Решение по делу № 2-260/2019 от 05.09.2019

Дело № 2-260/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года             с. Петропавловское

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,

при секретаре Заздравных Л.Ю.,

с участием истца Афониной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Афониной Натальи Юрьевны к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Афонина Н.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края, признании права на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края.

В обосновании требований истец указала, что решением Петропавловского районного суда Алтайского края от 02.07.2018, вступившим в законную силу, установлен факт её постоянного проживания в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: <адрес>. В период чрезвычайной ситуации были нарушены условия жизнедеятельности истца: талыми водами был затоплен приусадебный участок, что затрудняло передвижение истца из дома на работу, в магазины, на территории приусадебного участка были затоплены расположенные на нем хозяйственные постройки, в которых располагались животные, затопленным оказался корм животных, были затоплены уголь, дрова, что затрудняло возможность поддерживать нормальную температуру в доме, произошло загрязнение территории приусадебного участка жизнедеятельностью животных. Вода длительное время находилась в подполе дома истца, что привело к повышенной влажности в доме и неблагоприятно сказалось на состоянии здоровья истицы, учитывая, что в подполе дома располагалась водонасосная станция, которая в силу затопления пришла в нерабочее состояние, истца вынуждена была оставаться длительное время без воды. Истец была включена межведомственной комиссией в соответствующие списки для выплат единовременной материальной помощи, однако письмом Администрации Петропавловского района Алтайского края от 05.08.2019 № 234/П/1323 истцу было сообщено, что Министерством МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 18.02.2019 № 43-721-5 Правительству Алтайского края возвращены документы, направленные для единовременных денежных выплат, для устранения имеющихся недостатков.

В судебном заседании истец Афонина Н.Ю. на заявленных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что на основании решения Петропавловского районного суда Алтайского края от 02.07.2018 она была включена в соответствующие списки для осуществления денежной выплаты, однако, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий комплект документов был возвращен Правительству Алтайского края на доработку, поскольку необходимо, чтобы в резолютивной части решения суда указывалось на необходимость включения граждан в списки нуждающихся в оказании помощи, вид и размер оказываемой помощи, а также содержалась информация об источнике финансирования.

Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до судебного заседания предоставил заявление о признании исковых требований о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, из содержания которого усматривается, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понятны.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Представители Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, Администрации Антоньевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. От начальника Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району поступило заявление о рассмотрения дела без их участия. От министра Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление. От главы Администрации Антоньевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в котором не возражают в удовлетворении заявления.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, представителей третьих лиц: Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, Администрации Антоньевского сельсовета Петропавловского района Алтайского края извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив письменные доводы Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-Закон Алтайского края).

На основании ст. 25 закона Алтайского края граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 627 внесен ряд изменений в Правила.

В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).

В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Администрацией Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением №179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).

Данный Порядок предусматривает оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).

Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края необходимо наличие одновременно следующих условий:

постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № 103 от 27.03.2018.

Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 26.03.2018 № 78 на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.

Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой, на территории Алтайского края был отменен.

Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 09.04.2018 (в редакции от 13.07.2018 № 220) были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которому домовладение, расположенное по <адрес>, в котором истец проживала на момент наводнения, вошло в зону затопления.

Акт обследования домовладения Администрацией Петропавловского района Алтайского края не составлялся.

Факт проживания в период чрезвычайной ситуации в марте 2018 года истца в жилом доме, попавшем в зону затопления по <адрес>, установлен решением Петропавловского районного суда Алтайского края от 02.07.2018 по гражданскому делу № 2-130/2018, вступившим в законную силу 03.08.2018.

Из пояснений истца, исследованных материалов дела следует, что территория приусадебного участка, расположенного по <адрес> была покрыта водой – талыми, дождевыми водами, при этом уровень воды достигал высоты более метра. На территории домовладения истца были затоплены надворные постройки и огород, по причине паводка перемещение по территории участка было затруднено, намокли уголь и дрова, были утрачены заготовки и картофель, находившееся в подполе дома, который тоже был полностью затоплен.

В судебном заседании установлено, что во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, в результате паводка, были нарушены условия жизнедеятельности истца, она была лишена возможности свободно передвигаться по участку; было затруднено отопление жилого помещения, в связи с намоканием дров и угля, находившихся в хозяйственных постройках (в доме истца печное отопление). В связи с чем, суд приходит к выводу, что у истца имелись нарушения условий нормальной жизнедеятельности, что явилось последствием природного явления-наводнения.

Как следует из представленных документов, 18.02.2019 МЧС России возвратило Правительству Алтайского края комплект документов на доработку, так как в резолютивной части судебного решения не указана информация о включении истца в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в виде и размере оказываемой помощи, об источнике финансирования.

Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 установлено, что признание судом одного факта проживания гражданина по конкретному адресу в зоне чрезвычайной ситуации является недостаточным для решения вопроса о включении его в списки граждан на получение соответствующих компенсационных выплат; требуется установить, где именно проживал гражданин- по месту жительства или месту пребывания, а также признать право гражданина на определенную компенсационную выплату, обязать орган местного самоуправления включить его в список граждан на получение соответствующей компенсационной выплаты.

Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред. от 30.05.2018 года) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены, в связи с чем суд удовлетворяет требование истца о признании за ним права на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Таким образом, истец Афонина Н.Ю., постоянно проживающая в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> (что установлено решением Петропавловского районного суда Алтайского края от 02.07.2018 по гражданскому делу № 2-130/2018, вступившим в законную силу 03.08.2018), которое находилось в зоне затопления (что подтверждается постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от 09.04.2018 №105), где были нарушены условия её жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации-паводка (домовладение, расположенное по <адрес> было затоплено водой- надворные постройки и огород; по причине паводка перемещение по территории домовладения было затруднено; отопление жилого помещения, в связи с намоканием дров и угля, находившихся в хозяйственных постройках, продолжительное время было не возможно; уровень воды на территории домовладения был высоким), является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район в марте 2018 года и как следствие имеет право быть включенной в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края, в связи с чем, требование иска об обязании ответчика включить истца в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Алтайского края в марте 2018 года в результате паводка направлено на обеспечение прав истца на получение выплат за счет резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Поскольку единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, указанное требование истца следует удовлетворить.

При таких обстоятельствах, с учетом признания иска ответчиком, суд полагает требования истца правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Афониной Натальи Юрьевны к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.

Признать Афонину Наталью Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район Алтайского края в марте 2018 года.

Признать за Афониной Натальей Юрьевной право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края включить Афонину Наталью Юрьевну в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.

Судья Е.А. Шкурупий

Решение суда в окончательной форме принято 16 октября 2019 года.

2-260/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Афонина Наталья Юрьевна
Ответчики
Администрация Петропавловского района
Другие
Минсоцзащита
Администрация Антоньевского сельсовета
Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району
Суд
Петропавловский районный суд Алтайского края
Дело на странице суда
petropavlovsky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2019Дело оформлено
13.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее