Дело № 2а-996/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,
при секретаре Бузановой Е.А.,
с участием административного истца Рачева ФИО5
представителя административного ответчика Деминой ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Рачева ФИО7 о признании решения призывной комиссии незаконным,
установил:
Рачев ФИО8 обратился в суд с исковым заявлением о признании решения призывной комиссии незаконным.
В обоснование требований указал, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии <адрес> №у признан не прошедшим военную службу по призыву. Решение считает не законным и подлежащим отмене по следующим основаниям. От прохождения военной службы Рачев ФИО9 не уклонялся, ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекался, по повесткам, полученным лично, в военный комиссариат являлся, при этом страдает заболеваниями, дающими право на освобождение от службы в армии, и страдал последними на период призывных мероприятий. Получение справки взамен военного билета существенным образом ограничивает права административного истца при решении вопроса о принятии на гражданскую службу. Поскольку не прохождение военной службы связано с независящими от административного истца причинами, решение призывной комиссии является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Административный истец Рачев ФИО10 в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии Пермского муниципального района в лице Военного комиссариата <адрес> Демина ФИО11 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что административный истец свои обязанности по воинскому учету не исполнил. По повесткам не являлся, не сообщил в военный комиссариат сведения об изменении места жительства, места работы. В связи с чем Призывная комиссия <адрес> вынесла заключение на основании пп. а п.1 ст. 22 и п.1 ст. 52 о признании не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, зачислить в запас. Нарушений прав административного истца отказом в выдаче ему военного билета не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы личного дела призывника, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Судом установлено, что Рачев ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на воинском учете в Военном комиссариате <адрес>.
По результатам проведенного медицинского освидетельствования Рачеву ФИО13 определена категория годности к военной службе Б.
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Пермского муниципального района Рачеву ФИО14 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обучением в ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».
После окончания учебного заведения Рачев ФИО15 право на отсрочку от призыва не имел и подлежал призыву на военную службу.
Во время осеннего призыва ДД.ММ.ГГГГ года Рачев ФИО16 не в полном объеме прошел медицинское освидетельствование, что препятствовало вынесению решения о его категории годности к военной службе и не позволило призывной комиссии принять решение в отношении него во время осеннего призыва.
По месту жительства призывника направлялась повестка, но по повестке призывник не явился, о причинах неявки не сообщал, проводился розыск призывника, местонахождения гражданина было не установлено.
С осени ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Рачев ФИО17 не являлся на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, право на отсрочку от призыва не имел. Сотрудниками военного комиссариата по месту жительства призывника неоднократно направлялись повестки, а также обращения в отдел полиции МВД России по <адрес> об установлении места нахождения и приводе призывника на мероприятия связанные с призывом.
Призывной комиссией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Рачев ФИО18 призывался на военную службу. Решение призывной комиссии было обжаловано, решение не было реализовано в связи с отсутствием команд на отправку.
Во время осеннего призыва ДД.ММ.ГГГГ года Рачев ФИО19 вновь не явился по повесткам, которые получил лично, о причинах не явки не сообщил.
Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Рачев ФИО20 призван на военную службу, поскольку признан медицинской комиссией годным к военной службе с незначительными ограничениями с определением категории годности Б-3.
Не согласившись с решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, Рачев ФИО21 обратился в призывную комиссию <адрес> с его обжалованием. Призывная комиссия ДД.ММ.ГГГГ утвердила решение призывной комиссии Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Рачев ФИО22 обратился с административным иском в Пермский районный суд <адрес>. Решением Пермского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения призывной комиссии Пермского муниципального района о призыве на военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ Рачев ФИО23 обратился в военный комиссариат <адрес> с заявлением о выдаче военного билета.
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия <адрес> вынесла заключение №у о признании Рачева ФИО24 не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, зачислен в запас.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определены в пункте 34 Положения о призыве на военную службу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
Судами установлено и следует из материалов дела, что административным ответчиком многократно принимались все возможные меры, направленные на вручение Рачеву ФИО25 повесток, вызове его для прохождения медицинской комиссии, направлялись обращения в органы полиции с просьбой установить местонахождение призывника, оказать содействие по вручению повестки. Однако, названные мероприятия оказались безрезультативными.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подпункта «г» пункта 50 раздела IX постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о воинском учете», граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Таким образом, на граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, возложена обязанность сообщать в военный комиссариат об изменении своего места жительства.
Такая обязанность Рачевым ФИО26 не исполнена.
По смыслу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из того, что оспариваемое решение призывной комиссии принято в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С ДД.ММ.ГГГГ года по окончании отсрочки Рачев ФИО27 знал о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, от прохождения которого в полном объеме уклонился, сменил фактическое место жительства, не уведомив об этом военный комиссариат, длительное время уклонялся от получения повесток по месту постоянной регистрации, после уведомления в марте ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ году, осенью ДД.ММ.ГГГГ года, марте ДД.ММ.ГГГГ года о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явился, что свидетельствуют об умышленном воспрепятствовании проведению в отношении него таких мероприятий.
В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Рачева ФИО28 о признании незаконным решение призывной комиссии Пермского муниципального района о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – подпись Ю.В. Бородкина
Мотивированное решение составлено 15 марта 2022 года.
Судья – подпись.
Копия верна.
Судья Ю.В. Бородкина
подлинник подшит
в гражданском деле № 2а-996/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0008-01-2022-000394-24