Дело 2- 967/ 2022
37RS0023-01-2022-001034-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Савино Ивановской обл. 16 августа 2022 года
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Топоровой С.Н., при секретаре Воробьевой Е.С., с участием представителя истца помощника прокурора Савинского района Ивановской области Гонобоблевой М.Е., представителя ответчика Правительства Ивановской области по доверенности Соколова Д.В., представителя ответчика Комитета Ивановской области по лесному хозяйству до доверенности Бабаева А.В., представителя ответчика ОГКУ «Шуйское лесничество» по доверенности Сарбеевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Савинского района Ивановской области в интересах Беловой Е. С., Белова А. В., Власовой В. В., Белова М. А., Беловой Е. А. к Правительству Ивановской области, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Шуйское лесничество» об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Савинского района Ивановской области, действуя в интересах Беловой Е. С., Белова А. В., несовершеннолетних Власовой В. В., Белова М. А., Беловой Е. А., обратился в суд с иском к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, ОГКУ «Шуйское лесничество», Правительству Ивановской области об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить с Беловой Е. С. договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метром.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Савинского района Ивановской области по обращению Беловой Е.С. проведена проверка исполнения законодательства РФ, регулирующего вопросы социальной поддержки многодетных семей, в части заготовки и оборота лесов, в том числе при выделении древесины гражданам для собственных нужд. В ходе проверки установлено, что Белова Е.С. и Белов А.В. имеют статус многодетной семьи. Постановлением администрации Савинского муниципального района Ивановской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка» Беловой Е.С. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Белова Е.С. подала заявление о выделе ей древесины для строительства дома в количестве 100 кубических метров в ОГКУ «Шуйское лесничество». По итогом рассмотрения заявления ОГКУ «Шуйское лесничество» возвратило заявление Беловой Е.С. в соответствии с п.6 Постановления Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», а именно: в связи с отсутствием в указанном лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины. До настоящего времени Беловой Е.С. древесина для строительства дома не выделялась. Данные факты нарушают требования законодательства РФ, ограничивают права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании помощник прокурора Савинского района Ивановской области Гонобоблева М.Е. поддержал в полном объеме заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Белов А.В. в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Истцы Белова Е.С., Власова В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Комитета Ивановской области по лесному хозяйству по доверенности Бабаев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что предмет спора отсутствует, ОГКУ «Шуйское лесничество» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Председателем ответчика Комитета Ивановской области по лесному хозяйству направлен письменный отзыв (л.д.66-69), согласно которому с целью удовлетворения потребности населения в деловой древесине в 2022 году, с учетом предложений лесничеств, а также исходя из установленной лесосеки на не арендованных лесных участках, Комитетом издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении лимитов заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Руководителям лесничеств предписано при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд руководствоваться утвержденными лимитами по лесничеству. Для ОГКУ «Шуйское лесничество» отсутствуют лимиты для заготовки гражданами древесины для собственных нужд на 2022 год в связи с тем, что лесной фонд ОГКУ «Шуйское лесничество» Шуйский и Савинский муниципальный районы полностью предоставлен в аренду с целью заготовки древесины. Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству лесные участки предоставляются в аренду для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом РФ. Заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещена. Согласно п.5 ст.1 Закона 157- ОЗ, для заготовки древесины отводятся лесные участки, свободные от прав третьих лиц. Право на заготовку древесины не связано с местом жительства заявителя или с местом нахождения земельного участка, на котором будет проводиться строительство.
Представитель ответчика по доверенности ОГКУ «Шуйское лесничество» Сарбеева С.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что территория лесного фронда ОГКУ «Шуйского лесничество» Шуйский и Савинские муниципальные районы полностью предоставлена в аренду с целью заготовки древесины. Лесничеством в адрес арендаторов были направлены запросы о возможности выделения древесины для нужд населения на 2022 год. Арендаторы в выделении древесины для населения отказали. В соответствии с приказом Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении лимитов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, используемой для строительства домов» и в связи с передачей лесных участков в аренду на 2022 год, для ОКГУ «Шуйское лесничество» лимит отпуска древесины отсутствует.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ивановской области.
Представитель Правительства Ивановской области по доверенности Соколов Д.В. в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п « Об утверждении положения о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству» функции по регулированию в области лесных отношений в пределах территории Ивановской области переданы Комитету Ивановской области по лесному хозяйству.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам
В соответствии со ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч. 1). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4).
Частью 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливается Правительством Ивановской области.
Согласно п. 2 ст.1 Закона Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан осуществляется органом исполнительной власти Ивановской области в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 82 - 84 Лесного кодекса.
Правительством Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О Порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» рассмотрение заявления граждан, заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на основании обращений граждан, а также ведение реестра граждан, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, осуществляют:
1) Комитет Ивановской области по лесному хозяйству - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности Ивановской области, и на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственный власти субъектов Российской Федерации;
2) органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований Ивановской области.
Согласно Положению о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, утвержденному Постановлением Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству», Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области.
Согласно п.п.2 п.2.2.2. Положения Комитет осуществляет переданные Российской Федерацией в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных отношений, в том числе заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно приказу Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 11.01.2021 г. №1 «О предоставлении полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Ивановской области, за исключением лесов, расположенных за землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территории федерального значения» право на заключение с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений предоставляется руководителям областных государственных казенных учреждений, подведомственных Комитету.
На основании выданной Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству согласно приказу Комитета Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Ивановской области, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территории федерального значения» доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заместителю руководителя ОГКУ «Шуйское лесничество» Сарбеевой С.Г. делегируется право принимать и рассматривать заявления граждан, заключать от имени Комитета Ивановской области договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, с гражданами для собственных нужд.
Материалами дела установлено, что семья Беловой Е.С. и Белова А.В. является многодетной (л.д.14).
Пунктом 4 ч.1 ст.1 Закона Ивановской области от 31.12.2002 N 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации» установлен случай бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области, в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам (одному из родителей либо матери или отцу, осуществляющим воспитание детей без супруга или супруги), имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.
На основании постановления Администрации Савинского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п Беловой Е.С. передан в собственность земельный участок с кадастровым №, местоположение: <адрес>, из земель населенных пунктов, для индивидуального строительства, площадью 600 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.15,17-19).
ДД.ММ.ГГГГ Белова Е.С. обратилась в ОГКУ «Шуйское лесничество» с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства жилого дома по адресу: <адрес> в границах Савинского участкового лесничества в объеме 100 кубометров в пределах установленных нормативов (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ Беловой Е.С. отказано в подготовке и заключении договора купли-продажи лесных насаждений по причине отсутствия лесных насаждений для заготовки заявленных объёмов древесины с требуемыми качественными характеристиками (л.д.21).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации», в случае заготовки древесины для строительства жилых домов гражданами, имеющими в собственности на момент заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд земельный участок, бесплатно предоставленный на основании пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N 111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации», норматив заготовки древесины, отпускаемой на корню, устанавливается в размере до 100 кубометров на семью.
Согласно сообщению Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, территория лесного фонда ОГКУ «Шуйское лесничество» Шуйский и Савинские муниципальные районы полностью предоставлена в аренду с целью заготовки древесины. Лесные участки, обременённые правами третьих лиц на заготовку древесины, планируются для отпуска древесины гражданам для собственных нужд при получении согласия арендатора (л.д.24-26).
Установлено, что на территории ОГКУ Шуйское лесничество действует 3 арендатора, использующих леса для заготовки древесины на основании долгосрочных договоров аренды ( лд.71-90,94-129, 130-152).
Представитель ответчика Комитета Ивановской области по лесному хозяйству в отзыве на иск указал, что заготовка древесины- предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, является одним из видов использования лесов. Осуществление заготовки древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), приведет к нарушению прав арендаторов и несоблюдению действующего законодательства.
Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Рослесхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 191, согласно которому расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.
Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года.
Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов.
Изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Для ОГКУ «Шуйское лесничество» отсутствуют лимиты для заготовки гражданами древесины для собственных нужд на 2022 год (л.д. 162). Возможность предоставления древесины арендаторами отсутствует ( л.д. 166-170).
Однако указанные лимиты предусмотрены в ОГКУ «Тейковское лесничество», ОГКУ «Фурмановское лесничество», ОГКУ «Ивановское лесничество», ОГКУ «Заволжское лесничество».
Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства не могут свидетельствовать о соблюдении Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству прав Беловой Е.С., гарантированных ч. 1, ч. 5 ст. 30 Лесного кодекса РФ (право на заготовку древесины для целей возведения строений и иных собственных нужд).
Суд также учитывает важность оказания помощи многодетным семьям со стороны государства.
При этом оснований для удовлетворения исковых требований к ОГКУ «Шуйское лесничество» не имеется, так как правом самостоятельного заключения договоров купли- продажи лесных насаждений ОГКУ «Шуйское лесничество» не наделено. Руководителю ОГКУ «Шуйское лесничество» и его заместителю выданы доверенности, делегирующие право на заключение договоров купли- продажи лесных насаждений от имени Комитета Ивановской <адрес> по лесному хозяйству.
Правительством Ивановской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №-п утверждено Положение о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, согласно которому Комитет Ивановской области по лесному хозяйству является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику в области лесных отношений в пределах своей компетенции на территории Ивановской области ( л.д. 40- 44). Таким образом, Правительство Ивановской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
С учетом установленных обстоятельств суд считает исковые требования прокурора Савинского района Ивановской области к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств, мнения сторон, суд считает возможным и целесообразным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Савинского района Ивановской области в интересах Беловой Е. С., Белова А. В., Власовой В. В., Белова М. А., Беловой Е. А. к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству удовлетворить.
Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, ОГРН №, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Беловой Е. С., паспорт №, договор купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства дома в количестве 100 кубических метров.
В удовлетворении исковых требований к ОГКУ «Шуйское лесничество», Правительству Ивановской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья С.Н. Топорова
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2022