Дело № 2-124/2022
УИД 29RS0025-01-2022-000164-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Октябрьский 25 апреля 2022 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Абакумовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Потеенок Н.Е. к администрации Устьянского муниципального района о возложении обязанности произвести капитальный ремонт системы отопления и печи в жилом помещении,
установил:
государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее по тексту ГЖИ Архангельской области) обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Потеенок Н.Е. к администрации Устьянского муниципального района о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решений суда в законную силу произвести капитальный ремонт системы отопления и печи в квартире .... Требования мотивированы тем, что истец является нанимателем вышеуказанной квартиры, принадлежащей ответчику, и предоставленной истцу по договору социального найма. Отопление квартиры производится от встроенного котла и печи, которые отработали установленный эксплуатационный срок, котел находится в нерабочем состоянии, печь требует ремонта. Непринятие ответчиком мер к проведению капитального ремонта приводит к нарушению прав истца на жилище и на благоприятный микроклимат в жилом помещении.
Представитель истца ГЖИ Архангельской области о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Истец Понеенок Н.Е. на судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, посредством телефонограммы, в ранее направленных в суд письменных отзывах исковые требования ГЖИ в её интересах поддержала. Кроме того, заявляла об увеличении исковых требований, которые были отклонены, в связи с ненадлежащим оформлением поступивших в электронном виде заявлений.
Представитель ответчика администрации Устьянского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава администрации Котлов С.А. просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Согласно письменному отзыву администрация планирует проведение ремонта системы отопления и печи в квартире ... в летний период 2022 года. В настоящее время из-за низких температур воздуха не представляется возможным провести ремонт системы отопления и печи незамедлительно. Администрацией района готовится сметная документация для проведения ремонта системы отопления и печи, а также документация для объявления аукциона на выполнение указанных работ. На время проведения капитального ремонта отопления и печи истцу Потеенок Н.Е. предложено другое жилое помещение в том же населенном пункте.
По определению суда на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, истца, представителя ответчика.
Суд исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Установлено, что ГЖИ Архангельской области обратилось в суд с иском в интересах Потеенок Н.Е. в соответствии с п. 4 ч.12 ст. 20 Жилищного Кодекса (далее по тексту ЖК РФ). Истец поддержала заявленные инспекцией в её интересах исковые требования о защите её жилищных прав как нанимателя по договору социального найма жилого помещения.
Статьей 1 ЖК РФ установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы муниципального образования в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Из содержания ч.2 ст.19 ЖК РФ следует, что муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Подпунктом 3 части 1 статьи 10 Устава МО «Устьянский муниципальный района» к вопросам местного значения МО «Устьянский муниципальный района» относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Судом установлено, что квартира ... является собственностью Устьянского муниципального района. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из реестра имущества МО «Устьянский муниципальный район» и ответчиком не оспариваются.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Судом установлено, что истец Потеенок Н.Е. проживает в квартире ..., предоставленной ей по договору социального найма ... от ...г.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Потеенок Н.Е. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества отсутствуют, что подтверждается уведомлением от 03 марта 2022 г.
Из технического паспорта на жилой дом № ... по адресу: ..., по состоянию на ...г., следует, что дом 1969 года постройки, одноэтажный, двухквартирный, имеет отопление – от собственной котельной.
Согласно экспертному заключению ООО «Вологодское объединение проектировщиков и экспертов» от 16 декабря 2021 г. категория технического состояния строительных конструкций вышеуказанного дома квалифицируется как работоспособное, дальнейшая эксплуатация здания возможна с проведением ремонтных работ по устранению выявленных недостатков.
Из заключения ... от 26 января 2022 г. следует, что отсутствуют основания для признания многоквартирного жилого дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу.
На основании обращения Потеенок Н.Е. государственной жилищной инспекцией Архангельской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что система отопления и печь (кухонный очаг) в квартире ... находятся в неисправном состоянии, требуется проведение капитального ремонта.
Согласно акту осмотра, проведенного помощником прокурора Устьянского района Злобиным Д.А., с участием представителей Управления строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», ОНДиПР Вельского и Устьянского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Архангельской области, заявителя Потеенок Н.Е. 24 декабря 2021 г. на основании поступившего в прокуратору района обращения от 13 декабря 2021 г. с целью установления причин неисправности системы отопления, квартира № ... оборудована системой парового отопления, водонагрейный котел заводского образца (чугунный), трубы, батареи. При визуальном осмотре видимых следов разрыва котла, труб, батарей не выявлено. Котел не разборный. Без демонтажа и разбора котла установить причину неисправности не представляется возможным. С учетом общего состояния паровой котел отопления целесообразно проведение запитки котла и батарей (при протечке), а также труб отопительной системы. На кухне квартиры имеется отопительная печь. При осмотре печи установлено, что данная печь расположены справа от водонагрейного котла. Печь и котел имеют общие колодца, а именно в колодцах печи имеются две вьюшки (заслонки). На момент осмотра данная печь топится. Правая часть топочного пространства, внешняя его сторона, имеет место размерами 30*40 в котором отсутствует штукатурка и побелка. При осмотре передней части печи, с которой расположены дверца топки, тоже имеются признаки визуальных разрушений. Часть шпаклевки отсутствует.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, со стороны ответчика не представлено.
В соответствии со статьей 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения по договору социального найма является обязанностью наймодателя, если иное не предусмотрено договором найма жилого помещения.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, предусмотрел обязанность наймодателя осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (подпункт "в" пункта 5).
Как следует из п/п «в» п. 5 договора социального найма жилого помещения ... от 29 ноября 2012 года, заключенного с Потеенок Н.Е. администрация МО «Устьянский муниципальный район» обязалась осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В Правилах пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25, нанимателю предоставлено право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения (подпункт "д" пункта 9).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов; 3) ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1 статьи 166 ЖК РФ).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме может быть расширен в соответствии с частями 2 - 5 статьи 166 ЖК РФ.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии счастью 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" отнесены, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с п.п.3,4 Правил отопление - есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с п. 65 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.
В преамбуле Правил установлено, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пункт 2.4.2 Правил предусматривает, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
В соответствии с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (Р), введенного в действие с 1.07.1989 г. и действующего до настоящего времени, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации отопительных печей (на дровяном топливе) до постановки на капитальный ремонт составляет 30 лет. На момент предъявления иска срок эксплуатации печей составляет 48 лет.
Согласно п. 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (Р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
В соответствии с п. 2.1.3 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее по тексту - Правил), обнаруженные дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией.
Согласно п. 4.9.1.3 Правил неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
В силу п. 2.4.2 Правил комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, производятся при капитальном ремонте многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено, что жилой дом находится в эксплуатации без капитального ремонта с момента постройки, в том числе не проводился ремонт отопительных печей, которые в настоящее время находятся в технически не пригодном для эксплуатации состоянии, требуют капитального ремонта.
Ответчиком доказательств, опровергающих доводы истцов о необходимости капитального ремонта системы отопления и кухонной печи, как это предусмотрено ст. 56 ГПК РФ, в суд не представлено.
В силу Федерального Закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устава МО «Устьянский муниципальный район» организация теплоснабжения относится к прямой обязанности администрации Устьянского муниципального района.
На основании совокупности изложенного, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта отопительных печей в квартире истца, ответственность за организацию и проведение которого несет собственник и наймодатель- администрация Устьянского муниципального района.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
С учетом приведенных положений закона, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого администрации Устьянского муниципального района должна выполнить возложенные обязанности. Предлагаемый истцом срок - один месяц с момента вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения возложенных на ответчика обязанностей
При указанных обстоятельствах исковые требования государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Потеенок Н.Е. к администрации Устьянского муниципального района о возложении обязанности произвести капитальный ремонт системы отопления и печи в жилом помещении подлежат удовлетворению.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Государственная пошлина по делу взысканию с ответчика не подлежит, поскольку ответчик освобожден от её уплаты на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ....
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░ 2022 ░░░░.