Дело № 33-8769/2023 (2-684/2023)
Судья – Абдулина Е.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
29.08.2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.,
судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.
при ведении протокола помощником судьи Будиловой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Добрянского районного суда Пермского края от 25.05.2023.
Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Леньков И.М. обратился в суд с иском к ДПК «***», ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок.
Требования мотивированы тем, что на основании акта от 10.11.1992, утвержденного главным инженером Пермского отделения Свердловской железной дороги определено место размещения земельного участка под коллективные сады в полосе отвода железной дороги с занятием полосы лесонасаждений на 7-8 км перегона Пальники – Дивья. 05.03.1993 Управлением Свердловской железной дороги согласовано размещение садовых участков для работников Пермского отделения в указанной полосе отвода железнодорожных путей. Постановлением Администрации г.Добрянки №992 от 05.07.1994 Пермскому отделению Свердловской железной дороги разрешено организовать коллективный сад на площади 2,75 га за счет своих земель в постоянное пользование на перегоне Пальники-Дивья. На основании постановления Пермскому отделению Свердловской железной дороги выдан Государственный акт №ПМО-216-1792 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 2,75 га для коллективного садоводства в границах, указанных в чертеже. На указанном земельном участке организован коллективный сад с/т «***», устав утвержден постановлением Администрации г.Добрянки №1004 от 16.07.1994. 25.09.1995 с/т «***» заключило договор на вырубку лесонасаждений в полосе отвода железной дороги, выделенной для размещения садоводческого товарищества. С момента создания товарищества и до настоящего времени претензий со стороны железной дороги по поводу использования земельного участка под садоводство не поступало. Указанный земельный участок находится в пользовании членов садоводческого товарищества, стоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером ****, площадью 28237 кв.м., по адресу ****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводство. Истец является членом садоводческого товарищества с 1994 года, имеет в пользовании земельный участок №** площадью 964 кв.м. В 2009 году пользователями земельных участков в коллективных садах в соответствии с действующим законодательством для оформления прав на земельные участки создано СНТ «***». В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.11.2017 №575-р земельный участок с кадастровым номером ** предоставлен в безвозмездное пользование ДПК «***» для организации коллективного сада. Данный земельный участок не относится к землям для эксплуатации и развития железных дорог. Общим собранием утверждены границы земельных участков, входящих в состав земельного участка **, распределены между членами товарищества в 1994 году. Истцу отказано в государственном кадастровом учете из-за отсутствия утвержденного проекта планировки и межевания территории от 16.01.2020. Л. обращался в Территориальное управление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы на участок №**, образованный из земельного участка с кадастровым номером **. Технические условия, местоположение земельного участка не позволяют пересмотреть границы земельного участка членов товарищества, сформированных в 1994 году, застройка территории осуществлена до принятия Градостроительного кодекса РФ. Отсутствие проекта межевания территории ДПК не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку такой порядок образование земельного участка, предназначенного для ведения садоводства и расположенного в пределах территории, предусмотренной СНТ до введения в действие Земельного кодекса РФ, предусмотрен п.п.2.7, 2.8 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ.
Просил суд установить границы земельного участка №**, образованного из земельного участка с кадастровым номером ** по точкам координат, указанным в исковом заявлении; признать право собственности на земельный участок по адресу ****, площадью 964 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводство.
Решением Добрянского районного суда Пермского края от 25.05.2023 исковые требования Ленькова И.М. к ДПК «***», ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае удовлетворены, с указанием на то, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о вновь образованном земельном участке, правах на него, а также о внесении изменений в сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером **.
В апелляционной жалобе представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что только после направления собственнику земельного участка - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае утвержденного органом местного самоуправления проекта межевания территории возможен раздел земельного участка с последующей передачей пользователю. Однако истцом выбран ненадлежащий способ образования земельного участка. Спорный земельный участок предоставлен ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на праве безвозмездного пользования ДПК **** по договору от 02.11.2018, однако предусмотренные данным договором условия не исполнены. В заявлении Ленькова И.М. о предоставлении земельного участка также отсутствовала информация о включении заявителя в реестр членов товарищества, что является обязательным при формировании земельного участка. Отсутствие утвержденного проекта межевания территории не дает истцу оснований для обхода установленного законом и договором порядка образования земельного участка и признание прав на таковой. Земельный участок ранее никогда не предоставлялся ДПК «***»,был выделен ОАО «РЖД». Доказательств правопреемства между организацией, которой земельный участок мог быть выделен в 90-х годах и ДПК «***» отсутствуют.
От истца в материалы дела поступили возражения, в которых он просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения дела, не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером **, площадью 4588+/-52 кв.м., расположенного по адресу **** является Российская Федерация, земельный участок поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости 05.07.1994, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования – для садоводства (л.д. 89-92).
Основанием для постановки земельного участка на ГКУ послужило постановление Администрации г.Добрянки Пермской области об организации коллективного сада Пермского отделения Свердловской железной дороги №922, за счет земель, в постоянное бессрочное пользование, на перегоне Пальники-Дивья от ПК7 до ПК5+50 7 км (л.д. 22).
На основании данного Постановления Пермскому отделению Свердловской железной дороги выдан Государственный акт № ПМО-216-1792 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 2,75 га для коллективного садоводства (л.д.24-25).
Согласно акту от 10.11.1992, составленному комиссией в составе подразделений Свердловской железной дороги, определено место для размещения земельного участка под коллективные сады для работников Пермского отделения Свердловской железной дороги в полосе отвода железной дороги с занятием полосы лесонасаждений на 7-8 км. перегона Пальники-Дивья (л.д. 132).
05.05.1993 Управлением Свердловской железной дороги согласовано размещение садовых участков для работников Пермского отделения Свердловской железной дороги в указанной полосе отвода железнодорожных путей (л.д. 130).
Согласно уставу садоводческого товарищества работников отделения дороги от 25.05.1993, зарегистрированному Постановлением Администрации г. Добрянки № 1004 от 16.07.1994, на земельном участке в полосе отвода железной дороги с занятием полосы лесонасаждений на 7-8 км. перегона Пальники-Дивья организован коллективный сад «***» (л.д.137-140).
Согласно постановлению главы Администрации Дзержинского района г.Перми №640 от 29.04.2002 Пермское отделение Свердловской железной дороги исключено из государственного реестра юридических лиц в связи с присоединением к ФГУП «Свердловская железная дорога МПС РФ» (л.д. 146).
Письмом от 27.04.2010 в адрес СНТ «***» на неоднократные обращения последнего ОАО «РЖД» сообщило, что отказывается от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 27500 кв.м., категория земель: земли сельхозназначения, разрешенное использование: под садоводство, в пользу коллективного сада «***», указало, что земельный участок на балансе железной дороги не состоит, на каком-либо праве не числится (л.д. 135-оборот).
В письме ОАО «РЖД» в адрес СНТ «***» от 03.11.2010 года также сообщено, что объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, на балансе Дороги не числится (л.д. 132-оборот).
Смежным с земельным участком с кадастровым номером ** является земельный участок с кадастровым номером **, площадью 655600+/-1458,4 кв.м., по адресу ****, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерации 24.02.2009 года (л.д. 144-145).
Леньков И.М. является членом товарищества с 1994 года, за ним закреплен земельный участок №** площадью 964 кв.м. На данном земельном участке расположен садовый дом, принадлежащий Ленькову И.М. (л.д. 39,40,41,55-56,57).
02.11.2018 (с учетом дополнительного соглашения от 24.11.2018) между ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и ДПК «***» заключен договор о передаче в безвозмездное пользование земельного участка, по условиям которого представитель собственника предоставляет, а землепользователь принимает в безвозмездное пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ** площадью 27500 кв.м по адресу **** с видом разрешенного использования «для садоводства», сроком на 4 года 11 месяцев. Зеплепользователь должен обеспечить подготовку в отношении участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Акт приема-передачи земельного участка подписан 02.11.2018 (л.д. 65-69,141).
По заданию Ленькова И.М. кадастровым инженером С. 06.11.2020 подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером ** по адресу ****. Определены характерные точки границ земельного участка №4: Н1 (х=**; y=**); Н2 (х=**; y=**); Н3 (х=**; y=**); Н4 (х=**; y=**); Н1 (х=**; y=**) (л.д. 43-57).
Леньковым И.М. в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае направлено обращение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 964 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером ** (л.д. 62).
В ответе на указанное обращение от 16.12.2020 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае указало, что требования п.3.6 договора о передаче в безвозмездное пользование земельного участка от 02.11.2018 не исполнены, в заявлении отсутствует информация о включении заявителя в реестр членов товарищества (л.д.63-64).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о государственной регистрации от 10.11.2015, ДПК «***» создано 09.11.2015 (л.д. 142-143).
Уставом ДПК «***» предусмотрено, что кооператив является правопреемником садоводческого кооператива «***», устав которого был зарегистрирован на основании постановления администрации г.Добрянки Пермской области №1004 от 18.07.1994 (л.д. 115-129).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь п. 3 ст. 11.3, п. 4 ст. 11.4, п.п. 1, 2 ст.15, п.п. 1, 2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.7., 2.8. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ, пришел к выводу о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером ** был предоставлен организации, при которой было создано садоводческое объединение, членом которого ранее являлся Леньков И.М.,, до введения в действие Земельного кодекса РФ, для ведения садоводства, спорный земельный участок распределен Ленькову И.М. по решению общего собрания, земельный участок не относится к изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, то вышеуказанное в совокупности свидетельствует о наличии предусмотренных п. 2.8. ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ оснований для предоставления Ленькову И.М. земельного участка в собственность бесплатно. Поскольку истец просит образовать земельный участок в соответствии с Проектом планировки территории, который был утвержден участниками ДПК «***», суд первый инстанции пришел к выводу, что препятствий для признания права собственности за истцом на земельный участок в заявленных границах не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Из положений п.п. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.п. 1, 2, пп. 2 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При этом пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.
В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ) до 01.03.2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абз. 1 п. 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абз. 1 п. 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Доводы апелляционной жалобы относительно выбора истцом ненадлежащего способа образования земельного участка; невыполнения предусмотренных договором условий; отсутствии в заявлении землепользователя необходимой информации; попытках обхода установленного порядка образования земельного участка и признания права на него, судебной коллегией отклоняются, как не соответствующие материалам дела, в связи с тем, что из фактических обстоятельств следует, что земельный участок с кадастровым номером ** предоставлен Пермскому отделению Свердловской железной дороги, при котором было образовано садоводческое объединение, указанные события происходили до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Леньков И.М. является участником ДПК «***». Спорный земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, был распределен Ленькову И.М. решением общего собрания садоводческого товарищества, земельный участок не относится к категории изъятых из оборота, ограниченных в обороте, также в отношении земельного участка не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии оснований для безвозмездного предоставления спорного земельного участка в собственность Ленькова И.М.
Доводы жалобы по своему содержанию аналогичны позиции ответчика, являвшейся предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанным доводам дана надлежащая оценка. Согласно положениям п.п. 2.7, 2.8. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», рассматриваемым в системной взаимосвязи с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Леньков И.М. наделен правом образовать земельный участок на основании схемы расположения земельного участка. Учитывая, что Леньков И.М. просит образовать земельный участок в границах, соответствующих проекту планировки территории, утвержденному участниками ДПК «***», при этом дачный кооператив и смежные землепользователи не возражают против установления границ участка истца в соответствии с указанными в иске координатами, препятствий для признания права собственности на земельный участок в заявленных границах не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что земельный участок принадлежал на праве бессрочного пользования ОАО «РЖД», не выделялся кооперативу, об ошибочности выводов суда по существу спора не свидетельствует, учитывая подтверждение материалами дела факта первичного выделения земли Пермскому отделению Свердловской железной дороги для организации сада, использование участка на протяжении всего периода исключительно для целей садоводства, и позицию ОАО «РЖД» о том, что земельный участок Обществу после ликвидации Пермского отделения Свердловской железной дороги в результате реорганизации не передавался.
Отсутствие документального подтверждения правопреемства между садоводческим товариществом, которое был создано на базе Пермского отделения Свердловской железной дороги, и действующим в настоящее время на той же территории ДПК «***», регистрация которого в качестве юридического лица состоялась в 2015 году, учитывая факт членства Ленькова И.М. как в организации, первоначально осуществляющей хозяйственную деятельность (с 1994 года), так и в ДПК «***», не может влиять на право истца приобрести земельный участок в собственность в порядке п. 2.7., 2.8. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Добрянского районного суда Пермского края от 25.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае – без удовлетворения.
Председательствующий: |
/подпись/ |
|
Судьи: |
/подписи/ |
|
|
|
Мотивированное определение изготовлено 01.09.2023