УИД 11RS0017-01-2021-000837-81 Дело № 2а-316/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми (постоянное судебное присутствие в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми) в составе:
председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Юркиной В.В.,
с участием прокурора Койгородского района Республики Коми Шенцева Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми 12августа 2021 года гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Койгородского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к МОН о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Койгородского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к МОН о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований указал, что в рамках надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения проведена проверка законности и обоснованности обладания гражданами, состоящими на учете у врача психиатра - нарколога, правом управления транспортными средствами различной категории. По информации ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» МОН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение № категории «B,B1(AS),M» которое получено 17.03.2021. При этом по сведениям главного врача ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» МОН состоит на диспансерном учете в указанном медицинском учреждении с 10.02.2021 с диагнозом: «Зависимость от алкоголя средняя стадия». В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденных Постановлением Совета Министров - Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года №377, для водителей авто, мототранспортных средств, медицинскими психиатрическими противопоказаниями к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. В связи с этим истец просил прекратить действие права на управление транспортными средствами МОН.
В судебном заседании административный истец на исковых требованиях настаивал.
Административный ответчик МОН исковые требования признал в полном объеме.
Заинтересованное лицо ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» извещено о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд представителя не направило.
Заслушав объяснения административного истца и административного ответчика МОН, исследовав материалы дела, обозрев медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях № на имя МОН, суд приходит к следующему.
Из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МОН выдано водительское удостоверение категорий «B,B1(AS),M» №.
Согласно медицинской карте амбулаторного больного наркологического кабинета ГУЗ РК «Койгородская ЦРБ» № МОН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 10.02.2021 состоит на диспансерном учете: диагноз по МКБ - 10 F10.2 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением алкоголя. Синдром зависимости.
В соответствии с пунктом5 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 №1034н, диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
МОН такое информированное добровольное согласие дал 10.02.2021.
Согласно п.п.7, 8 названного Порядка осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется:
в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц;
находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель;
находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
В ходе диспансерного наблюдения не реже одного раза в три месяца проводится углубленный медицинский осмотр, включающий в себя: определение наличия психоактивных веществ в моче; исследование уровня психоактивных веществ в моче или исследование уровня психоактивных веществ в крови (при положительном результате определения психоактивных веществ в моче); качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови; психопатологическое обследование или тестологическое психодиагностическое обследование; психологическое консультирование.
Из пункта 12 Порядка следует, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
1) наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
2) наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Наличие такого заболевания как зависимость от алкоголя суд находит подтвержденным соответствующими медицинскими документами. При этом, оснований для снятия административного ответчика с наркологического учета в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) не имеется, так как не истек срок диспансерного наблюдения.
Условия получения права на управление транспортными средствами установлены статьёй26 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К числу таковых отнесено требование об отсутствии у лица ограничения к водительской деятельности, в том числе и ограничения по медицинским показаниям (ст.23.1). Применение указанного ограничения обеспечивается нормами ст.23 указанного Закона, устанавливающими обязательный характер прохождения медицинского освидетельствования кандидата в водители. При этом целью данного освидетельствования является определение у водителей или кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
Пунктом4 статьи23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Так, к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством согласно пункту7 указанного Перечня относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), коды заболеваний по Международной классификации болезней-10 (МКБ-10): F10 - F16, F18, F19.
Согласно МКБ-10 код заболевания F10. подразумевает под собой «Психические и поведенческие расстройства, в результате употребления алкоголя».
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 №377, также установлено, что лица, страдающие заболеванием «алкоголизм», не имеют право осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности: быть водителями транспортных средств категорий «АВСDЕ».
Наличие у административного ответчика такого заболевания как «зависимость от алкоголя средней стадии» означает, что он имеет ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям.
Таким образом, МОН в настоящее время не отвечает установленным нормами вышеуказанного Федерального закона условиям допуска к получению права управления транспортными средствами.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 указанного Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В соответствии со ст.28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку судом установлен факт наличия у административного ответчика заболевания «зависимость от алкоголя средняя стадия», которое является основанием к прямому запрету к управлению гражданином транспортными средствами, суд считает исковые требованияпрокурора Койгородского района Республики Коми подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом1 статьи114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Ввиду того, что согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину с административного ответчика.
Таким образом, с учетом положений части2 статьи61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального района «Койгородский» государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей (пункт3 части1 статьи333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Койгородского района Республики Коми удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами МОН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего водительское удостоверение, дающее право управления транспортными средствами категории «B,B1(AS),M» №, выданное 17 марта 2021 года.
Взыскать с МОН государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Койгородский» в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (ул.Мира, д.1а, с.Койгородок) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Константинова Н.В.