Решение по делу № 2-5365/2020 от 14.08.2020

Дело № 2-5365/9/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Воробьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Отченаша А.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия о возложении обязанности заключить служебный контракт,

установил:

Отченаш А.А. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее – УФССП России по РК), в котором просил признать незаконным отказ ответчика от 07.08.2020 в принятии его на государственную гражданскую службу и назначении на должность главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. Истец также просит обязать ответчика принять его на государственную гражданскую службу и назначить на должность главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. 00 коп.

В судебном заседании Отченаш А.А. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец полагает, что поскольку он состоит в кадровом резерве, отказ в принятии на государственную гражданскую службу на вакантную должность является незаконным.

Представитель УФССП России по РК Пятилетова С.П. с исковыми требованиями не согласился. Истцу не было отказано в приеме на службу, кроме того, он находится в кадровом резерве, при наличии конкурса будет выбран кандидат на вакантную должность.

Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Отченаш А.А. с 18.12.2012 по 30.04.2020 состоял в трудовых отношениях с УФССП России по РК, замещал должность ведущего специалиста – эксперта отдела правового обеспечения и работ с обращениями граждан. Уволен истец был в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2014 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ).

С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым ряд должностей службы судебных приставов перешел из государственной гражданской службы на иной вид государственной службы, службу в органах принудительного исполнения.

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий с 01.05.2020 введено новое штатное расписание, согласно которомy функции по рассмотрению обращений переданы из отдела правового обеспечения и работ с обращениями граждан (штатной численностью 8 человек) в созданный отдел организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций, а вместо отдела правового обеспечения и работ с обращениями граждан создан отдел правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности штатной численностью 5 человек. Были сокращены три штатных единицы отдела правового обеспечения и работ с обращениями граждан (уволена старший специалист ФИО11, сокращены главный специалист – эксперт ФИО12 и ведущий специалист – эксперт Отченаш А.А.). В ходе штатных мероприятий истец не изъявил желание поступить на службу в иные отделы и на иные вакантные должности.

В целях формирования кадрового резерва УФССП России по РК 03.08.2020 был проведен конкурс на включение в кадровый резерв должности главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. По результатам проведенного конкурса на основании приказа УФССП России по РК от 03.08.2020 №303 истец был включен в кадровый резерв для замещения вакантной должности федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

04.08.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на федеральную государственную гражданскую службу и назначении на должность главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. В письменном ответе истцу было сообщено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 64 Закона №79-ФЗ положительного решения о приеме на службу в соответствующей должности не принято.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса (если иное не установлено данной статьей). Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Согласно пунктам 3 и 5 части 2 статьи 22 Закона № 79-ФЗ конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе; при заключении срочного служебного контракта.

Для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 64 Закона № 79-ФЗ).

Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя (часть 4 названной статьи 64). Включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (часть 6). Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (часть 10). Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации (часть 11).

Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2017 № 96 утверждено «Положение о кадровом резерве федерального государственного органа» (далее – Положение), устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними.

Согласно пунктам 16 и 17 Положения конкурс на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв объявляется по решению представителя нанимателя. Конкурс проводится в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 397 утверждена единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов.

Таким образом, по смыслу указанных законоположений формирование кадрового резерва на конкурсной основе является приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы и направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.

Кадровый резерв государственного органа формируется, в том числе из граждан, изъявивших желание поступить на государственную гражданскую службу, по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

Включению в кадровый резерв государственного органа предшествует проверка профессиональной подготовки и деловых качеств претендентов на соответствие квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам).

Суд приходит к выводу о том, что УФССП России по РК наделено правом и соответствующими полномочиями в силу закона на формирование кадрового резерва, поиск и подбор наиболее квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.07.2016 года № 1416-О, определенное Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовое регулирование, предусматривая в исключение из общего правила о замещении должности государственной гражданской службы по результатам конкурса особый порядок назначения на должность государственной гражданской службы лиц, состоящих в кадровом резерве, не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрены. Гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4), не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности. При этом часть 10 статьи 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляя правило о назначении государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица, не регулирует, а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права в оспариваемом аспекте.

Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в пункте 10 постановления пленума от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

Суд исходит из того, что назначение кандидата, включенного в кадровый резерв на конкурсной основе, на вакантную должность гражданской службы является правом представителя нанимателя, который самостоятельно принимает кадровые решения.

Кроме того, согласно подпункту «л» пункта 53 Положения срок пребывания в кадровом резерве не превышает три года. Истец из кадрового резерва не исключен, поэтому при принятии представителем нанимателя решения о необходимости заполнения вакантной должности государственной гражданской службы кандидатура истца будет рассматриваться.

В этой связи суд не находит каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчика. Оснований для удовлетворения требований истца не имеется, как не имеется оснований для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований Отченаша А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 года.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

2-5365/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Отченаш Александр Андреевич
Ответчики
УФССП по РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.10.2020Предварительное судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее