Дело № 2-561/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2013 года г.Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Орлова А.Г.,
при секретаре Магомадове Х.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куль Ирины Владимировны к ГУ ГУ ПФР № 1 по г.Москве и Московской области об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, -
УСТАНОВИЛ:
Куль И.В. обратилась в суд с иском к ГУ ГУ ПФР № 1 по г.Москве и Московской области об оспаривании отказа в назначении трудовой пенсии по старости.
Просит с учетом уточнений:
- включить в педагогический стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости период ее работы с 10 сентября 1987 года по 31 декабря 1997 года, с 17 июля по 25 августа 1998 года и с 01 января 2000 года по 08 февраля 2001 года в должности воспитателя в <данные изъяты>
с 11 марта по 02 сентября 2002 года в должности учителя начальных классов в Учебно- воспитательном комплексе с углубленным изучением математики, физики, английского языка №,
с 03 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года в должности учителя начальных классов <данные изъяты>
с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года в должности педагога-организатора <данные изъяты>
- об обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно.
Иск обоснован тем, что она на протяжении более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в т.ч. в спорные периоды.
16 июля 2012 года обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, но получила отказ, поскольку ответчиком не зачтены в качестве педагогического стажа и не учтены в стаж указанные периоды ее работы.
Ответчик Государственное учреждение - Главное управление ПФР № 1 по г.Москве и Московской области иск признал в части. В отзыве указано, что на момент принятия решения по заявлению Куль И.В. о назначении трудовой деятельности указанные истицей периоды не были учтены, в связи с отсутствием необходимых документов для подтверждения стажа. Часть документов из учреждений образования поступило, в связи с чем ответчик признает наличие у истицы педагогического стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии досрочно 20 лет 3 месяца 7 дней, в т.ч. в связи с признанием периодов с 10 сентября 1987 года по 31 декабря 1997 года, с 17 июля по 25 августа 1998 года и с 01 января 2000 года по 08 февраля 2001 года в должности воспитателя в <данные изъяты>. Остальные спорные периоды учету не подлежат, поскольку либо занимаемые истицей должности либо организации, в которых она работала, не соответствуют списку профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии досрочно.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2012 года Куль И.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии как педагогическому работнику.
Решением комиссии ответчика по рассмотрению проблемных вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17 октября 2012 года в назначении трудовой пенсии по старости отказано.
Из содержания протокола заседания комиссии и представленных документов следует, что ответчиком не включены в специальный стаж работы истицы 8 лет 8 месяцев 28 дней.
К зачету не приняты оспариваемые периоды работы истицы:
- с 10 сентября 1987 года по 31 декабря 1997 года, с 17 июля по 25 августа 1998 года и с 01 января 2000 года по 08 февраля 2001 года в должности воспитателя в <данные изъяты>
- с 11 марта по 02 сентября 2002 года в должности учителя начальных классов в Учебно-воспитательном комплексе с углубленным изучением математики, физики, английского языка №
- с 03 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года в должности учителя начальных классов <данные изъяты>
- с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года в должности педагога-организатора <данные изъяты>
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее возраста, установленного статьей 7 закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П, положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, положение, согласно которому в стаж в педагогической деятельности включается лишь осуществлявшаяся в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признаны противоречащими Конституции РФ. Названным постановлением определено, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), которые включались в стаж ранее действовавшим законодательством, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В указанном Списке, действующем в настоящее время содержится наименование учреждения ясли-сад и должность воспитатель. Соответственно, с учетом представленных истицей документов и отзыва ответчика, признавшего необоснованность исключения периода работы истицы в <данные изъяты> периоды работы истицы в этом учреждении подлежат зачету в педагогический стаж для назначения трудовой пенсии.
Из трудовой книжки истца усматривается, что 11 марта 2002 года Куль принята на работу на должность учителя начальных классов в Учебно-воспитательный комплекс с углубленным изучением математики, физики, английского языка <данные изъяты>. Образовательное учреждение реорганизовано в <данные изъяты> (общеобразовательную школу) и <данные изъяты> 02 сентября 2002 года Куль уволена с занимаемой должности в порядке перевода в <данные изъяты> на ту же должность учителя начальных классов.
Согласно справок от имени директора <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа № открыта 14 апреля 1970 года. С 01 сентября 1993 года на базе школы образован УВК…№ 1691 и с 02 сентября 2002 года переименован в <данные изъяты>
Изложенные в справках сведения подтверждаются приказом Московского департамента образования ВАО г.Москвы от 07 июля 1993 года № 132/01, постановлением Правительства Москвы от 13 августа 2002 года № 848-ПП и изданным на его основании приказом комитета образования Правительства Москвы от 16 августа 2002 года № 655. В этих правовых актах указано, что УВК N 1691 является государственным образовательным учреждением. УВК образован на базе общеобразовательной школы и детского сада. В результате разделения УВК, образована <данные изъяты> утвержден устав учреждения.
Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию учитель начальных классов предусматривает преподавание в начальных классах.
Ответчиком не оспаривается работа истицы в <данные изъяты> в качестве учителя начальных классов по программе начального образования школы, т.е. что Куль в спорный период фактически работала учителем в школе, наименование учреждения "школа" предусмотрено Списком.
Отказ в зачете периода работы истицы в <данные изъяты> ответчиком обоснован тем, что государственная регистрация учреждения как юридического лица произведена в ЕГРЮЛ только в 2004 года.
Однако, <данные изъяты> образована в результате разделения ранее существовавшего учреждения образования как юридического лица и в соответствии со ст.ст. 51, 57-58 ГК РФ до государственной регистрации разделения юридического лица, правоспособность выделяющихся лиц сохраняется в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в учредительных документах УВК.
Списки не содержат ограничений наименования учреждений для детей, в частности, что "Учебно-воспитательный комплекс….» не относятся к таковым.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии и Правила исчисления периодов работы. Из указанного Списка и Правил следует, что в педагогический стаж работы включается время работы в учреждениях для детей всех типов независимо от их наименований.
Соответственно, работа истицы, с 11 марта по 02 сентября 2002 года в должности учителя начальных классов в Учебно- воспитательном комплексе с углубленным изучением математики, физики, английского языка №, с 03 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года в должности учителя начальных классов <данные изъяты> также подлежат включению в педагогический стаж, необходимый для назначении трудовой пенсии.
Согласно записям в трудовой книжки с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года истица работала в должности педагога-организатора <данные изъяты>
Согласно представленной истицей должностной инструкции работа «педагогом-организатором» в общеобразовательной школе не тождественна должностям «социальный педагог», «педагог-психолог», «педагог», «педагог-воспитатель», указанным в Списке.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. N 367 эти должности выделяет в отдельные наименования.
В вышеуказанном Списке отсутствует должность "педагога-организатора", поскольку не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществляется на должностях, предусмотренных Списком.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной им в определении от 15.07.2010 г. N 1012-О-О и ранее в определении от 20.11.2008 г. N 869-О-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, периоды работы истицы в должности педагога-организатора включению в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не подлежит.
На момент обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, ее педагогический стаж, подлежащий зачету для назначения пенсии, составил (20 лет 3 месяца 7 дней)+( 5 месяцев 21 день)+(11 месяцев 28 дней)= 21 год 8 месяцев 26 дней. То есть отказ пенсионного органа в назначении истице трудовой пенсии ее права не нарушает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Иск Куль Ирины Владимировны, удовлетворить в части и включить в педагогический стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости период ее работы с 10 сентября 1987 года по 31 декабря 1997 года, с 17 июля по 25 августа 1998 года и с 01 января 2000 года по 08 февраля 2001 года в должности воспитателя в <данные изъяты> с 11 марта по 02 сентября 2002 года в должности учителя начальных классов в Учебно- воспитательном комплексе с углубленным изучением математики, физики, английского языка № с 03 сентября 2002 года по 31 августа 2003 года в должности учителя начальных классов <данные изъяты>
В остальной части иск Куль И.В. к ГУ ГУ ПФР № 1 по г.Москве и Московской области о включении в педагогический стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости период ее работы с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года в должности педагога-организатора <данные изъяты>, об обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в течении месяца с момента его составления в окончательной форме 24 марта 2013 года.
Судья А.Г. Орлов