Дело № 2а-1066/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области, в составе председательствующего судьи Чирковой В.В.,
при секретаре Есиной А.В.,
с участием представителя ответчика, по ордеру Ярловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Балашову Алексею Михайловичу о взыскании недоимки по налогу и пени,
установил:
административный истецМежрайоннаяИФНС России № 7 по Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Балашову А.М. о взыскании недоимки и пени по налогам.
В обоснование административных исковых требований указали, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога в связи с наличием транспортного средства марки №, государственный номер № регион. В связи с наличием недоимки по уплате налога Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области выставлены и направлены в адрес Балашова А.М. налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты имущественных налогов за период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Впоследствии в адрес Балашова А.М. выставлены и направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и(или) пени, по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой указанных недоимок Межрайонная ИФНС России № 7 по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на основании вышеуказанных требований. Мировым судьей судебного участка №2 Оренбургского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с не полным указанием адреса должника.
Межрайонная ИФНС России № 7 по Оренбургской области просит восстановить пропущенный срок, полагая причины по его пропуску уважительными и просит взыскать с Балашова А.М. недоимку по транспортному налогу в размере № рублей и пени в размере № рубля, по налогу на имущество в размере № рублей и пени в размере № рубля.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании не присутствовал, был извещен о его месте и времени, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Балашов А.М. просит провести судебное заседание без его участия.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, в порядке части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного ответчика Балашова А.М., Ярлова Ю.Н., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на пропуск исковой давности.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45Налогового кодекса Российской Федерацииналогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (часть первая статьи 357).
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-111-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортногосредства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 7,00 рублей; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 рублей, свыше 100л.с.-30,00 рублей, свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) - 150,0 рублей. Срок уплаты транспортного налога на территории Оренбургской области не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
В соответствии со статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из карточки учета транспортного средства на автомобиль №, государственный номер № регион, следует, что Балашов А.М. является его собственником.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимость, Балашов А.М. имеет в общей совместной собственности право на <адрес>.
Следовательно, обязанность по уплате как транспортного, так и имущественного налога возложена наБалашова А.М. Доказательств иного им суду не представлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговыйорган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Судом установлено, что в адрес Балашова А.М. выставлены и направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты имущественных налогов за период с ДД.ММ.ГГГГ года. Впоследствие в адрес Балашова А.М. выставлены и направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и(или) пени, по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Недоимка по транспортному налогу составила № рублей и пени в размере № рубля, по налогу на имущество, составила № рублей и пени в размере № рубля.
В связи с неуплатой налогоплательщиком вышеуказанных сумм Межрайонная ИФНС России № 7 по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Оренбургского района с заявлением о выдаче судебного приказа на основании вышеуказанных требований. Мировым судьей судебного участка № 2 Оренбургского района ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с не полным указанием адреса должника.
Постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации №41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» – в пункте 20 разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3статьи 48или пунктом 1статьи 115Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В соответствии с частью 1статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации,налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Судам следует иметь в виду, что указанные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренныхподпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечениясрока исполнениятребования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может бытьвосстановленсудом.
С учетом того, что сумма налога и пени превысила 3 000 рублей на момент направления последнего требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением в течение 6 месяцев со дня истечения указанного срока, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени по налогу к мировому судье судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области, налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, налоговому органу заявления возвращено в связи с несоблюдением требований к содержанию заявления. Определение мирового суда налоговым органом получено ДД.ММ.ГГГГ.
С исковым заявлением в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административное исковое о взыскании недоимки и пени по налогу было направлено почтой только ДД.ММ.ГГГГ, в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском шестимесячного срока.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца (ч. 1 ст. 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В случае если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день (ч. 2 ст. 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу требований части 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административным истцом на момент рассмотрения дела было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным иском. В качестве причины, препятствующей Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области обратиться в суд с административным иском к Балашову А.М. о взыскании обязательных платежей и санкций в сроки, установленные законом, указано, что она обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в адрес мирового судьи, однако в принятии заявления отказано. Поскольку у административного истца прошел установленный шестимесячный срок, Межрайонная ИФНС России № 7 по Оренбургской области просит признать причину пропуска срока на подачу административного искового заявления уважительной и восстановить указанный срок.
С учетом установленных обстоятельств и отсутствия уважительной причины пропуска срока на подачу административного иска, суд приходит к выводу о том, что данный срок пропущен административным истцом без уважительных причин, следствием чего является факт утраты административным истцом права на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогу и пени.
При истечении срока, предусмотренного для обращения в суд ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требования о взыскании налогов, пени, недоимки не являются бесспорными, потому не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, в связи с пропуском срока для принудительного взыскания недоимки и отсутствием оснований для его восстановления, административный истец утратил право на принудительное взыскание имущественного налога и пени, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░ 2019 ░░░░.