовлетворении заявления собственника земельного участка Лисенного А.В. об изменении вида разрешенного использования участка на вид "для индивидуального жилищного строительства", в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования.
Доводы истца о том, что администрацией неправомерно выдано уведомление о необходимости изменения вида разрешенного использования являются необоснованными, поскольку изменение вида разрешенного использования произведено по воле собственника земельного участка.
При разрешении заявленных истцом требований, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Лисенного А.В. к Администрации Наро- Фоминского городского округа Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о восстановлении вида разрешенного использования земельного участка и отмене требования об оплате за изменение вида разрешенного использования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лисенного ФИО7 к Администрации Наро- Фоминского городского округа Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о восстановлении вида разрешенного использования земельного участка- оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро- Фоминский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.