дело № 2-1683/2019
24RS0013-01-2019-000275-70
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Шевченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трофимчук Галины Александровны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Элитовская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Трофимчук Г.А. обратилась с иском к МБОУ Элитовская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивировала тем, что принята в МБОУ Элитовская СОШ рабочей по КОЗ на основное место работы на 1 ставку по трудовому договору от 29.08.2014 приказом № 03-01-12 от 10.10.2012. Указанным трудовым договором от 29.08.2014 ей установлен оклад 2552 рубля, кроме того на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ. Размер заработной платы в спорный период с 01.01.2018 по 31.08.2018 с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежат начислению северная надбавка 30% и районный коэффициент 30%. В соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений. Просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 46527 рублей за период с 1.01.2018 по 31.08.2018.
Впоследствии к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» (л.д. 2).
В судебном заседании истец Трофимчук Г.А. исковые требования поддержала. Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом (л.д. 28-30). С согласия истца дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Судом установлено, что истец принята в МБОУ Элитовская СОШ рабочей по КОЗ на основное место работы на 1 ставку по трудовому договору от 29.08.2014 приказом № 03-01-12 от 10.10.2012. Указанным трудовым договором от 29.08.2014 ей установлен оклад 2552 рубля, на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ (л.д. 5-8).
Как следует из представленных в материалы дела истцом справки о доходах за 2018г. (л.д. 9), карточки-справки за 2018г. (л.д. 10-12), в январе – мае, августе 2018 года истцом отработана норма рабочего времени, в июне 2018г. находилась в отпуске, в июле 2018г. отработано 20 дн.
Истец суду пояснила, что в спорный период ею отработана норма рабочего времени, в июне 2018г. находилась в отпуске, в июле 2018г. отработано 20 дн.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1.01.2018 установлен МРОТ в сумме 9489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 7.03.2018 N 41-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1.05.2018 года установлен МРОТ в сумме 1163 рубля в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени.
Таким образом, с 01.01.2018 истец должен был получать размер заработной платы за полностью отработанный месяц не менее 15182 рублей 40 копеек, с 01.05.2018 - не менее 17860 рублей 80 копеек.
Поскольку в январе-мае, августе 2018 года истцом отработана норма рабочего времени, в июне 2018г. находилась в отпуске, в июле 2018г. отработано 20 дн, ответчиком обратного суду не представлено, согласно сведениям налогового органа об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, суд полагает, что размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства по 1 ставке, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, подлежит взысканию заработная плата за работу в размере 35213 рублей 36 копеек из расчета: за январь-апрель 2018 года 16665 рублей 60 копеек (4х(15182 рублей 40 копеек -11016 рублей)) + май 2018 года 6697 рублей 80 копеек (17860 рублей 80 копеек -11163 рубля) + июль 2018 года 5152 рубля 16 копеек ((17860 рублей 80 копеек:26 (рабочих дней)х20 (отработанных дней)) – 8586 рублей 92 копейки (начисленных) + август 2018 года 6697 рублей 80 копеек (17860 рублей 80 копеек -11163 рубля).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину 1256 рублей 40 копеек ((35213 рублей 36 копеек -20000 рублей)х3%+800 рублей)).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Трофимчук Галины Александровны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Элитовская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Элитовская средняя общеобразовательная школа в пользу Трофимчук Галины Александровны задолженность по заработной плате в размере 35213 рублей 36 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Элитовская средняя общеобразовательная школа в доход местного бюджета государственную пошлину 1256 рублей 40 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Демидова В.В.