33-744/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ09 марта 2023 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Харитоновой В.А.,
судей Зоровой Е.Е., Кулакова А.В.,
при секретаре судебного заседания Волкове И.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Харитоновой В.А.
дело по апелляционной жалобе администрации Конаковского района Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию Конаковского района в пределах своей компетенции в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский для оборудования 44 оконных блока замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
Обязать МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский оборудовать 44 оконных блока здания детского сада замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств».
Судебная коллегия
установила:
В суд обратился Конаковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский, Администрации Конаковского района Тверской области о возложении обязанности оборудования замками безопасности оконных блоков здания детского сада.
В обоснование заявленных требований прокурор указал о том, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский, в ходе которой установлено следующее.
Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответст-венность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 года № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия». В соответствии с пунктом 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Вместе с тем, проведенная прокуратурой района проверка показала, что учреждением приведенные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом. Так, в нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» на оконных блоках в здании МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок. Данный пункт стандарта введен в действие с 01 сентября 2016 года, однако требования настоящего пункта учреждением не исполнены.
Согласно информации, предоставленной МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский, в учреждении на 44 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение указанных требований создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просил суд: обязать администрацию Конаковского района Тверской области в пределах компетенции в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад № 2 п. Новозави-довский для оборудования 44 оконных блока замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; обязать МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский оборудовать оконные блоки здания детского сада замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года заявленные исковые требования Конаковского межрайонного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Конаковского района Тверской области просит решение суда изменить в части установления количества оконных блоков, подлежащих оборудованию замками безопасности, уменьшив их количество до 37 штук.
В обоснование доводов по апелляционной жалобе указано о том, что согласно сведениям, предоставленным заведующей МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский, в здании детского сада 37 окон расположены в основных помещениях, в которых находятся (могут находиться) дети. По мнению автора жалобы установка окон в иных помещениях не является обязательной.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры возражал относительно доводов апелляционной жалобы, указав, что во все помещения детского сада могут иметь доступ детей, что необходимо оборудовать 44 оконных блока замками безопасности для безопасности находящихся в дошкольном учреждении детей.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в октябре 2022 года Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях города Конаково и Конаковского района.
В ходе проверки, проведенной в МБДОУ детский сад № 2 п. Новозави-довский, установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие техни-ческие условия» на 44 оконных блоках в здании МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Как следует из иска прокурора, в здании МБДОУ детский сад № 2 в п. Новозавидовский на 44 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки. Указанные обстоятельства также подтверждаются Актом проверки здания МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский от 14 декабря 2022 года, составленным старшим помощником Конаковского межрайонного прокурора.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, установив, что в указанном дошкольном образовательном учреждении допускается эксплуатация оконных блоков, не оборудованных системами безопасности для предупреждения случайного выпадения обучающихся из окон, что в нарушение Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательном учреждении не созданы безопасные условия обучения, содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, с учетом положений Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» пришел к выводу, что такое ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей образовательным учреждением создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.
Разрешая вопрос о финансировании мероприятий по обустройству в детском саду замков безопасности на оконных блоках, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Конаковского района Тверской области в соответствии с Уставом МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский обладает соответствующим распорядительными полномочиями.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда с выводами суда первой инстанции по существу разрешенной спорной ситуации соглашается.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона
от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образова-тельной организации.
В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилакти-ческих мероприятий.
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандарти-зации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 мая 2000 года № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкрет-ные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Как установлено судом первой инстанции, в нарушение указанных выше требований действующего законодательства в МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что не обеспечивает необходимую безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
При этом факт необходимости установки на оконных блоках в количестве 37 штук ответчиками не оспаривается.
Подавая апелляционную жалобу, Администрация Конаковского района Тверской области выражает несогласие с необходимостью оборудования замками безопасности оконных блоков помещениях, в которых, по мнению апеллянта, дети не могут присутствовать.
Судебная коллегия полагает, что указанная позиция Администрации Конаковского района Тверской области не является основанием для изменения решения суда первой инстанции.
Обстоятельств и подтверждающих их доказательств, безусловно исключающих возможность присутствия детей, их случайного попадания в помещения детского сада, в которых судом предписано оборудовать окна замками безопасности, не предствлено.
При установленных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что выявленное при проведении прокурорской проверки нарушение предусмотренных законом условий, гарантирующих безопасное пребывание в учреждении учащихся, является нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения, является правильным.
Установив ситуацию, в которой не обеспечена должная безопасность в дошкольном образовательном учреждении суд первой инстанции приянл обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора в соответствии с объемом заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены или изменений решения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для иной оценки представленных доказательств и обстоятельств дела у судебной коллегии не имеется. Решение суда первой инстанции является обоснованным и законным и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи