РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021г. ***
Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Рузиной Е.И., с участием представителя административных истцов Любарского С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Лисина Д. А., Лисина В. А. к администрации *** г.Н.Новгорода о признании незаконным решения об отказе во включении в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования ***, обязании включить в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования ***,
у с т а н о в и л:
Административный истец Лисин Д.А. обратился в суд с административным иском к администрации *** г.Н.Новгорода, указывая, что Лисин Д. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, на основании распоряжения администрации *** г. Н. Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, ч. 1 ст.8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу ч.7, ч.9 ст.8 вышеназванного Федерального закона он имеет право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и данное право сохраняется за ним по достижению возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилым помещением.
Административный истец Лисин Д. А. обратился с заявлением в администрацию *** г. Н. Новгорода о включении его в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ответом администрации *** г. Н. Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* * Лисину Д. А. отказано в приеме документов по вышеуказанному вопросу в связи с достижением возраста 23 лет.
Распоряжением администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р Лисину Д. А. отказано во включении в районный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Административный истец полагает, что вышеуказанный ответ и распоряжение администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р являются незаконными, так как противоречат абзацу второму ч. 1 ст. *** от ЧЧ*ММ*ГГ* N 147-3 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*), допускающему во включение лиц, достигших 23 летнего возраста, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также пункту 9 статьи 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* *- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которого право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Указанные выше действия администрации *** лишили административного истца законного права получить жилое помещение.
Административный истец Лисин Д.А. просит суд признать незаконным ответ администрации *** г. Н. Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* *. Признать незаконным и отменить распоряжение администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-*** администрацию *** включить Лисина Д. А. в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Административный истец Лисин В.А. обратился в суд с административным иском к администрации *** г.Н.Новгорода, указывая, что Лисин В. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, на основании распоряжения администрации *** г. Н. Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, ч. 1 ст.8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу ч.7, ч.9 ст.8 вышеназванного Федерального закона он имеет право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и данное право сохраняется за ним по достижению возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилым помещением.
Административный истец Лисин В. А. обратился с заявлением в администрацию *** г. Н. Новгорода о включении их в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ответом администрации *** г. Н. Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* * Лисину В. А. отказано в приеме документов по вышеуказанному вопросу в связи с достижением возраста 23 лет.
Распоряжением администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р Лисину В. А. отказано во включении в районный список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Административный истец полагает, что вышеуказанный ответ и распоряжение администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р являются незаконными, так как противоречат абзацу второму ч. 1 ст. *** от ЧЧ*ММ*ГГ* N 147-3 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*), допускающему во включение лиц, достигших 23 летнего возраста, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также пункту 9 статьи 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* *- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которого право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Указанные выше действия администрации *** лишили административного истца законного права получить жилое помещение.
Административный истец Лисин В.А. просит суд признать незаконным ответ администрации *** г. Н. Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* *. Признать незаконным и отменить распоряжение администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-*** администрацию *** включить Лисина В. А. в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Определением судьи Московского районного суда г.Н.Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* административные дела * по административному иску Лисина Д.А. и * по административному иску Лисина В.А. объединены в одно производство *, поскольку истцами являются родные братья, иски предъявлены к одному ответчику по одному предмету спора. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация ***, Министерство социальной политики ***, а также зарегистрированные по одному адресу вместе с административными истцами граждане Запольнова А.И., Запольнов В.А., Лисина О.С.
Административные истцы Лисин Д.А. и Лисин В.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель истцов по доверенности Любарский С.В., имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании иски поддержал и пояснил, что после лишения матери родительских прав опекуном Лисиных являлась их бабушка Запольнова А.И., которая их как членов семьи поставила в очередь на улучшение жилищных условий. Однако ей не было разъяснено, что Лисины, как дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Только в 2020 году Лисиным об этом стало известно, и они обратились в администрацию города за разъяснениями. После чего они сразу обратились в администрацию *** с заявлениями о включении их в Списки детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений. Однако в связи с достижением ими 23 летнего возраста им было отказано. Считает, что указанный срок ими был пропущен по уважительной причине. Просит иски удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрация *** г.Н.Новгорода в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные отзывы, в которых указал, что ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин В. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин Д. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, обратились в отдел опеки и попечительства управления образования администрации *** г.Н.Новгорода с заявлениями о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***, так как на общей площади 17,10 кв.м. зарегистрировано три человека.
На основании п. 5 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением *** от ЧЧ*ММ*ГГ* * (действующим на тот период времени), Лисину В.А. исх. * от ЧЧ*ММ*ГГ*, Лисину Д.А. исх. * от ЧЧ*ММ*ГГ* направлены письма об отказе в приеме документов по вопросу признания факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с достижением возраста 23 лет.
ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин В.А., ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин Д.А. обратились с заявлением о включении в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее Список), в связи с тем, что не являются нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или собственником жилого помещения.
ЧЧ*ММ*ГГ* данные заявления рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, действующей в соответствии с постановлением администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* * «Об утверждении Положения о районной межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан».
Комиссией установлено, что Лисин В.А. и Лисин Д.А. имеют регистрацию по месту жительства по адресу: *** Согласно представленных справок о состоянии расчетов по лицевому счету ком. 1,2,5, являются муниципальными.
В администрации района имеется копия договора социального найма жилого помещения от ЧЧ*ММ*ГГ* *, в соответствии с которым нанимателем ком. 1,2,5 является Запольнова А. ИвА., Лисины В.А. и Д.А. вселены в качестве членов ее семьи. Таким образом, указанные Лисиными В.А. и Д.А. основания для включения в Список, не подтверждены документально. На основании вышеизложенного, Лисины В.А. и Д.А. получили отказ во включении в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 1 ст. 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 159-ФЗ, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (распоряжения главы администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р, 423-р).
На основании вышеизложенного, считают ответы и распоряжения законными и обоснованными и просят суд в исковых требованиях Лисину В.А. и Лисину Д.А. отказать в полном объеме.
От представителя административного ответчика поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом процессе. По смыслу ч. 1 п. 2 ст. 150 КАС Российской Федерации, обязательное отложение наступает только при неявке надлежащим образом извещенного административного ответчика, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями, т.е. гражданина, выступающего в административном судопроизводстве исключительно в личном качестве. Отложение разбирательства административного дела при неявке участвующих в административном деле лиц при отсутствии оснований обязательного отложения, является правом суда, как и применение к таким лицам мер принудительного характера. В удовлетворении ходатайства об отложении судом было отказано, причина неявки была признана неуважительной.
Заинтересованные лица администрация ***, Министерство социальной политики ***, Запольнова А.И., Запольнов В.А., Лисина О.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административных истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу положений п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением Московского районного суда г.Н.Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* Лисина О. С. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Лисина В. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, Лисина Д. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения (л.д.34).
Отец Лисин А. В. умер ЧЧ*ММ*ГГ* (л.д.33).
Распоряжением администрации *** г.Н.Новгорода *-р от ЧЧ*ММ*ГГ* над несовершеннолетними Лисиными В.А. и Д.А. установлена опека. Опекуном назначена Запольнова А. ИвА.. За детьми сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г*** (л.д.31).
Согласно договора социального найма от ЧЧ*ММ*ГГ* наниматель жилого помещения по адресу: *** состоящего из трех комнат в коммунальной квартире, площадью 41,4 кв.м. является Запольнова А. ИвА. (л.д.38).
Согласно выписки из домовой книги в указанном жилом помещении на регистрационном учете состоят: наниматель Запольнова А.И., сын Запольнов В.А., внук Лисин В.А., внук Лисин Д.А., дочь Лисина О.С. (5 человек) (л.д.30).
Согласно ответа администрации *** г.Н.Новгорода на судебный запрос Лисин В.А. и Лисин Д.А. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ЧЧ*ММ*ГГ* помещения по адресу: *** в составе семьи бабушки Запольновой А.И.
ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин В. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин Д. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, обратились в отдел опеки и попечительства управления образования администрации *** г.Н.Новгорода с заявлением о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***, так как на общей площади 17,10 кв.м. зарегистрировано три человека.
На основании п. 5 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением *** от ЧЧ*ММ*ГГ* * (действующим на тот период времени), Лисину В.А. исх. * от ЧЧ*ММ*ГГ*, Лисину Д.А. исх. * от ЧЧ*ММ*ГГ* направлены письма об отказе в приеме документов по вопросу признания факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с достижением возраста 23 лет.
ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин В.А., ЧЧ*ММ*ГГ* Лисин Д.А. обратились с заявлением о включении в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее Список), в связи с тем, что не являются нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или собственником жилого помещения.
ЧЧ*ММ*ГГ* данные заявления рассмотрены на заседании Межведомственной комиссией по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, действующей в соответствии с постановлением администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* * «Об утверждении Положения о районной межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан».
Распоряжениями администрации *** от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р Лисину В. А., от ЧЧ*ММ*ГГ* *-р Лисину Д.В. отказано во включении в Список, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 1 ст. 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 159-ФЗ, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд не может согласится с данными отказами по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 приведенного Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ЧЧ*ММ*ГГ*, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Как указано выше, Лисины Д.А. и В.А. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 21.07.1987г. Как пояснил представитель истцов, бабушка Запольнова А.И., являвшаяся опекуном детей, ежегодно обновляла сведения о нуждаемости детей в улучшении жилищных условий, полагая, что свои обязанности опекуна выполняет надлежащим образом. О том, что детей следовало включить в специальный Список, они узнали только в 2020 году, когда обратились в администрацию города за разъяснениями, что подтверждается ответом департамента образования администрации города от ЧЧ*ММ*ГГ*. Лисину Д.А. исполнилось 23 года ЧЧ*ММ*ГГ*г., а Лисину В. – 25.03.2021г. исполнилось 25 лет. Учитывая, что с момента исполнения административным истцам 23-летнего возраста прошло незначительное количество времени, менее трех лет, а также, учитывая, что братья Лисины состоят в общей очереди на улучшение жилищных условий, следовательно, являются нуждающимися в улучшений жилищных условий и могли не знать о наличии специальных Списков для детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает, что имеются уважительные обстоятельства, по которым они не были включены в Списки до достижения возраста 23 лет. Суд приходит к выводу о возможности восстановления истцам срока для обращения с заявлением о включении в Списки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.2 Постановление *** от ЧЧ*ММ*ГГ* N 64 (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*) "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" проживание детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, признается невозможным в ранее занимаемых жилых помещениях, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
*** жилого помещения, приходящаяся на одного человека, проживающего в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет (п.п.2.3).
Как следует, из представленных документов Лисины Д.А. и В.А. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ***, состоящем из трех комнат в коммунальной квартире, жилой площадью 41,4 кв.м., общей площадью 42,2 кв.м. По указанному адресу зарегистрировано 5 человек, включая истцов, то есть на каждого проживающего приходится по 8,44 кв.м. общей площади.
В соответствии с Постановлением городской Думы г. Н.Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* N 14 в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена учетная норма в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека проживающего в коммунальной квартире.
Следовательно, размер общей площади, приходящейся на каждого из истцов в указанной квартире, составляет менее размера учетной нормы площади жилого помещения, установленной постановлением городской Думы ***, что свидетельствует о невозможности проживания братьев Лисиных в жилом помещении, в котором они зарегистрированы, и является основанием для включения Лисиных В.А. и Д.А. в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования ***.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 159-ФЗ).
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ* N 397.
Постановлением администрации г. Н.Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* N 3268 (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*)"О реализации отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан на территории муниципального образования городского округа ***" администрациям районов *** поручено осуществлять полномочия по организации и осуществлению деятельности по принятию решений по вопросам, касающимся защиты прав детей, опеки и попечительства, в том числе о включении в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования ***, и об исключении из районного списка (п. 4.3.7)
Таким образом, решения администрации *** г.Н.Новгорода в отношении братьев Лисиных об отказе в установлении факта невозможности проживания и во включении их в указанный Список следует признать незаконными и обязать администрацию *** включить их в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования ***.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░.░.░░░░░░░░░ ░░ ░░*░░*░░*, ░░░░░░░░░░░░ *-░ ░░ ░░*░░*░░* ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░.░.░░░░░░░░░ ░░ ░░*░░*░░*, ░░░░░░░░░░░░ *-░ ░░ 07.05.2021░. ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░*░░*░░* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░. ░., ░░*░░*░░* ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░