Дело № 2а-258/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2022 года г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Юркиной С.Н.,
при секретаре Коротковой И.А.,
с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП Зульфигаровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «АФК» к судебному приставу-исполнителю Коркинского ГОСП Зульфигаровой Е.А., старшему судебному приставу Коркинского ГОСП Хрущеву А.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании бездействия незаконным, обязании отмены постановления об окончании исполнительного производства, совершения действий по исполнению исполнительного документа, применения принудительных мер по исполнению,
УСТАНОВИЛ:
ООО «АФК» обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Коркинского ГОСП Зульфигаровой Е.А., старшему судебному приставу Коркинского ГОСП Хрущеву А.Н., УФССП по Челябинской области о признании бездействия незаконным, обязании отмены постановления об окончании исполнительного производства, совершения действий по исполнению исполнительного документа, применения принудительных мер по исполнению.
В обоснование заявленного требования указал на следующие обстоятельства. 24.11.2021г. судебным приставом-исполнителем Коркинского ГОСП Зульфигаровой Е.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству НОМЕР-ИП от 21.10.2020г., возбужденному на основании исполнительного документа НОМЕР от 01.03.2016г., выданного мировым судьёй судебного участка № 1 г. Коркино о взыскании задолженности в размере 18223,94 руб. с Радке Т.Н. в пользу ООО «АФК». Копия постановления с исполнительным документом поступили в ООО «АФК» 17.01.2022г.. Поскольку решение суда не исполнено, считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода. В случае допущения нарушений, начальник Коркинского ГОСП должен по собственной инициативе отменить вынесенное ранее постановление об окончании исполнительного производства в целях совершения исполнительных действий и применения в том числе повторных мер принудительного исполнения. ООО «АФК» направил в Коркинский ГОСП заявление с просьбой направления в контролирующие и регистрирующие органы соответствующих запросов и предоставления в ООО «АФК» сведений о дате направления каждого такого запроса и предоставленного на него ответа. Однако сведения об осуществлении мероприятий по указанному заявлению в адрес ООО «АФК» не поступили. Указанное бездействие административных ответчиков, выразившееся в не совершении всех необходимых исполнительных действий и применения всех необходимых мер принудительного исполнения, направленных на полное, правильное, своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок приводит к длительному нарушению законных прав, свобод и интересов взыскателя и необоснованному затягиванию реального исполнения исполнительного документа, что лишает взыскателя возможности получить своевременное, реальное исполнение вступившего в законную силу судебного акта. Просит: признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП Зульфигаровой Е.А., выразившееся в не принятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству НОМЕР-ИП, предусмотренных ст. 68 ФЗ НОМЕР «Об исполнительном производстве»; обязать начальника Коркинского ГОСП отменить постановление об окончании исполнительного производства НОМЕР-ИП для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе НОМЕР от 01.03.2016г.; обязать судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП Зульфигарову Е.А. совершить все необходимые исполнительные действия и применить все необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный срок, а именно осуществить полный комплекс мер, направленный на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе НОМЕР от 01.03.2016г. (л.д.2-5).
В судебное заседание представитель административного истца ООО АФК не явился, судом извещён надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в представленном иске просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 5,165).
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Коркинского ГОСП Зульфигарова Е.А. в судебном заседании требования по административному иску не признала, просит отказать в удовлетворении иска, поддержала отзывы на иск, представленные суду (л.д.34-38, 97-102).
Административные ответчики УФССП России по Челябинской области, старший судебный пристав Коркинского ГОСП Хрущев А.Н. в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, возражений на административный иск в суд не представили (л.д.160,161).
Заинтересованные лица ПАО Совкомбанк, Радке Т.Н., ОМВД по Красноармейскому району Челябинской области в судебное заседание не явились, судом они извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, возражений на административный иск в суд не представили (л.д.162,166,167). ОМВД по Красноармейскому району Челябинской области в своём заявлении просит дело в рассмотреть в отсутствие его представителя (л.д.168).
Поэтому суд считает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав объяснения административного ответчика судебного пристава-исполнителя Коркинского ГОСП Зульфигаровой Е.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований административного истца по следующим основаниям.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 4Федерального закона от 2.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Мерами принудительного исполнения, как это определено в части 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу; мерами принудительного исполнения являются среди прочего обращение взыскания на имущество должника.
В силу статьи 218 КАС РФ, статьи 122 Закона об исполнительном производстве действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчинённости и оспорены в суде.
Действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве", принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьёй 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Частью 1 ст. 12, статьёй 13 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при, рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённых государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в процессе выполнения требований исполнительных документов судебный пристав вправе совершать исполнительные действия, к которым относятся: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника, принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; производить взыскание исполнительского сбора, а также налагать штраф на должника и других лиц в случаях, которые установлены федеральным законом; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
При рассмотрении дела судом установлено: 21.10.2020 года на исполнение в Коркинский городской отдел судебных приставов поступил исполнительный документ: судебный приказ НОМЕР от 19.04.2016 г., выданный мировым судьёй судебного участка № 1 г. Коркино о взыскании с Радке Т.Н. в пользу ООО АФК задолженности в размере 18223,94 руб.. 21.10.2020г. судебным приставом-исполнителем Коркинского ГОСП (далее пристав) возбуждено исполнительное производство НОМЕР-ИП. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства были направлены сторонам посредством почтовой корреспонденции.
С целью выявления имущества, принадлежащего ответчику, приставом в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества, электронно направлены запросы.
Согласно ответов с Банка «КУБ» (АО), Банк «Снежинский» АО, ПАО «Челиндбанк», ОАО КБ «Агропромкредит», ОАО «СМП Банк», ОАО «Уралсиб», ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО Банк Зенит, ПАО КБ «Восточный», ПАО Росбанк, Центральный ПАО ФК «Открытие» установлено, что на имя Радке Т.Н. открытых счетов не имеется.
Согласно ответу ПАО «МТС-Банк», ПАО Сбербанк, АО «Альфа-Банк» установлено, что на имя Радке Т.Н. открыты лицевые счета. 21.10.2020г., 22.10.2020г. приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника Радке Т.Н., находящиеся в указанных банках и направлены посредством электронного документооборота на исполнение. На депозитный счёт Коркинского ГОСП в результате исполнения указанных постановлений 22.10.2020г. со счёта Радке Т.Н. было списано и перечислено взыскателю 3,39 руб., других денежных средств со счетов должника, находящихся в кредитных организациях не поступало.
Из ответа ФОМС по Челябинской области установлено, что Радке Т.Н. имеет полис в качестве неработающего.
Согласно ответу Федеральной налоговой службы России установлено, что Радке Т.Н. не является индивидуальным предпринимателем.
Из ответа Пенсионного фонда установлено, что Радке Т.Н. официально трудоустроена в УФПС Коркинский почтамт. 23.10.2020г. приставом вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено по месту работы должника. В результате исполнения указанного постановления в период с 10.11.2020г. по 30.12.2020г. на депозитный счёт Коркинского ГОСП поступили денежные средства в размере 1462,52 руб., которые перечислены взыскателю.
Из сведений ГИБДД г. Коркино следует, что автотранспортных средств на имя Радке Т.Н. не зарегистрировано.
Согласно ответу из Росреестра у должника Радке Т.Н. отсутствует недвижимое имущество.
Согласно ответу от оператора сотовой связи МТС, номер за Радке Т.Н. не зарегистрирован.
Согласно ответу от оператора сотовой связи Мегафон, номер за Радке Т.Н. не зарегистрирован.
Согласно ответу УФМС по Челябинской области было установлено, что должник Радке Т.Н. зарегистрирован по адресу: АДРЕС
14.07.2021г. приставом в рамках исполнительного производства НОМЕР-ИП обновлены запросы в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества, ГУ УПФР, а также в банки и иные кредитные организации, государственный комитет по делам ЗАГС, для установления имущественного положения должника.
Согласно сведениям об актах гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, имеется запись акта регистрации расторжения брака НОМЕР от 20.11.2018г. Радке Т.Н. и Р.Д.О., дата расторжения брака 19.05.2015г..
Согласно телефонограмме от 19.07.2021г., Радке Т.Н. в УФПС Коркинский Почтамт не работает, ранее работала в период с 09.09.2020г. по 02.12.2020г..
24.11.2021г. приставом совершён выход по месту регистрации должника по адресу: АДРЕС В ходе совершения исполнительных действий установлено, что по указанному адресу Радке Т.Н. не проживает, имущества не имеет.
24.11.2021г. приставом вынесено постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю.
23.02.2022г. начальником отделения - старшим судебным приставом Коркинского ГОСП Хрущевым А.Н. вынесено постановление об отмене постановления об окончании (прекращения ИП), исполнительному производству присвоен новый порядковый номер НОМЕР-ИП, в связи с необходимостью повторного совершения исполнительных действий.
Приставом, в рамках возобновлённого исполнительного производства, направлены запросы в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества, ГУ УПФР, ГИБДД, а также в банки и иные кредитные организации, Гостехнадзор, АО «Реестр», ЦЗН г. Коркино для установления имущественного положения должника; в ОМВД по Коркинскому району для получения сведений о зарегистрированном оружии; в ГИМС МЧС России для получения информации о наличии маломерных судов, зарегистрированных за должником. Радке Т.Н. направлено извещение о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю для решения вопроса об оплате задолженности.
Согласно ответу с ПАО Сбербанк, АО Альфа-Банк установлено, что на имя Радке Т.Н. открыты лицевые счета. 25.02.2022г. приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в указанных банках и направлены посредством электронного документооборота на исполнение.
23.02.2022г. в рамках исполнительного производства вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы РФ.
Согласно ответу ОКУ Центр занятости населения г. Коркино, Радке Т.Н. по вопросу трудоустройства обращалась: с 21.02.2019г. была признана безработной с выплатой пособия, снята с учёта с 26.08.2019г. в связи с отказом от посредничества ЦЗН; с 17.04.2020г. зарегистрирована в качестве ищущей работу без выплаты пособия по безработице, с 26.04.2020г. признана безработной с выплатой пособия, снята с учёта с 07.09.2020г. в связи с трудоустройством; с 11.11.2021г. зарегистрирована в качестве ищущей работу, снята с учёта с 12.12.2021г. в связи с длительной неявкой в ЦЗН.
17.03.2022 года согласно акту совершения исполнительных действий, был осуществлён выход по адресу: АДРЕС В результате было установлено, что по указанному адресу должника Радке Т.Н. не оказалось.
18.03.2022 года согласно акту совершения исполнительных действий, был осуществлён выход по адресу: АДРЕС В результате было установлено, что по указанному адресу должника Радке Т.Н. не оказалось.
В период исполнительного производства приставом все необходимые действия были предприняты для исполнения судебного акта, но по независящим от него причинам, исполнить судебный акт в принудительном порядке, не представилось возможным. Исполнительное производство возобновлено и находится на исполнении у пристава, который предпринимает действия для исполнения судебного приказа о взыскании задолженности с должника.
Вместе с тем, в судебном заседании в подробном виде судом допрашивался пристав по вопросам, поставленным административным истцом в административном иске о сроках направления запросов и получении на них ответов. В связи с чем, было установлено, что необходимые запросы для установления доходов и имущества должника приставом были направлены и получены на них ответы в срок, установленный законодательством «Об исполнительном производстве». Остаток задолженности по исполнительному производству составляет 15888,34 руб..
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных ООО АФК требований надлежит отказать. Суд исходит из того, что судебным приставом-исполнителем Зульфигаровой Е.А. совершены все возможные исполнительные действия, а именно: предприняты действия для установления места нахождения должника, наличия принадлежащего должнику имущества, дохода, что не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца. В связи с чем, позволяет суду сделать вывод об отсутствии факта бездействия должностного лица в ходе исполнительного производства.
Свою обязанность по доказыванию в обоснование заявленных возражений на административный иск пристав исполнил. При этом, судом установлено, что судебным приставом-исполнителем не были нарушены права взыскателя при исполнении судебного акта в рамках исполнительного производства. Более того, оспариваемые бездействия приставом исполнены, поэтому у суда отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности по направлению запросов, проверке имущества по месту жительства должника, применении иных принудительных мер, отмене постановления об окончании исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, иск ООО «АФК» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «АФК» к судебному приставу-исполнителю Коркинского ГОСП Зульфигаровой Е.А., старшему судебному приставу Коркинского ГОСП Хрущеву А.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании бездействия незаконным по исполнительному производству НОМЕР-ИП от 21.10.2020, обязании отмены постановления об окончании исполнительного производства от 24.11.2021, совершения действий по исполнению исполнительного документа, применения принудительных мер по исполнению, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Юркина
Мотивированное решение вынесено 25.03.2022 года.