Дело № 2-183\2018
РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
«25» июня 2018 года Лазовский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего Рыженко О.В.,
при секретаре Ермишиной С.А.,
с участием пом. прокурора Лазовского района Дзёминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к главе крестьянско-фермерского хозяйства Арнаут Александру Сергеевичу о возложении обязанности провести специальную оценку рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией,
установил:
Прокурор Лазовского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе крестьянско-фермерского хозяйства Арнаут А.С. о возложении обязанности провести специальную оценку рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией, указав, что в ходе проверки соблюдения действующего трудового законодательства крестьянско-фермерским хозяйством (далее КФХ), главой которого является Арнаут А.С. выявлено, что работодатель своих обязанностей, возложенных на него ТК РФ не исполняет, специальная оценка труда на рабочих местах в КФХ, расположенном на 6 километре автодороги «Лазо-Заповедный» не проводилась.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Ст. 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда», согласно статье 3 данного закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Ст. 8 указанного закона предусмотрено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Однако, главой крестьянско-фермерского хозяйства Арнаут А.С. специальная оценка условий труда на рабочих местах в КФХ, расположенном на 6 километре автодороги «Лазо-Заповедный» не проводилась, чем нарушаются права неопределённого круга лиц, гарантированные Конституцией и ТК РФ на безопасные условия труда.
Просит суд обязать главу крестьянско-фермерского хозяйства Арнаут А.С. в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда заключить договор на проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда и в срок до 01 сентября 2018 года провести специальную оценку рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда на ферме, расположенной на 6 километре автодороги «Лазо-Заповедный».
В судебном заседании пом. прокурора Дзёмина О.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в суд не прибыл, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие либо об отложении дела в суд не направлял, в связи с изложенным суд полагает возможным рассмотреть дело в заочном порядке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее ФЗ «О специальной оценке условий труда»), вступившим в силу с 01.01.2014, регулируются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из представленных материалов следует, что глава КФХ Арнаут А.С. осуществляет деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока по адресу: 6 километр автодороги «Лазо-Заповедный», списочная численность 16 человек, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации КФХ, выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 07.05.2018, штатным расписанием (л.д. 6-7,8, 10-16).
В ходе проведенной проверки по соблюдению ответчиком требований действующего трудового законодательства установлено, что в нарушение ст. 212 ТК РФ, Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда главой КФХ Арнаут А.С. не проведена.
В силу норм трудового законодательства от характеристики рабочего места зависит оплата труда, длительность рабочего времени, времени отдыха, отпусков, санитарно-бытовое и санитарно-профилактическое обслуживание, предоставление иных гарантий и компенсаций, предусмотренных в связи с конкретными условиями труда, а также обеспечение социальных гарантий (исчисление льготного трудового стажа при уходе на пенсию, размер пенсии и т.п.).
Таким образом, не проведение работодателем специальной оценки условий труда грубо нарушает трудовые права работников, поскольку отсутствие оценки условий труда с учетом вредных факторов препятствует возможности прогнозировать риск приобретения работниками профессиональных заболеваний либо других нарушений здоровья, получать предусмотренные законом трудовые и социальные гарантии и компенсации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Все вышеприведенные положения Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязывают работодателя провести ряд мероприятий в рамках подготовки и проведения специальной оценки условий труда.
Таким образом, в результате незаконного бездействия главы КФХ Арнаут А.С. создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией РФ права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Поскольку ответчиком главой КФХ Арнаут А.С. договор на проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда не заключён и специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 300 ░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░