Гр. дело № 2-123/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Оричи 21 февраля 2018 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.,
при секретаре Александровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скоробогатой Елены Михайловны к администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области о взыскании единовременной денежной выплаты и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Скоробогатая Е.М. обратилась в суд с иском к администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области о взыскании единовременной денежной выплаты и компенсации морального вреда.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что 22 ноября 2017 года были прекращены ее полномочия главы Лугоболотного сельского поселения в связи со вступлением в должность вновь избранного главы Лугоболотного сельского поселения. Согласно п. 2.5 ст. 11 Положения о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденного решением Лугоболотной сельской Думы 64/1 от 18.08.2017, ей положена единовременная денежная выплата в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемая не позднее дня, предшествующего дню прекращения полномочий. Поскольку указанная выплата администрацией Лугоболотного сельского поселения не была произведена, она 23 ноября 2017 года подала заявление на имя главы администрации Лугоболотного сельского поселения Суровцева А.В. Однако никакого ответа на заявление не получила, денежная выплата ей не перечислена. 12 января 2018 года повторно обратилась с заявлением на имя главы поселения Суровцева А.В. с указанием сроков выплаты денежного содержания. Повторное обращение так же было проигнорировано.
Просит взыскать с администрации Лугоболотного сельского поселения задолженность по единовременной денежной выплате в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 94580 рублей, компенсацию за моральный ущерб в размере месячного содержания в сумме 23645 рублей.
В судебном заседании истец Скоробогатая Е.М. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что моральный вред причинен ей тем, что администрацией Лугоболотного сельского поселения ответ на ее заявление от 23 ноября 2017 года в месячный срок дан не был, в связи с чем она переживала, так как не знала причину отказа в выплате и не понимала, как ей поступить дальше.
Представитель ответчика - глава администрации Лугоболотного сельского поселения Суровцев А.В. исковые требования признал частично, суду пояснил, что бюджет поселения дотационный. По статьям расходов есть определенные нормативы. Истцом, которая занимала должность главы Лугоболотного сельского поселения, в бюджете поселения на 2017 год не были заложены расходы на выплату ей 4-месячного денежного содержания. После поступления заявления от Скоробогатой Е.М. в ноябре 2017 года о выплате ей 4-месячного денежного содержания он вел устные переговоры с администрацией Оричевского района, где ему пояснили, что заявление подлежит удовлетворению, но так как в бюджете денег на это нет, посоветовали обратиться в министерство финансов Кировской области за увеличением норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Лугоболотного сельского поселения на 2018 год, что он и сделал. Однако был получен ответ, что в период прекращения полномочий Скоробогатая Е.М. не достигла пенсионного возраста, а вышла на пенсию по особым условиям. Ответ на первое обращение Скоробогатой дан не был, так как в администрации района ему пояснили, что вопрос по выплате Скоробогатой 4-месячного денежного содержания нужно решать только в 2018 году.
Представитель ответчика по доверенности Басалаева С.Ю., возражая против исковых требований, пояснила, что администрация Лугоболотного сельского поселения не является надлежащим ответчиком. Согласно ст. 16 Положения о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденного Решением Лугоболотной сельской Думы 64/1 от 18.08.2017, финансирование социальных гарантий выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета. Утверждение бюджета Лугоболотного сельского поселения отнесено к исключительной компетенции сельской Думы.
Определением Оричевского районного суда Кировской области от 12 февраля 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Лугоболотная сельская Дума Оричевского района Кировской области.
Участвующий на основании доверенности в качестве представителя Лугоболотной сельской Думы глава администрации Лугоболотного сельского поселения Суровцев А.В. исковые требования признал частично, приведя аналогичные доводы.
Изучив доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» (в редакции Закона Кировской области от 5 мая 2016 года № 652-ЗО) уставами муниципальных образований для лиц, замещавших муниципальные должности и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (в частности, единовременная денежная выплата в размере, установленном муниципальным правовым актом, но не более четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая не позднее дня, предшествующего дню прекращения полномочий). Такие гарантии не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 �������, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10.1, частью 10 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Лугоболотной сельской Думы Оричевского района Кировской области от 18 августа 2017 года № 64/1 утверждено Положение о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, пунктом 2.5 статьи 11 которого определено, что лицам, замещавшим муниципальные должности и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно, гарантируется единовременная денежная выплата в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемая не позднее дня, предшествующего дню прекращения полномочий. Такая гарантия не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 21, 3, 6 - 9 части 6, частью 61 статьи 36, частью 71, пунктами 5-8 части 10, частью 101 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д. 24, 25-28)
Согласно записям в трудовой книжке, Скоробогатая Е.М. 23 октября 2012 года избрана главой администрации Лугоболотного сельского поселения. 22 ноября 2017 года полномочия прекращены в связи со вступлением в должность вновь избранного главы Лугоболотного сельского поселения (абзац 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д.3)
23 ноября 2017 года Скоробогатая Е.М. обратилась к главе администрации Лугоболотного сельского поселения с заявлением о выплате ей на основании п. 2.5 ст. 11 Положения о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденного решением Лугоболотной сельской Думы Оричевского района Кировской области от 18 августа 2017 года № 64/1, единовременной денежной выплаты в размере 4-месячного денежного содержания (л.д. 4, 5)
28 декабря 2017 года глава администрации Лугоболотного сельского поселения обратился в администрацию Оричевского района за официальным разъяснением по поводу выплаты 4-х месячного денежного содержания Скоробогатой Е.М., полномочия которой были прекращены 22 ноября 2017 года решением Лугоболотной сельской Думы № 6/2 (л.д. 30)
В ответ на обращение главе поселения 11 января 2018 года дано разъяснение, носящее рекомендательный характер, согласно которому Скоробогатая Е.М. достигла пенсионного возраста, поскольку ей назначена страховая пенсия по старости с 17 октября 2016 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 31)
12 января 2018 года Скоробогатая Е.М. повторно обратилась к главе администрации Лугоболотного сельского поселения с заявлением о выплате ей единовременной денежной выплаты в размере 4-месячного денежного содержания (л.д. 5)
В этот же день, то есть 12 января 2018 года, глава администрации Лугоболотного сельского поселения обратился в министерство финансов Кировской области с заявлением об увеличении норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Лугоболотного сельского поселения на 2018 год на сумму 94580 рублей в связи с окончанием срока полномочий 22 ноября 2017 года главы Лугоболотного сельского поселения Скоробогатой Е.М. для выплаты ей при увольнении в соответствии с Положением о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утвержденного решением Лугоболотной сельской Думы от 18 августа 2017 года № 64/1 (л.д. 32)
Отказывая в удовлетворении просьбы, 18 января 2018 года министр финансов Кировской области в своем письме указал, что в соответствии с представленными документами Скоробогатая Е.М. в период замещения муниципальной должности не достигла пенсионного возраста (21 января 1963 года рождения), в связи с чем, нет оснований для выплаты установленной Законом 257-ЗО единовременной денежной выплаты, а также для увеличения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Согласно справке Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области пенсия по старости Скоробогатой Е.М. назначена с 17 октября 2016 года не на обычных условиях (достижение пенсионного возраста), а как родителю инвалида с детства, воспитавшего ребенка до достижения 8 лет (л.д. 33)
30 января 2018 года, отвечая на обращение Скоробогатой Е.М. на ее заявление от 12 января 2018 года, глава Лугоболотного сельского поселения указал, что решение по выплате ей четырехмесячного денежного содержания главы поселения может быть принято только в судебном порядке, сославшись при этом на письмо министерства финансов Кировской области от 18 января 2018 года (л.д. 34)
Взыскивая с администрации Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области, которую суд признает надлежащим ответчиком по делу, в пользу Скоробогатой Е.М. задолженность по единовременной денежной выплате, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
При этом, в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Копией паспорта подтверждено, что Скоробогатая Е.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17)
Из справки Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области от 18 января 2018 года № 24159/18 следует, что Скоробогатая Е.М. состоит на учете в УПФР в городе Кирове Кировской области и ей с 17 октября 2016 года бессрочно назначена пенсия по старости на основании ст. 6, 15, 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», условия назначения – родитель инвалида с детства, воспитавший ребенка до достижения 8 лет (л.д. 16)
Действительно, по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Однако п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливающий право матери ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан, обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения.
Таким образом, право на страховую пенсию по старости у Скоробогатой Е.М. возникло не в 55 лет, а в 50 лет, то есть с 22 января 2013 года. Следовательно, истец достигла пенсионного возраста в период замещения муниципальной должности главы Лугоболотного сельского поселения и она в связи с прекращением полномочий по основанию, предусмотренному абзацем 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеет право на единовременную денежную выплату в размере 4-месячного денежного содержания. Размер задолженности в сумме 94580 рублей сторонами не оспаривается.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя исковые требования в части компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ), данным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органом местного самоуправления и должностными лицами. Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пункт 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ предусматривает, что орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменный ответ на обращение Скоробогатой Е.М., поступившее в администрацию Лугоболотного сельского поселения Оричевского района Кировской области 23 ноября 2017 года, ответчиком не давался в установленный тридцатидневный срок и истцу не направлялся.
Указанное бездействие администрации Лугоболотного сельского поселения привело к нарушению прав истца и создало ему препятствия к осуществлению права на своевременное получение письменного ответа уполномоченного муниципального органа по существу поставленного в обращении вопроса.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, ответчиком допущено нарушение права истца на своевременное получение ответа на его обращение в установленный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, следовательно, у последнего имеются законные основания требовать компенсации морального вреда. Как указал истец, не предоставлением ответа на обращение ей были причинены нравственные страдания в виде переживаний.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из изложенного, принимая во внимание доводы истца о понесенных ею нравственных страданиях, учитывая все обстоятельства по делу суд считает справедливым компенсировать истцу моральный вред в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 94580 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.