Судья Козина Ю.Н. Дело № 33а-3182/2020
(УИД 37RS0022-01-2020-001186-43)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2020 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Луковкиной Е.О., Запятовой Н.А.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Луковкиной Е.О. административное дело по апелляционной жалобе Кожемякина Андрея Сергеевича на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 08 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кожемякина Андрея Сергеевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ивановский», начальнику Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области Жигайло Владимиру Николаевичу, начальнику Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ивановский» Фокину Антону Александровичу о признании незаконными заключения, решения и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Кожемякин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ивановский» (далее - МО МВД России «Ивановский») об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина по месту проживания, а также решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее - УМВД России по Ивановской области) об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ, вынесенных в отношении административного истца, являющегося гражданином Украины, восстановить нарушенные права административного истца путем возложения обязанности внести сведения о постановке Кожемякина А.С. по месту пребывания в электронные базы данных, соответствующие учеты, а также обязать рассмотреть заявление о приеме в гражданство РФ по существу.
Требования мотивированы тем, что, являясь гражданином Украины, административный истец обратился в УМВД России по Ивановской области с заявлением о приеме в гражданство РФ. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено сообщение об отклонении поданного заявления, в ознакомлении с самим решением миграционного органа заявителю было отказано. В этот же день административному истцу выдана копия заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания.
Решение миграционного органа административный истец считает незаконным и необоснованным, полагая, что оно вынесено с нарушением прав и свобод административного истца, на основании необоснованного заключения МО МВД России «Ивановский» об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина по месту пребывания в заявленном адресе.
Протокольным определением Фрунзенского районного суда г. Иваново к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник УМВД России по Ивановской области Жигайло В.Н. и начальник МО МВД России «Ивановский» Фокин А.А.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 08 июля 2020года в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, административный истец
Кожемякин А.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение по настоящему делу, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание судебной коллегии не явились: административный истец Кожемякин А.С. и его представитель Пименова А.Ю., представители административных ответчиков – УМВД России по Ивановской области, МО МВД России «Ивановский», административные ответчики - начальник УМВД России по Ивановской области
Жигайло В.Н., начальник МО МВД России «Ивановский» Фокин А.А., заинтересованное лицо Ревенко Г.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. Представителями УМВД России по Ивановской области, МО МВД России «Ивановский» в суд направлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В этой связи судебная коллегия в соответствии с требованиями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В силу положений части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Кожемякин (до перемены фамилии - Гельмандинов) А.С. является гражданином Украины, зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
В 2016 году въехал в Российскую Федерацию, впоследствии неоднократно выезжал с территории Российской Федерации. В 2019 года повторно въехал на территорию Российской Федерации, был поставлен на миграционный учет по адресу: <адрес>.
Решением УМВД России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ
Кожемякину А.С. выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Кожемякин А.С. обратился в ОВМ МО МВД России «Ивановский» с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, одновременно заявив ходатайство о предоставлении российского гражданства своему сыну ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданину Украины, матерью которого является гражданка Украины. Адресом места жительства в заявлении указан: <адрес>.
В заявлении о приеме в гражданство Кожемякин А.С. подтвердил подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных, поставив личную подпись, и предупрежден, что решение о приеме в гражданство, принятое на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене.
Решением УМВД России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление о приеме Кожемякина А.С. в гражданство РФ отклонено в соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». О принятом решении заявителю направлено сообщение.
При вынесении указанного решения административный ответчик исходил из того, что Кожемякин А.С. при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации сообщил заведомо ложные сведения о своем проживании по адресу: <адрес>.
Согласно заключению МО МВД России «Ивановский» от ДД.ММ.ГГГГ, принятому по результатам проверки соблюдения установленных правил проживания и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, установлен факт фиктивной постановки Кожемякина А.С. на регистрационный учет по месту пребывания: <адрес>, регистрация
Кожемякина А.С. по указанному адресу признана фиктивной, в связи с чем заявитель подлежит снятию с регистрационного учета по месту пребывания по указанному адресу в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Указанное заключение послужило основанием для отклонения заявления
Кожемякина А.С. о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в связи с сообщением им при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации заведомо ложных сведений, о чем уполномоченным органом принято оспариваемое решение.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проверив обстоятельства проведения уполномоченным органом проверки на предмет установления факта фиктивной регистрации Кожемякина А.С. по месту жительства в соответствии с Порядком установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, утвержденным приказом ФМС России от 9 декабря 2014 года № 649, руководствуясь положениями Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, установив, что сведения, изложенные в оспариваемом заключении, нашли свое подтверждение, а также установив факт указания Кожемякиным А.С. в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации заведомо ложных сведений о месте своего постоянного проживания на территории Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административных ответчиков правовых оснований для принятия оспариваемых решений, которые были вынесены административными ответчиками в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, полагая об отсутствии оснований для принятия оспариваемых заключения и решения, поскольку надлежащих доказательств факта его фиктивной регистрации по месту жительства не имеется.
Вместе с тем указанные доводы не содержат оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1), а гражданин Российской Федерации не может быть лишен российского гражданства или права изменить его (часть 3).
Правила, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации и определяющие основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Одним из оснований приобретения гражданства Российской Федерации согласно статье 11 указанного Федерального закона является прием в гражданство Российской Федерации.
Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами (статья 35 Федерального закона № 62-ФЗ).
Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (далее – Положение), заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания заявителя, по установленной форме. Формой заявления о приеме в гражданство предусмотрено, что заявитель обязан указать сведения о проживании на территории Российской Федерации (постоянное или временное), подтвержденное видом на жительство, разрешением на временное проживание или иным документом с отметкой о регистрации по месту жительства.
Исходя из положений статей 16, 30 и 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», пунктов 29 и 37 Положения рассмотрение заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется компетентными государственными органами, которые перед принятием решений обязаны провести проверку фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов, в том числе в случае необходимости запрашивая дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях. По результатам рассмотрения по каждому заявлению принимается отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, объективность которого во многом зависит от достоверности представленных документов и содержащейся в них информации. Использование при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о чем в обязательном порядке подлежит предупреждению каждое претендующее на российское гражданство лицо (пункт «д» части 1 статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ).
Таким образом, предоставление иностранным гражданином о себе заведомо ложных сведений влечет за собой наступление негативных последствий, в частности таких, как отклонение заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм следует, что заявитель при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации обязан сообщить о себе исчерпывающие сведения, соответствующие действительности.
Частями 1, 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрено, что временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания или по месту жительства. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания
Пунктом 3 части 1 статьи 2 упомянутого Федерального закона установлено, что местом жительства иностранного гражданина является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Такое регулирование обусловлено, в том числе целями формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан (пункты 3, 7 части 1 статьи 4 Федерального закона № 109-ФЗ).
Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 19 Федерального закона № 109-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства – регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
В соответствии с действующим на момент вынесения оспариваемого заключения Порядком установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лицом без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, утвержденным приказом ФМС России от 9 декабря 2014 года №649 (далее – Порядок) определена последовательность действий территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.
Факт фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, признается установленным в случаях, если имеется подтверждение, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении (подпункт 2.2 пункта 2 Порядка).
Подпунктом 3.4 пункта 3 Порядка определено, что основанием для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства является получение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, других правоохранительных органов соответствующей информации о нарушении иностранными гражданами законодательства Российской Федерации о миграционном учете.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением заместителя начальника УМВД России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № территориальными органами МВД России на районном уровне, подчиненными УМВД России по Ивановской области, организованы мероприятия по ликвидации «резиновых адресов» массовой постановки иностранных граждан и лиц без гражданства на учет, в частности по адресу: <адрес>, в том числе по постановке на регистрационный учет по указанному адресу Кожемякина А.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенной проверки МО МВД России «Ивановский» установлено, что жилое помещение по упомянутому адресу принадлежит ФИО21; сотрудниками МО МВД России «Ивановский» в соответствии с Порядком осуществлялись неоднократные выходы по указанному адресу, оформленные рапортами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировавшими отсутствие Кожемякина А.С. в жилом помещении по указанному адресу. Как отмечено в рапортах, на момент выезда дверь была закрыта, свет в окнах отсутствовал. На основании полученных сведений начальником ОВМ МО МВД России «Ивановский» Фоминых Н.В. составлены рапорты об обнаружении признаков преступления.
В ДД.ММ.ГГГГ взяты объяснения с ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, иных лиц, согласно которым иностранных граждан по указанному адресу они не видели, в доме длительное время никто не проживает. ДД.ММ.ГГГГ от дачи объяснений ФИО21, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ, отказался. Получить объяснения от Кожемякина А.С. не представилось возможным, ввиду его не проживания по адресу постановки на миграционный учет.
Из протокола осмотра указанного жилого помещения и фототаблиц к нему от ДД.ММ.ГГГГ следует, что домовладение № представляет собой одноэтажный жилой дом, который разделен на две квартиры, по левой стороне дома расположена квартира №№, по правой – №, территория огорожена деревянным забором, имеется калитка, которая в ходе осмотра была закрыта на навесной замок, территория участка покрыта снегом, каких-либо следов возле калитки и на территории участка, прилегающей к квартире №№, не обнаружено.
По результатам указанных мероприятий установлено, что в жилом помещении длительное время никто не проживает, квартира закрыта, в ней отсутствует газоснабжение, доступ сотрудникам газовой службы в указанное помещение для проведения проверки отключения предоставлен не был, в частности ДД.ММ.ГГГГ, по причине отсутствия абонента, кроме того, количество потребленной электроэнергии в совокупности за два года с очевидностью свидетельствует о не проживании в жилом помещении, что подтверждается сведениями, представленными ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» от ДД.ММ.ГГГГ и ООО «ЭСК Гарант» от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в материалах проверки имеются объяснения ФИО16 по обстоятельствам обращения к ней ФИО21 с просьбой осуществить фиктивную регистрацию иностранных граждан по адресу принадлежащего ей жилого помещения, на что она дала свое согласие за денежное вознаграждение.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что объем проведенных в ходе проверки мероприятий и их результат были достаточными для вывода о доказанности факта фиктивной регистрации иностранного гражданина Кожемякина А.С. по адресу: <адрес>, и вынесения соответствующего заключения о снятии его с регистрации по указанному адресу. В этой связи, учитывая упомянутые положения закона, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения миграционного органа, поскольку обязанность надлежащего заполнения бланка заявления и сообщения в нем достоверных сведений возложена на заявителя, вместе с тем при подаче заявления Кожемякин А.С. своей подписью подтвердил подлинность представленных документов и достоверность изложенных в нем сведений, однако указанные им в заявлении сведения о месте жительства не соответствовали действительности, что явилось законным основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Нарушений оспариваемым решением его прав и свобод не установлено.
Доводы жалобы, указывающие на формальный подход суда первой инстанции к рассмотрению настоящего дела без оценки законности применения указанных в решении норм законодательства, без должного правового анализа позиции административных ответчиков, материалов дела, являются субъективным мнением автора жалобы и не влекут оснований для признания незаконным решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности уполномоченным органом факта отсутствия у Кожемякина А.С. намерения проживать в жилом помещении по адресу регистрации приводились в суде первой инстанции и тщательно проверены им с приведением в обжалуемом решении анализа и мотивов их отклонения. Доводов, опровергающих выводы суда, жалоба не содержит и в целом направлена на переоценку выводов суда без достаточных к тому оснований.
При этом утверждения подателя жалобы о наличии в материалах дела договора пользования жилым помещением, заключенным между ФИО21 и Кожемякиным А.С., что является достаточным доказательством намерения Кожемякина А.С. проживать по указанному адресу, а ФИО21 – предоставить ему данное помещение, не могут служить основанием для признания незаконным решения суда, поскольку факт фиктивной регистрации заявителя по указанному адресу был установлен на основании иных имеющихся в деле доказательств, которые согласуются между собой, оснований не доверять которым не имеется.
В целом доводы жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, но не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, все они приводились в суде первой инстанции, проверялись им и надлежащим образом оценены.
Нормы материального и процессуального права судом применены верно. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 8 июля 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожемякина Андрея Сергеевича – без удовлетворения.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Луковкина Е.О.
Запятова Н.А.