Решение по делу № 8а-17771/2020 [88а-18559/2020] от 30.10.2020

                                                                                            № 88а-18559/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                 01 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Савельевой Л.А.,

судей               Чирковой Т.Н., Ермолаевой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Семенова Евгения Васильевича на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 октября 2020 года по административному делу 2а-1769/2020 по административному исковому заявлению Семенова Евгения Васильевича к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным действий (бездействия) в неисполнении Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснение Семенова Е.В. по доводам кассационной жалобы, возражения представителя Губернатора ХМАО-Югры и Аппарата Губернатора ХМАО – Югры Кузнецовой С.Н. и представителя Департамента социального развития ХМАО-Югры Платоновой Н.И. относительно доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Семенов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Комаровой Н.В., в котором просил обязать Губернатора округа в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, Основного закона автономного округа, закона «О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» исполнить положения подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции»).

В обоснование требований указал, что с 1 ноября 2016 года он является пенсионером, с 10 ноября 2016 года получает страховую пенсию по старости.

При стаже государственной гражданской службы 32 года ему согласно протоколу комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2017 года, назначена пенсия за выслугу лет с 08 ноября 2016 года.

Указывает, что по каждому случаю повышения государством размера страховой пенсии на уровень инфляции, Департаментом социального развития автономного округа, на основании пункта 1 статьи 26 и пункта 3 статьи 29 Закона «О государственной гражданской службе Ханты- Мансийского автономного округа-Югры», производится перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения на эту же сумму.

Указывает, что его пенсионное обеспечение не растет, а ежегодно сокращается на уровень инфляции, что свидетельствует о недопустимости снижения размера пенсии за выслугу лет.

Длительное неисполнение органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в лице Губернатора округа Комаровой Н.В. подпункта «в» 1 Указа Президента Российской Федерации затрагивает его права и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации и причиняет ему значительный материальный и моральный ущерб.

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 октября 2020 года, в удовлетворении требований Семенову Е.В. отказано.

В кассационной жалобе, поданной в кассационный суд общей юрисдикции 26 октября 2020 года, Семенов Е.В. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, виду неправильного применения судами норм материального права.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) (КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судебными инстанциями не допущено.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, решением Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет и Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 февраля 2017 года № 90-рп, Семенову Е.В. назначена пенсия за выслугу лет с 8 ноября 2016 года.

Распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 13 июля 2018 года осуществлена индексация с 1 января 2018 года пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с применением индекса 1,02.

Распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 18 февраля 2019 года осуществлена индексация с 1 января 2019 года пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с применением индекса 1,02.

Уведомлениями Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 мая 2017 года № 15-исх-7648; от 20 февраля 2018 года № 15-исх-3952; от 09 августа 2018 года № 15-исх-3952 с приложенными расчетами размера пенсии за выслугу лет, Семенову Е.В. сообщалось о суммах назначаемой ему пенсии за выслугу лет, с указаниями размера трудовой пенсии по старости и учитываемой при расчете суммы за выслугу лет.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на Правительство Российской Федерации возложено обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в частности, обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Семенов Е.В., полагая, что действия Департамента социального развития автономного округа по перерасчету пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения противоречат Конституции Российской Федерации и подпункту «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обратился в суд.

Отказывая Семенову Е.В. в удовлетворении требований о возложении обязанности на Губернатора округа исполнить Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» в части обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, суд первой инстанции исходил из того, что Губернатор автономного округа не является субъектом исполнения положений подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а соответственно указанные поручения, данные Президентом Российской Федерации непосредственно Правительству Российской Федерации, и закрепленные в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации №204 (утратил силу Указом Президента от 21.07.2020 №474), не могут быть распространены на административного ответчика в лице Губернатора указанного округа.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указал административному истцу на защиту его нарушенных прав в порядке оспаривания нормативно-правового регулирования в области пенсионного обеспечения либо оспаривание размера начисляемой пенсии.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в силу следующего.

Согласно подпункту «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации надлежало обеспечить обеспечение устойчивого роста доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Губернатор автономного округа в рамках полномочий, закрепленных настоящим Законом, входит в систему органов государственной власти автономного округа и является высшим должностным лицом автономного округа.

Из анализа правовых норм настоящего Закона не следует, что высшее должностное лицо автономного округа относится к органам государственной власти Российской Федерации и в составе Правительства Российской Федерации организует напрямую исполнение федеральных конституционных законов, Указов Президента Российской Федерации.

Следовательно, Губернатор автономного округа, являясь высшим должностным лицом автономного округа, не является субъектом исполнения поручения Президента Российской Федерации, данного Правительству Российской Федерации в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации № 204, реализация положений которого выходит за пределы полномочий административного ответчика, установленных Федеральным законом № 184-ФЗ, и противоречит законодательству Российской Федерации, определяющему разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления (подпункт «ж», «з» пункта 1 статьи 1)

Условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления(пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Как следует из материалов дела, в Ханты-Мансийском автономном округе лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение за счет собственных средств округа. Пенсия за выслугу лет является дополнительной к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и назначается, выплачивается в порядке, установленном Правительством автономного округа.

Так, согласно частям 1, 3 статьи 23 Закона автономного округа от 31 декабря 2004 года № 97-ОЗ « О государственной гражданской службе Ханты-мансийского автономного округа – Югры) гражданский служащий автономного округа имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

Статьей 26 настоящего Закона № 97-ОЗ предусмотрено, что общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка, замещавшего должность гражданской службы автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 26 марта 2004 года № 113-П утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности автономного округа и должности государственной гражданской службы автономного округа. Кроме того, утвержден Порядок индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (постановление Правительства ХМАО-Югра от 24 февраля 2012 года № 77-П). Фактически на основании принятых административным ответчиком решений по индексации денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и окладов денежного содержания гражданских служащих автономного округа, индексация пенсии за выслугу лет осуществлялась в размерах, предусмотренных распоряжениями Правительства ХМАО-Югра в 2018, 2019 годах.

Как следует из объяснений представителя Департамента социального развития ХМАО-Югра Платоновой Н.И., в связи с имевшим место в 2017-2020 годах повышением страховой пенсии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, административным ответчиком произведен перерасчет пенсии за выслугу лет Семенову Е.В. за 2017-2020 годы.

В силу приведенных законоположений и с учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку поручения, данные Президентом Российской Федерации Правительству Российской Федерации и закрепленные в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» не могут непосредственно распространены на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, вследствие чего не может налагать на них обязанность принять какие-либо решения или совершить действия в целях его исполнения.

Вопреки доводам кассационной жалобы, в действиях Губернатора автономного округа, как и бездействие, выразившееся в уклонении от принятия решений либо от совершения действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, не установлено.

Не убедительными являются доводы кассационной жалобы о том, что судом не исследованы и не определены заявленные административным истцом обстоятельства, касающиеся вопроса пенсионного обеспечения лиц, замещавшим должности гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, существующая в округе практика производить перерасчет пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения по каждому случаю индексации Правительством Российской Федерации страховых пенсий на уровень инфляции на эту же сумму, нарушает нормы Конституции Российской Федерации, положение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204.

Как установлено судами, индексация пенсии за выслугу лет в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры, производится в соответствии с Законом автономного округа от 31.12.2004 №97-ОЗ «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

Заявленные требования административного истца к должностному лицу –Губернатору автономного округа о неисполнении Указа Президента Российской Федерации в части обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции не свидетельствует о наличии спора по вопросу назначения и перерасчета пенсионного обеспечения, в том числе пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, который рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Сам Закон автономного округа от 31.12.2004 №97-ОЗ не признан противоречащим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Суды не праве предопределять действия органов государственной власти Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в правовые акты, вмешиваться в их нормотворческую деятельность и обязывать принять тот или иной правовой акт, внести в него изменения или дополнения, либо отменить его в силу принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (подпункт «д» пункта 1 статьи1 № ФЗ -184 от 06.10.1999).

Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах им дана правильная правовая оценка, оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции не содержат.

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семенова Евгения Васильевича – без удовлетворения.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).

Председательствующий

Судьи

8а-17771/2020 [88а-18559/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Евгений Васильевич
Ответчики
Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Комарова Наталья Владимировна
Другие
Департамент социального развития Администрации города Ханты-Мансийска
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Савельева Любовь Александровна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
01.12.2020Судебное заседание
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее