Решение по делу № 33-2451/2020 от 22.05.2020

Судья Сентякова Н.А.        Дело № 33-2451/2020

УИД 18RS0004-01-2019-003761-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе

председательствующего Гулящих А.В.,

судей Ивановой М.А., Рогозина А.А.,

при секретаре Шкляевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 17 июня 2020 года дело по апелляционной жалобе истца Зверева В. П. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 декабря 2019 года, которым отказано в удовлетворении требований Зверева В. П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики признании незаконным решения № <данные изъяты> от 03 июля 2019 года об отказе в установлении пенсии и взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске – Гущиной Д.С., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Зверев В.П., ссылаясь на нарушение его пенсионных прав незаконным исключением по решению Управления Пенсионного фонда в г. Ижевске № <данные изъяты> от 3 июля 2019 года из страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов службы с 11 июля 1989 года по 17 марта 2006 года в Государственной противопожарной службе, и отказа в связи с этим в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, обратился к Управлению Пенсионного фонда в г. Ижевске с иском о признании указанного решения незаконным и обязании ответчика досрочно назначить ему страховую пенсию по старости как лицу, достигшему 50 летнего возраста и не менее 25 лет проработавшему на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости его специальный стаж составил более 25 лет.

Также просил возместить ему судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Управление Пенсионного фонда в г. Ижевске против удовлетворения иска возражало, ссылаясь на то, что спорный период включению в специальный страховой стаж не подлежит, поскольку ему не предшествовали или за ними не следовали периоды работы истца в качестве застрахованного в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие истца, надлежащим образом, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, с участием представителя ответчика – Гущиной Д.С., возражавшей против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить и иск удовлетворить, полагая, что суд не дал должной оценки тому, что понятия «работа» и «служба» являются тождественными; как в период с 11 июля 1989 года по 17 марта 2006 года, так и период с 14 марта 2013 года по 31 декабря 2018 года он работал в отделе пожарной охраны (ОПО) № 30 ГУПО МВД СССР в должности начальника караула ПЧ-5, занимая аналогичные должности и выполняя тождественные функции в одной и той же организации, и имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 18 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда в г. Ижевске выражает несогласие с ее доводами, полагая, что на законность и обоснованность решения они не влияют.

На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно трудовой книжке в период с 11 июля 1989 года Зверев В.А., <данные изъяты>, проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, 17 марта 2006 года был уволен с государственной службы МЧС собственному желанию в соответствии с пунктом «а» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации; 15 мая 2006 года принят водителем транспортной службы в ФГОУ ВПО «<данные изъяты>», 15 марта 2007 года уволен по пункту 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ по соглашению сторон; 1 августа 2007 года принят сторожем в ПО <данные изъяты>», уволен по пункту 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ по соглашению сторон; 14 марта 2013 года принят в ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» на должность начальника караула, 4 июля 2013 года переведен на должность пожарного 30 пожарной части, 24 ноября 2013 года уволен по пункту 3 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ по инициативе работника; 29 ноября 2013 года принят на должность пожарного 30 пожарной части ФГКУ «<данные изъяты>

14 июня 2019 года, по достижении возраста 50 лет, Зверев В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда в г. Ижевске с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии на основании подпункта 18 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» как лицу, не менее 25 лет проработавшему на должностях государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решением Управления Пенсионного фонда в г. Ижевске от 3 июля 2019 года № <данные изъяты> в назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему было отказано ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа на должностях государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В специальный     стаж для назначения досрочной страховой пенсии по подпункту 18 пункта 1 ст. 30 Закона № 400ФЗ «О страховых пенсиях» не включен период службы в Государственной противопожарной службе с 11 июля 1989 года по 17 марта 2006 года.

Заявленные по настоящему делу требования о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии спорного периода истец обосновывал выполнением им тождественных функций как при похождении службы, так и после нее в должности начальника караула пожарной части, а также тем, что спорный период подлежит включению в специальный стаж истца в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом того, что условия, предусмотренные частью 2 ст. 12 названного Федерального закона при этом выполняются, поскольку за периодом службы в органах противопожарной службы следовали периоды работы, указанные в ст. 11 данного Федерального закона.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и исходя их того, что в выписке из лицевого счета истца в системе обязательного пенсионного обеспечения отсутствуют сведения за спорный период о деятельности истца как о работе, за которую начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, работодатель за истца с кодом льготы для досрочного назначения пенсии не отчитывался, из трудовой книжки истца и справок № <данные изъяты> от 7 июня 2019 года, № 240 от 7 июня 2019 года ФГКУ «Специальное управление ФПС № 30 МЧС России следует, что истец с 11 июля 1989 года по 17 марта 2006 года проходил службу в Государственной противопожарной службе на аттестованной должности начальника караула с выплатой денежного довольствия, соответственно в спорный период деятельность истца носила характер государственной военной службы, а не работы, пришел к выводу о том, что период прохождения истцом военной службы включается в страховой стаж, однако в специальный страховой стаж включен быть не может; поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, специальный стаж истца составлял 5 лет 9 месяцев 18 дней, что менее требуемых 25 лет, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца не возникло.

     С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия соглашается и оснований для их переоценки по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Оценка представленным доказательствам дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» военная служба является особым видом государственной службы.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 44681 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

В соответствии с частью 2 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды, предусмотренные частью 1 данной статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

    В соответствии с частью 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 указанной нормы); правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 указанной нормы).

В соответствии с пунктом 18 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В силу части 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались в пункте 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Частью 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Положения части 1 ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения подпункта 1 пункта 1 ст. 11 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней Государственной противопожарной службы, не допускают.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года № 18КГ18-245, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно трудовой книжке истца, до службы в Государственной противопожарной службе МЧС России Зверев В.П. проходил службу в армии по призыву с 20 мая 1987 года по 22 мая 1989 года, после увольнения со службы 15 мая 2006 года был принят на работу водителем транспортной службы ФГОУ ВПО «<данные изъяты>».

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 605-0-0).

Таким образом, положения части 1 ст. 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения подпункта 1 пункта 1 ст. 11 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы.

Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы; право военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на пенсионное обеспечение реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов, исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы на льготных условиях.

Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещей, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденный законодательством, действовавшим на момент возникновения правоотношений до 27 марта 1995 года.

Поскольку истец в спорный период проходил службу в Государственной противопожарной службе, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения которой регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», отказ пенсионного органа в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» является правильным; спорный период, не включенный ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть включен в страховой стаж при назначении пенсии в общем порядке.

    Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для применения пункта 1 части 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ, регулирующих возможность включения периода прохождения военной службы в общий, а не специальный страховой стаж, у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования предоставленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 декабря 2019 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Зверева В. П. оставить без удовлетворения.

Председательствующий                    Гулящих А.В.

Судьи                            Иванова М.А.

                            Рогозин А.А.

33-2451/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Зверев В.П.
Ответчики
УПФ РФ
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Рогозин Александр Аркадьевич
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
22.05.2020Судебное заседание
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее