ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 мая 2016 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Васильевой А.В.
с участием представителя административного истца Мохорова В.Ф. Имехенова М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-64/2016 по административному исковому заявлению Мохорова В.Ф. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
04 марта 2016 года в Верховный Суд РБ поступило административное исковое заявление Мохорова В.Ф. к Управлению Росреестра по РБ об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по мотиву недостоверности сведений об объекте оценки.
Заинтересованными лицами по делу являются Правительство РБ, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Федеральная кадастровая палата и Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ.
Требования мотивированы тем, что Мохоров является собственником земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер 03:24:031303:2. Земельный участок предоставлен в собственность за плату для размещения нежилого производственного здания на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ № З-1221 от 05 июля 2005 года.
Земельный участок относится к землям населённых пунктов, его кадастровая стоимость определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 28.11.2011 № 618.
В ходе выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель земельный участок отнесен к 5-му виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Мохоров не согласен с этим и считает, что земельный участок относится к 9-му виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мохоров просил суд обязать Управление Росреестра по РБ указать вид разрешенного использования земельного участка «для размещения нежилого производственного здания», установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на дату кадастровой оценки на основании удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9-й группе видов разрешенного использования, в размере <...> рубля.
Управление Россрестра по РБ иск не признало, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком.
В заседании суда представитель истца поддержал доводы заявления, остальные лица в судебное заседание не явились.
Суд находит, что заявление подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» даны следующие разъяснения.
При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в пункте 4 которых указано, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В пункте 1.2 Методических указаний приведены виды разрешенного использования, в том числе земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
В Постановлении Правительства РБ от 28.11.2011 № 618 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» приведен типовой перечень видов разрешенного использования, аналогичных указанным в Методических рекомендациях.
Вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах на земельный участок, допускает неоднозначное толкование.
В свидетельстве о государственной регистрации права Мохорова на земельный участок, выданном 27 мая 2013 года, указано: «категория земель: земли населенных пунктов – для размещения здания».
Свидетельство о государственной регистрации права выдано на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ (далее – КУИ) № З-1221 от 15 июля 2005 года о предоставлении в собственность Мохорова земельного участка и договора купли-продажи земельного участка № 330 от 11 августа 2005 года, заключенного между КУИ и Мохоровым.
В решении КУИ от 15 июля 2005 года № З-1221 указано «для размещения нежилого производственного здания», однако в договоре № 330 от 11 августа 2005 года, который заключен на основании решения от 15 июля 2005 года, указан другой вид назначения участка – «для размещения здания (магазин)».
Согласно пункту 6 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, к подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей.
Исходя из такого понятия «здание» необходимо указывать конкретные характеристики здания, поскольку в Методических указаниях и типовом перечне видов разрешенного использования, содержащемся в Постановлении Правительства РБ от 28.11.2011 № 618, во многих видах разрешенного использования идет речь о зданиях.
В свидетельстве о праве собственности не указано, для размещения какого здания предназначен земельный участок, а между решением КУИ от 15 июля 2005 года и договором купли-продажи земельного участка от 11 августа 2005 года, на основании которых выдано свидетельство, имеются противоречия в части вида здания.
Таким образом, сведения об объекте недвижимости искажены и допускают различное толкование, в связи с чем вид разрешенного использования земельного участка должен быть установлен в зависимости от фактического использования участка.
Мохоровым представлен технический паспорт на нежилое здание, расположенное на земельном участке, а именно пекарню. Технический паспорт составлен 29 июля 2004 года и выдан 03 августа 2004 года, до предоставления земельного участка Мохорову.
Также административный истец представил документы, из которых следует, что пекарня занимается производством хлеба и хлебобулочных изделий.
Эти доказательства в совокупности с решением КУИ от 15 июля 2005 года подтверждают, что в связи с осуществляемой на участке деятельностью он относится не к 5-му, а 9-му виду разрешенного использования.
На основании изложенного суд удовлетворяет требования заявителя в части изменения вида разрешенного использования и установления кадастровой стоимости земельного участка на основании удельного показателя, установленного для 9-й группы видов разрешенного использования.
Оснований возлагать какую-либо обязанность на Управление Росреестра по РБ в данном случае не имеется, поскольку порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости осуществляется в порядке, установлен Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Мохорова В.Ф., поступившее 04 марта 2016 года, удовлетворить в части.
Устранить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер 03:24:031303:2, общей площадью 1 531 кв.м., и указать вид разрешенного использования «для размещения нежилого производственного здания».
Установить кадастровую стоимость земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер 03:24:031303:2, общей площадью 1 531 кв.м., по состоянию на дату кадастровой оценки на основании удельного показателя, соответствующего 9-му виду разрешенного использования, в размере <...> рубля.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Булгытова