УИД: 88RS0003-01-2021-000246-89
Дело № 2а-83/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2021 г. в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края,
Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края административное дело № 2а-83/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №17 по Красноярскому краю к Шамсутдинову ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л
:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому края (далее - Межрайонная ИФНС России №17 по Красноярскому краю) обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд с административным исковым заявлением к Шамсутдинову ФИО6 о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Административный ответчик Шамсутдинов ФИО7, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с главой 28 Налогового Кодекса РФ и Законом Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 "О транспортном налоге" (далее - Закон) является налогоплательщиком транспортного налога.
Налогоплательщиками налога, согласно п.1 ст.357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.358 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 54 НК РФ исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
Согласно п.1, п.5 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных, средств на территории Российской Федерации по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов,
В силу п. 11 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде.
Налоговые ставки на транспортные средства установлены ст.2 Закона.
Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - физических лиц установлен статьей 363 НК РФ.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3 ст.363 НК РФ).
Направление налогового уведомления налоговым органом, а так же уплата транспортного налога налогоплательщиками допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равная одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 21.12.20209 № 62043,
Однако, в установленный требованием срок, задолженность по требованию налогоплательщиком не погашена.
Досудебный порядок с должником соблюден.
В соответствии п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка №166 в Эвенкийском районе Красноярского края определение об отмене судебного приказа №2а-025/166/2021 от 15.07.2020 было вынесено 10.08.2021.
В связи с указанными доводами административный истец просит суд: взыскать с Шамсутдинова Валерия Шарафутдиновича недоимки по транспортному налогу <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме того, административный истец просил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства и в отсутствие представителя административного истца.
Между тем, суд не нашел возможным удовлетворить ходатайство административного истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, и определением о назначении дела к судебному разбирательству от 29.10.2021 г. назначил административное дело № 2а-83/2021 к рассмотрению в открытом судебном заседании на 26.11.2021 г.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) информация о движении административного дела № 2а-83/2021 размещена на сайте Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно отчету о размещении на сайте сведений по делу № 2а-83/2021 информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена 01.11.2021 г.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно почтовому уведомлению, административный истец судебное извещение о дате, времени и месте судебного заседания от 29.10.2021 № 2а-83/21-1367 получил 10.11.2021 г.
Административный ответчик Шамсутдинов В.Ш. также извещался судом о дате, времени и месте судебного заседания судебным извещением от 29.10.2021 № 2а-83/21-1367 заказным письмом по последнему известному суду адресу проживания, однако, указанное письмо вернулось в суд с отметкой: «Истек срок хранения».
В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
При таком положении, учитывая, что судом предоставлялась административному ответчику возможность заблаговременно обосновать и доказать свои возражения, однако, он по своему усмотрению распорядился предоставленными ему правами, а именно: за получением направленных судом документов в почтовое отделение не явился, в установленный судом срок возражений не представил, в судебное заседание не явился и представителя не направил, ходатайств об отложении дела не заявил, у суда имеются законные основания признать Шамсутдинова В.Ш. надлежаще извещенным и рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся документам.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Спорные правоотношения о взыскании налога и пени вытекают из налогового законодательства, носят публично-правовой характер.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ, вступившего в силу с 15 сентября 2015 г.) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 4 статьи 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
На основании ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Учитывая указанные выше нормы материального и процессуального права (НК РФ и КАС РФ), судьей установлено, что в суд обратился уполномоченный орган (Межрайонная ИФНС России №17 по Красноярскому краю).
Согласно представленных административным ответчиком сведений о транспортных средствах налогоплательщика – физического лица – Шамсутдинова В.Ш., последнему принадлежат транспортные средства:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с п. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 356 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.
На основании ч. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу действующего налогового доказательства, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1); в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах (подпункт 2); в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 названного пункта, - как единица транспортного средства (подпункт 3).
В статье 361 НК РФ предусмотрены различные налоговые ставки в отношении несамоходных (буксируемых) судов, а именно: для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости), и для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства).
Согласно положениям пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Согласно данным административного истца по расчету транспортного налога, за 2019 г. исчислен транспортный налог по несамоходному (буксируемому) судну государственный регистрационный знак <данные изъяты>
Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю Шамсутдинову В.Ш. было направлено налоговое уведомление № 22049070 от 03.08.2020, в котором ему предлагалось не позднее 01.12.2020 уплатить транспортный налог <данные изъяты> Указанное уведомление, как следует из данных личного кабинета налогоплательщика получено Шамсутдиновым В.Ш. 23.09.2020 г.
В связи с неуплатой транспортного налога в указанный в налоговом уведомлении срок, по месту жительства Шамсутдинова В.Ш. было направлено требование № 62043 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 21.12.2020 г. Указанное требование получено налогоплательщиком, как указано в личном кабинете – 20.12.2020 г.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Доказательств надлежащего исполнения Шамсутдиновым В.Ш. обязанности по уплаты транспортного налога за 2019 г. по сроку уплаты 01.12.2020 г. в исчисленной налоговым органом сумме <данные изъяты> административным ответчиком в суд не представлено.
В силу части 2 статьи 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства применяется установленное в ч.2 ст. 176 КАС РФ правило.
Таким образом, оценив в совокупности все исследованные письменные доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, регламентирующие спорные отношения, суд приходит к выводу, что у административного ответчика Шамсутдинова В.Ш. возникла обязанность по уплате транспортного налога <данные изъяты>
При указанных выше обстоятельствах, заявленный Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю административный иск к Шамсутдинову В.Ш. подлежит полному удовлетворению.
С административного ответчика надлежит взыскать недоимки по транспортному налогу: <данные изъяты>
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 103 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, поскольку административным истцом заявлен иск имущественного характера, с административного ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину по правилам п.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 950 (девятьсот пятьдесят) рублей.
Кроме того, в порядке применения мер предварительной защиты по административному делу определением суда от 27.09.2021 г. на имущество, принадлежащее Шамсутдинову В.Ш. в пределах цены административного иска наложен арест <данные изъяты>
Поскольку суд присудил указанную сумму к взысканию с административного ответчика, в целях обеспечения исполнения решения суда ранее примененная мера предварительной защиты в виде ареста подлежит сохранению до фактического исполнения решения суда, затем отменить.
Руководствуясь ст. 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к Шамсутдинову Валерию Шарафутдиновичу о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с Шамсутдинова ФИО8, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, недоимки по транспортному налогу <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Взыскать с Шамсутдинова ФИО9 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 950 (девятьсот пятьдесят) рублей.
Принятую в отношении имущества Шамсутдинова ФИО10 меру предварительной защиты по определению Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края от 27 сентября 2021 г. в виде ареста <данные изъяты> сохранить до фактического исполнения решения суда, затем отменить.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по административному делу
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 29.11.2021 г.