Дело № 2-512/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижние Серги 13 сентября 2011 г.
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Глухих Г.А.,
при секретаре Сухих О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 512/2011 по иску прокурора Нижнесергинского района, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кленовского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Кленовского сельского поселения об обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Нижнесергинского района в соответствии с обращением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (Управление Россельхознадзора по Свердловской области) ФИО4 проведена проверка по выявлению несанкционированных свалок на территории Нижнесергинского района.
В ходе проверки прокуратурой Нижнесергинского района ДД.ММ.ГГГГ с привлечением заведующего отделом по охране окружающей среды и ЧС администрации Нижнесергинского муниципального района ФИО5, главного специалиста территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Артинское управление сельского хозяйства и продовольствия <адрес> ФИО6, государственного инспектора отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (Управление Россельхознадзора по <адрес>) ФИО7, специалиста отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (Управление Россельхознадзора по <адрес>) ФИО10 было проведено обследование земель сельскохозяйственного назначения площадью 58 323 га с целью выявления фактов захламления, свалок, скопления отходов производства и потребления, расположенных в границах <адрес>.
В ходе проведения обследования (Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ) на территории Кленовского сельского поселения установлено наличие несанкционированных свалок:
1. Несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов (далее ТБО), расположенная между 281-282 км а/д Екатеринбург – Пермь в карьере, площадью около 0,3 га (земли лесного фонда).
2. Несанкционированная свалка ТБО, расположенная в карьере на въезде в <адрес> с а/д Екатеринбург – Пермь, площадью около 3 га (земли сельхоз назначения).
3. Несанкционированная свалка ТБО, расположенная на расстоянии 1 км от <адрес> в направлении д. Талица, с правой стороны дороги в лесном массиве, площадью около 0,2 га (земли лесного фонда).
4. Несанкционированная свалка ТБО, расположенная на расстоянии 3 км от <адрес> в направлении д. Упея с левой стороны дороги, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения).
5. Несанкционированная свалка ТБО, расположенная: поворот у вышки сотовой связи на въезде в д. Васькино со стороны д. Упея на север, угол поля и лесного массива, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения).
6. Несанкционированная свалка ТБО в карьере, расположенном на расстоянии 800 м на юго-восток от вышки сотовой связи д. Васькино, площадью около 1,0 га (земли сельхоз назначения).
Бездействием администрации Кленовского сельского поселения по устранению несанкционированных свалок ТБО нарушаются закрепленные ст. 42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возникает потенциальная угроза возникновения инфекционных заболеваний, загрязнения окружающей среды.
Просит обязать администрацию Кленовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов.
Представитель прокуратуры ФИО8 в судебном заседании уточнил исковые требования (л.д. 47-48), просил обязать администрацию Кленовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить на территории Кленовского сельского поселения несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов:
1) несанкционированная свалка ТБО, расположенная в карьере на въезде в <адрес> с а/д Екатеринбург – Пермь, площадью около 3 га (земли сельхоз назначения),
2) несанкционированная свалка ТБО, расположенная на расстоянии 1 км от <адрес> в направлении д. Талица, с правой стороны дороги в лесном массиве, площадью около 0,2 га. (земли лесного фонда),
3) несанкционированные свалки ТБО, расположенные на расстоянии 3 км от <адрес> в направлении д. Упея с левой стороны дороги, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения),
4) несанкционированная свалка ТБО, расположенная: поворот у вышки сотовой связи на въезде в д. Васькино со стороны д. Упея на север, угол поля и лесного массива, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения),
5) несанкционированная свалка ТБО в карьере, расположенном на расстоянии 800 м на юго-восток от вышки сотовой связи д. Васькино, площадью около 1,0 га (земли сельхоз назначения),
6) складирование леса по правой стороне а/д Бисерть-Старобухарово, в верховьях пруда <адрес>, угол поля и лесного массива, площадью около 1, 0 га (земли сельхоз назначения),
7) несанкционированная свалка ТБО, расположенная в карьере, рядом с кладбищем <адрес>, площадью около 0,37 га (земли сельхоз назначения).
После выступления представителей ответчика и третьего лица отказался от поддержания уточненных исковых требований по п. 6.
Представитель ответчика ФИО9 в судебном заседании с требованиями прокурора согласился, пояснил, что свалки, указанные в пунктах 2, 3, 4 небольшие, поэтому убрать их до ДД.ММ.ГГГГ будет возможно, другие – большие, поэтому их устранение будет затруднительно, устранить их получится только после сдачи полигона ТБО, строительство которого пока приостановлено. Также не согласен с тем, что складирование леса по правой стороне а/д Бисерть-Старобухарово, в верховьях пруда <адрес>, угол поля и лесного массива, площадью около 1, 0 га (земли сельхоз назначения), расположено на территории Кленовского сельского поселения, считает, что эта территории относится к Бисертскому городскому округу.
В судебное заседание представителем ответчика представлен картографический материал, подтверждающий, что складирование леса по правой стороне а/д Бисерть-Старобухарово, в верховьях пруда <адрес>, угол поля и лесного массива, площадью около 1, 0 га (земли сельхоз назначения), относится к Бисертскому городскому округу, а не к Кленовскому сельскому поселению (л.д. 67-68).
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> ФИО10 в судебном заседании уточненные требования прокурора поддержал. Дополнительно пояснил, что складирование леса по правой стороне а/д Бисерть-Старобухарово, в верховьях пруда <адрес>, угол поля и лесного массива, площадью около 1, 0 га (земли сельхоз назначения), расположено на территории Бисертского городского округа.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 1.2 раздела I СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Согласно представленному акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на территории Нижнесергниского муниципального района, в том числе и на территории Кленовского сельского поселения, установлено наличие несанкционированных свалок (л.д. 10-13), расположение которых отмечено на картах земельных участков (л.д. 14-16), отражено на приложенных к акту фотографиях (л.д. 17-25).
Расположения указанных прокурором в п.п. 1-5, 7 мест несанкционированных свалок ТБО в границах Кленовского сельского поселения подтверждается <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 85-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>» и приложенными к нему картографическими материалами (л.д.49-61).
Указанные выше факты свидетельствуют о том, что администрация Кленовского сельского поселения не выполняет свои обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Кленовского сельского поселения.
Учитывая изложенное, суд считает, обоснованными доводы истца об обязании ответчика устранить выявленные нарушения.
При этом ссуд принимает во внимание признание иска ответчиком.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подлежит взысканию с администрации Кленовского сельского поселения в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Нижнесергинского района Свердловской области удовлетворить.
Обязать администрацию Кленовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить на территории Кленовского сельского поселения несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов:
1) несанкционированная свалка ТБО, расположенная в карьере на въезде в <адрес> с а/д Екатеринбург – Пермь, площадью около 3 га (земли сельхоз назначения),
2) несанкционированная свалка ТБО, расположенная на расстоянии 1 км от <адрес> в направлении д. Талица, с правой стороны дороги в лесном массиве, площадью около 0,2 га. (земли лесного фонда),
3) несанкционированные свалки ТБО, расположенные на расстоянии 3 км от <адрес> в направлении д. Упея с левой стороны дороги, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения),
4) несанкционированная свалка ТБО, расположенная: поворот у вышки сотовой связи на въезде в д. Васькино со стороны д. Упея на север, угол поля и лесного массива, площадью около 0,1 га (земли сельхоз назначения),
5) несанкционированная свалка ТБО в карьере, расположенном на расстоянии 800 м на юго-восток от вышки сотовой связи д. Васькино, площадью около 1,0 га (земли сельхоз назначения),
6) несанкционированная свалка ТБО, расположенная в карьере, рядом с кладбищем <адрес>, площадью около 0,37 га (земли сельхоз назначения).
Взыскать с администрации Кленовского сельского поселения в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Нижнесергинский районный суд.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты> Г.А. Глухих