Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Судья Индустриального районного суда г.Перми Домнина Э.Б., при секретаре Каракуловой Н.О., с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «НОВОГОР-Прикамье» Сюркаевой С.В. по доверенности, представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Потемкиной Ю.Н. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ООО «НОВОГОР-Прикамье» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.,
у с т а н о в и л :
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «НОВОГОР-Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение требований в области охраны окружающей среды.
Представитель ООО «НОВОГОР-Прикамье» в заявлении просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «НОВОГОР-Прикамье» прекратить, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих об осуществлении сброса неочищенных сточных вод из коллектора, эксплуатируемого ООО «НОВОГОР-Прикамье» и соответствующего загрязнения почвы неочищенными сточными водами.
В судебном заседании представить ООО «НОВОГОР-Прикамье» на заявлении настаивает.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю считает, что постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. № является законным и обоснованным. ООО «НОВОГОР-Прикамье» допустило загрязнение и ухудшение плодородия почв, не приняло эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среды, меры по рекультивации нарушенных и загрязненных земель.
Заслушав представителя ООО «НОВОГОР-Прикамье» Сюркаеву С.В., представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Потемкину Ю.Н., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградация, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Закон "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статьей 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10.30 час. и ДД.ММ.ГГГГ в 10.40 час. совершен выезд инспектора по факту обращения гражданина гр.А. об изливе сточных вод ДД.ММ.ГГГГ, где проведен натурный осмотр земельного участка по адресу: <адрес> и прилегающей территории. В ходе осмотра обнаружены следы излива сточных вод из канализационных колодцев расположенных на пересечении улиц <адрес>. На земельном участке гр.А. специалистом аккредитованной лаборатории филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Пермскому краю» ФБУ «ЦЛАТИ по Приволжскому федеральному округу» произведен отбор проб почвы. Контрольная проба взята на земельном участке по адресу: <адрес>, фоновая проба взята около данного земельного участка.
Согласно результатам количественного химического анализа отобранных проб почвы установлено превышение фона по таким веществам как: фосфат-ион в 1,1 и азот нитратный в 2,3.
В Управление Росприроднадзора по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о выходе сточных вод ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ) от собственника канализационных сетей ООО «НОВОГОР-Прикамье» о причинах нештатной ситуации ремонтных работах. Определение объемов сброса сточных вод и площади загрязнения ООО «НОВОГОР-Прикамье» не производилось.
Постановлением Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НОВОГОР-Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Вина ООО «НОВОГОР-Прикамье» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ подтверждается: обращением гр.А.; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, актом № от ДД.ММ.ГГГГ отбора проб почвы; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ результатов КХА проб почвы; протоколом об административном правонарушении №; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями ООО «НОВОГОР-Прикамье» по протоколу № и др.материалами дела.
Собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ на предмет допустимости, достоверности и достаточности для правильного разрешения дела.
Протокол и акты составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ лицом, находившимся при исполнении служебных обязанностей, никаких дополнений или замечаний от представителя ООО «НОВОГОР-Прикамье» при составлении данных документов не зафиксировано. Как следует из материалов административного дела, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО «НОВОГОР-Прикамье», представителю юридического лица гр.Б. были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также право давать объяснения, которым она воспользовалась и расписалась в соответствующих графах протокола.
У суда отсутствуют основания для признания недопустимыми доказательствами протокола об административном правонарушении и других процессуальных документов, так как порядок получения этих доказательств, предусмотренный нормами административного законодательства, соблюден.
Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.
В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.
Согласно протоколу результатов количественного химического анализа атмосферного воздуха от № от ДД.ММ.ГГГГ и актом отбора проб установлено превышение предельно допустимых норм, загрязняющих веществ как фосфат-ион в 1,1 раза, азот нитратный в 2,3 раза, что является достаточным доказательством, подтверждающим факт утери почвой своих плодородных свойств.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «НОВОГОР-Прикамье» пояснило, что в период прибытия ДД.ММ.ГГГГ аварийной бригады по поступившей в тот же день заявке о входе стоков, выходов стоков не зафиксирован. Было обнаружено нарушение надземной части колодцев, которое восстановлено ДД.ММ.ГГГГ
Данные обстоятельства вызывают сомнения в достоверности утверждения представителя ООО «НОВОГОР-Прикамье» об отсутствии аварийных ситуаций на данном земельном участке, принадлежащем гр.А. Объективность сведений, содержащихся в письме от ДД.ММ.ГГГГ вызывает сомнения, поскольку является внутренним документом организации и составлен сотрудниками ООО «НОВОГОР-Прикамье».
Таким образом, в ходе административного расследования достоверно установлено, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» допустило загрязнение и ухудшение плодородия почв, не приняло эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, меры по рекультивации нарушенных и загрязненных земель.
При указанных обстоятельствах должностное лицо Управления Росприроднадзора по Пермскому краю обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «НОВОГОР-Прикамье» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Иные доводы представителя ООО «НОВОГОР-Прикамье», в том числе об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и свидетельствуют о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и являются способом защиты правонарушителя.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности ООО «НОВОГОР-Прикамье» в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «НОВОГОР-Прикамье», не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «НОВОГОР-Прикамье» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 40 000 рублей оставить без изменения, жалобу ООО «НОВОГОР-Прикамье» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии решения через Индустриальный районный суд г.Перми.
Судья - Э.Б.Домнина