Решение по делу № 3а-383/2019 от 22.04.2019

Дело №3а-383/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 5 июня 2019 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Шинаковой М.В.,

прокуроров Акулича С.П., Загвоздиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного Козенкова Александра Сергеевича об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 11 апреля 2019 года №118/706-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 10 марта 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 27 марта 2019 года №199 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области»,

установил:

общественное объединение граждан – инициативная группа по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного Козенкова А.С. обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 11 апреля 2019 года №118/706-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 10 марта 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 27 марта 2019 года №199 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области».

В обоснование исковых требований указано, что члены инициативной группы по проведению референдума Архангельской области обратились с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума по вопросу: «Вы за то, чтобы полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, утверждению правил землепользования и застройки, утверждению документации по планировке территории в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом РФ на территории Архангельской области осуществлялись органами местного самоуправления?». Постановлением избирательной комиссии Архангельской области в регистрации инициативной группы было отказано со ссылкой на постановление Архангельского областного Собрания депутатов, которым выносимый на референдум вопрос признан несоответствующим закону. Оспариваемыми постановлениями нарушены права членов инициативной группы по проведению референдума – общественного объединения граждан, гарантированные пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, в частности право на участие в референдуме. Выносимый на референдум вопрос не противоречит законодательству Российской Федерации, относится к совместному ведению субъекта Российской Федерации и Российской Федерации. Предложенный инициативной группой вопрос референдума соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 закона Архангельской области от 15 июля 2003 года №184-23-ОЗ «О референдуме Архангельской области». В Архангельской области 19 ноября 2018 года был принят областной закон №30-3-0З «О внесении изменения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», которым произведено перераспределение указанных градостроительных полномочий в пользу органов государственной власти Архангельской области в сфере градостроительной деятельности. Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений, препятствующих принятию на референдуме субъекта Российской Федерации в рамках предмета ведения субъекта Российской Федерации, определенного статьей 8.2. Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопроса о перераспределении градостроительных полномочий иным образом, нежели это сделано в настоящее время на основании указанного областного закона.

В судебном заседании представитель административного истца Королев Е.В. заявленные требования поддержал.

    Представители административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов Худякова И.В., Фишова Ю.С. с заявленными требованиями не согласились.    

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Архангельской области Прилуцкая Н.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Архангельской области Андреечев И.С. с заявленными требованиями не согласился.

Позиция административных ответчиков, заинтересованного лица подробно изложена в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела.

Прокуроры областной прокуратуры Акулич С.П., Загвоздина Н.А. дали заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Изучив материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 8 областного закона от 15 июля 2003 года №184-23-ОЗ «О референдуме Архангельской области» (далее – областной закон о референдуме).

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что 10 марта 2019 года на собрании инициативной группы в количестве 20 человек было принято решение о создании из числа участников собрания инициативной группы по проведению референдума и о выдвижении инициативы проведения референдума Архангельской области по вопросу осуществления органами местного самоуправления на территории Архангельской области полномочий по подготовке и утверждению документов территориального планирования, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, утверждению правил землепользования и застройки, утверждению документации по планировке территории в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно пунктам 2-4 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Аналогичные нормы содержатся в областном законе о референдуме (статья 11).

11 марта 2019 года в избирательную комиссию Архангельской области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области. На референдум предлагалось вынести вопрос: «Вы за то, чтобы полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, утверждению правил землепользования и застройки, утверждению документации по планировке территории в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом РФ на территории Архангельской области осуществлялись органами местного самоуправления?».

К ходатайству был приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума Архангельской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования принять решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума.

21 марта 2019 года на заседании избирательной комиссии Архангельской области было рассмотрено ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы. Поскольку представленные документы соответствовали требованиям Федерального закона №67-ФЗ и областного закона о референдуме, комиссией принято решение о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области и приложенных к нему документов в Архангельское областное Собрание депутатов.

В силу пунктов 6, 8, 11 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ, пунктов 7, 9, 10 статьи 11 областного закона о референдуме законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области поступило в Архангельское областное Собрание депутатов 21 марта 2019 года.

Проект постановления Архангельского областного Собрания депутатов о несоответствии предложенного инициативной группой по проведению референдума Архангельской области вопроса требованиям статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ и статьи 6 областного закона о референдуме внесен депутатом Чесноковым И.А. в Архангельское областное Собрание депутатов на основании статьи 33 Устава Архангельской области.

На данный проект были получены положительные заключения Губернатора Архангельской области, прокуратуры Архангельской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и вопросам местного самоуправления и государственно-правового управления аппарата Архангельского областного Собрания депутатов.

27 марта 2019 года на заседании Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва было принято постановление №199, которым предлагаемый для вынесения на референдум Архангельской области вопрос «Вы за то, чтобы полномочия по подготовке и утверждению документов территориального планирования, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, утверждению правил землепользования и застройки, утверждению документации по планировке территории в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом РФ на территории Архангельской области осуществлялись органами местного самоуправления?» признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ и статьи 6 областного закона о референдуме.

На заседании присутствовало 42 депутата из 44 избранных. За принятие данного постановления проголосовало 25 депутатов, против – 16 депутатов, воздержался – 1 депутат. Решение принято большинством голосов от числа избранных депутатов.

Соблюдение порядка принятия Архангельским областным Собранием депутатов оспариваемого постановления №199 подтверждается выпиской из протокола голосования и выпиской из протокола заседания Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва (шестая сессия) от 27 марта 2019 года, надлежащим образом заверенными административным ответчиком Архангельским областным Собранием депутатов, не доверять которым у суда нет оснований.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого постановления Архангельским областным Собранием депутатов был соблюден.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральным законодателем в рамках регулирования отношений по реализации права граждан на участие в референдуме были установлены условия организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации, которые, однако, подлежат применению не сами по себе, а исключительно во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующего ее законодательства, как оказывающими непосредственное влияние на определение допустимости вынесения того или иного вопроса на референдум субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (пункт 2); вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).

Предложенный вопрос референдума относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и урегулирован федеральным законом.

Так, в соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Механизм перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона №131-Ф3 предусмотрено: 1)законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок нe менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года; 2)    не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1 (принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов), 2 (установление официальных символов муниципального образования), 7 (учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации), 8 (осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами) части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 (полномочия, находящиеся в исключительной компетенция представительного органа муниципального образования) Федерального закона №131-Ф3.

Аналогичное положение содержится в части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

Механизм перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации введен Федеральным законом от 27 мая 2014 года №136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №136-Ф3) и применяется с 27 мая 2014 года.

Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

29 декабря 2014 года принят Федеральный закон №485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 485-ФЗ), который вступил в силу 09 января 2015 года.

Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона №485-ФЗ допускается перераспределение полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

С 1 января 2019 года вступил в силу областной закон от 19 ноября 2018 года №30-3-ОЗ «О внесении изменения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (далее – областной закон №30-3-ОЗ).

Областным законом №30-3-ОЗ областной закон от 23 сентября 2004 года №259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (далее - областной закон №259-внеоч.-ОЗ) дополнен главой V11.6, которой перераспределены отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и органами государственной власти Архангельской области по:

подготовке, согласованию и утверждению генеральных планов городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области, а также схем территориального планирования муниципальных районов Архангельской области;

подготовке, согласованию и утверждению правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области, соответствующих межселенных территорий в границах муниципальных районов Архангельской области;

организации и проведению общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, по проектам, предусматривающим внесение изменений в утвержденные генеральные планы, правила землепользования и застройки.

Положения областного закона №30-3-ОЗ не распространяются на муниципальные образования «Мирный» и «Новая Земля». Это обусловлено наличием особого статуса этих муниципальных образований. В границы муниципального образования «Мирный» входит территория закрытого административно-территориального образования – города Мирного, а на территории муниципального образования «Новая Земля» расположен и функционирует Центральный полигон России.

Согласно статье 2 указанный областной закон вступил в силу с 1 января 2019 года и действует до 31 декабря 2023 года включительно.

Таким образом, из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №184-ФЗ и Федерального закона №131-ФЗ следует, что между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области градостроительной деятельности.

Указанными нормативными правовыми актами федерального уровня предусмотрена возможность и условия перераспределения таких полномочий, что свидетельствует об урегулировании выносимого на референдум вопроса федеральным законодательством.

Предложенный на референдум вопрос противоречит законодательству Российской Федерации.

Как было указано выше, перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Областным законом №259-внеоч.-ОЗ перераспределены отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и органами государственной власти Архангельской области на срок до 31 декабря 2023 года.

Законом Архангельской области от 17 декабря 2018 года №35-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены расходы на осуществление министерством строительства и архитектуры Архангельской области перераспределенных областным законом №30-3-ОЗ полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, необходимые бюджетные ассигнования доведены до министерства, а министерством указанные бюджетные средства доведены до подведомственного учреждения – ГАУ АО «АРЦЦС», которым, в том числе уже осуществлена закупка в целях исполнения полномочий министерства в сфере градостроительной деятельности.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 11 июня 2003 года №10-П и от 21 марта 2007 года №3-П, в конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум, обеспечивающий непосредственное участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решений, легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства. Данному выводу корреспондирует позиция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая в Рекомендации 1704 (2005) от 29 апреля 2005 года обращает внимание на то, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов как законодательных органов и в обход принципа верховенства права (пункты 5 и 8).

Следовательно, осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с референдумом Российской Федерации, федеральный законодатель должен обеспечить такие условия и порядок их реализации, чтобы референдум не мог использоваться как институт, подменяющий иные институты непосредственной демократии, либо как противовес институтам представительной демократии, в том числе в нарушение исключительных прерогатив Федерального Собрания или других федеральных органов государственной власти, которые должны осуществляться в иных конституционно установленных формах законотворчества как способа принятия государственных решений.

Предусмотренный федеральным законодательством механизм перераспределения указанных полномочий фактически реализован в областном законе №259-внеоч.-ОЗ и указанные полномочия не могут быть пересмотрены на референдуме Архангельской области.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Вопрос, предлагаемый инициативной группой на референдум, не соответствует указанному требованию в части неопределенности правовых последствий принятого на референдуме решения.

Из содержания административного искового заявления, а так же объяснения представителя административного истца в судебном заседании следует, что планируемый инициативной группой референдум Архангельской области имеет своей целью - определить волю населения Архангельской области, а в случае положительного ответа проживающих в Архангельской области граждан на вопрос референдума областной закон №30-3-ОЗ будет подлежать отмене (изменению) в установленном законом порядке.

Таким образом, позиция административного истца подтверждает возможность множественного толкования вопроса, вынесенного инициативной группой, и неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения в случае его проведения, что на действующем законодательстве не основано.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона №67-ФЗ решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении (пункт 1), решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации (пункт 3), решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке (пункт 6).

В то же время вопрос, предлагаемый к вынесению на референдум Архангельской области, не содержит требований, адресованных органам государственной власти Архангельской области, не формулирует для них каких-либо обязанностей, запретов или позволений.

Вопреки доводам административного истца ответ на предлагаемый вопрос референдума не подразумевает автоматического внесения изменений или отмены соответствующих положений областного закона №259-внеоч.-ОЗ.

Так же, вопрос, предлагаемый к вынесению на референдум Архангельской области, не учитывает разграничения в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ полномочий между органами местного самоуправления сельских и городских поселений, муниципальных районов.

Предложенная формулировка вопроса не учитывает уже произведенное перераспределение полномочий в сфере градостроительной деятельности в соответствии с механизмом перераспределения полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.

С учетом изложенного, оспариваемые постановления избирательной комиссии Архангельской области, а также Архангельского областного Собрания депутатов действующему законодательству не противоречат, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного Козенкова Александра Сергеевича об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 11 апреля 2019 года №118/706-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 10 марта 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 27 марта 2019 года №199 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:

судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин

3а-383/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Архангельской области
Общественное объединение граждан – инициативная группа по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного Козенкова Александра Сергеевича
Ответчики
Избирательная комиссия Архангельской области
Архангельское областное Собрание депутатов
Другие
Губернатор Архангельской области Орлов Игорь Анатольевич
Королев Евгений Вячеславович
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее