Решение по делу № 2-581/2022 от 24.05.2022

Дело № 2-581/2022

48RS0015-01-2022-000630-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 года

г. Лебедянь Липецкой области

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Ростовой Н. В.,

при секретаре Кислякове Д. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Сурковой ФИО8, Суркова ФИО9 к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о возложении обязанности осуществить социальную выплату стоимости жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Суркова Е. В., Сурков Е. И. обратились в суд с иском к администрации Лебедянского муниципального района <адрес> о возложении обязанности осуществить социальную выплату в размере 35 % расчётной стоимости жилого дома, общей площадью 79,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ их поставили на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 04 февраля 2017 года их поставили нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей». Истцы включены в список очередников под № 2. В последующем ежегодно предоставляли пакет документов согласно условиям программы. 25 сентября 2018 года ими был приобретён по договору купли-продажи земельный участок и жилой дом, общей площадью 79,4 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, стоимостью 2 600 000 руб. Денежные средства на оплату по договору купли-продажи были взяты в кредит, согласно кредитному договору № 381408, заключённому с ПАО «Сбербанк России» в размере 2 210 000 руб. Считают, что условия программы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, ими выполнены в полном объёме, в связи с чем, им положена выплата в размере 35 % расчётной стоимости приобретённого жилого дома.

Истец Суркова Е. В., Сурков Е. И., их представитель по доверенности Душкин С. Е. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объёме.

Представитель истцов Душкин С. Е. дополнительно объяснил, что поскольку Суркова Е. В. и Сурков Е. И. стоят в очереди с 2017 года, им в администрации Лебедянского района Липецкой области пояснили, что они в ближайшее время получат социальную выплату. Однако, до настоящего времени они незначительно продвинулись в очереди, социальную выплату так и не получили. При подготовке иска истцам пришло письмо об исключении их из списков и соответствующей очереди. В ходе рассмотрения дела, как стало известно в судебном заседании, в очереди их семью восстановили. Вместе с тем, полагает, что в действиях администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области имеет место ненадлежащее исполнение своих обязанностей, поэтому выплата семье истцов до сих пор не произведена.

Представитель ответчика администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области Ельшаева О. Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

В обоснование своих возражений указала, что права истцов действиями администрации не нарушены, в настоящее время они восстановлены в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий семей в рамках программы «Оказание жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2022 году семья Сурковых значится в областном списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату за номером 1047, а в предстоящем году – за номером 755. Также, пояснив процедуру осуществления выплаты, объяснила, что список делится на два подсписка: льготный и общий список. Истцы состоят в общем списке, каких-либо исключительных обстоятельств в их положении не установлено.

Определением Лебедянского районного суда Липецкой области от 15 июня 2022 года к участию в деле привлечены администрация сельского поселения Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, а также администрация Липецкой области.

Представитель ответчика администрации Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации Липецкой области о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств не направил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

К вопросам местного значения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14, 19, 52, 57 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части – подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

С 01 января 2018 года действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243.

Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710.

Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства РФ указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее – Правила).

В п. 24 Правил предоставления социальных выплат установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы.

Согласно п. 27 Правил предоставления социальных выплат после утверждения Правительством РФ размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Судом установлено, что на основании заявления, направленного Сурковым Е. И. в адрес главы администрации сельского поселения Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, в ходе заседания жилищной комиссии 04 февраля 2017 года семья Сурковых признана нуждающимися в улучшении жилищных условий с 30 января 2017 года.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии № 2 от 04 февраля 2017 года, основанием включения истцов в список является федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утверждённая постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, а также закон Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья».

Указанный протокол утверждён постановлением администрации сельского поселения Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области № 2 от 04 февраля 2017 года.

В последующем, на основании заявления от 21 апреля 2011 года, семья истцов была также признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», соответствующих протокол заседания жилищной комиссии № 5 от 21 апреля 2011 года утверждён постановлением администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 2 апреля 2011 года № 491.

12 апреля 2022 года Суркова Е. В. обратилась в администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области с заявлением о осуществлении социальной выплаты в размере 35 % расчётной стоимости жилого дома, общей площадью 79,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Как указано в письме администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 18 апреля 2022 года № В103И132, направленного в адрес Сурковой Е. В., истцы исключены из сводного списка на очередной год в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей».

Вместе с тем, как следует из писем Управления строительства и архитектуры Липецкой области от 29 июня 2022 года № 2943И43-3228, семья Сурковых включена в областной список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 (за № 1047) и 2023 годы (за № 755).

Анализируя письмо администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 17 июня 2022 года и ходатайство администрации сельского поселения Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области от 17 июня 2022 года № 338, исключение семьи Сурковых из списка произошло ошибочно.

Из объяснений представителя администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области Ельшаевой О. Н. следует, что восстановление семьи Сурковых в списках произошло до начала формирования сводного списка по Липецкой области на очередной год, в связи с чем, на их права и очередность в общем списке не повлияло.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела права истцов по их включению в сводный список участников подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильём молодых семей» федеральной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не нарушены.

Разрешая исковые требования по существу, суд принимает во внимание разъяснения, данные Конституционным судом РФ в определениях от 29 марта 2016 года № 699-О, от 27 мая 2010 года № 738-О-О и от 15 января 2015 года № 3-О, от 23 апреля 2015 года N 997-О, согласно которым исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период неправомерного исключения ее семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

Анализируя в совокупности исследованные судом доказательства, применяя положения законодательства и принимая во внимания изложенные выводы Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Сурковой Е. В. и Суркова Е. И. о возложении обязанности осуществить социальную выплату в размере 35 % расчётной стоимости жилого дома в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильём молодых семей» необоснованны, не подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку фактически оспаривают положения применяемых Правила, а предъявление иска в суд является способом получить соответствующие социальные выплаты в обход общей очереди, что является недопустимым и приводит к неравенству участников программы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сурковой ФИО10, Суркову ФИО11 к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о возложении обязанности осуществить социальную выплату в размере 35 % расчётной стоимости жилого дома в рамках подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильём молодых семей» федеральной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отказать

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лебедянский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Н. В. Ростова

Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2022 года

2-581/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Суркова Екатерина Вячеславовна
Сурков Евгений Иванович
Ответчики
администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области
Администрация сельского поселения Яблоневский сельсовет Лебедянского муниципального района
Администрация Липецкой области
Суд
Лебедянский районный суд Липецкой области
Судья
Ростова Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
lebedsud.lpk.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация административного искового заявления
24.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2022Подготовка дела (собеседование)
08.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
15.07.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
29.07.2022Судебное заседание
05.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее